Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 05:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодых людей, занятых в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в их трудовую подготовку и переподготовку. Выбранные молодежью социальные ориентиры во многом определяют будущее общество. Составляя 48% общей численности экономически активного населения, молодые люди от 16 до 29 лет имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. По данным переписи населения в 1989 году, молодежи от 14 до 30 лет насчитывалось в Российской Федерации 34, 4 млн. человек
Введение…….………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы технологий регулирования занятости населения
1. 1. Определение основных понятий: «занятость» и «рынок труда» .........…. 7
1. 2. Нормативно правовые основы регулирования занятости……….... 12 Глава 2. Социальные технологии регулирования занятости молодежи
2. 1. Молодежь на рынке труда……………………. …………………………. 17
2. 2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди молодежи (анализ деятельности городского центра занятости населения города Улан-Удэ)………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………. ...40
Список использованной литературы…………………………………….... .…42
Принцип занятости, господствовавший в государственной политике нашей страны в течении многих лет, опирался на закрепленном в Конституциях СССР 1936 и 1977 годах сочетании права на труд и всеобщей обязанности трудиться, что прикрывало фактически скрытую безработицу. Этот принцип вел к уровню распределения доходов, снижая заинтересованность в результатах труда. Незанятость несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во “Всеобщей декларации прав человека”, где закреплено право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. [12 Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К. Н. Гусова. – М. , - 1999. – С. 213. ] С переходом к рынку в нашей стране открылись многие проблемы, в том числе и незанятость молодежи и других категорий населения, и все они требуют разработки прочной нормативно-правовой базы, которая гарантировала бы трудовые права работникам. В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынку труда, объединение национальной экономики в мировую систему, важной задачей становится реформа трудового законодательства. Формально началом образования рынка труда в России следует считать 1991 год, когда был принят Закон “О занятости населения РСФСР”. Формирование рыночных отношений в сфере труда связано с изменениями приоритетов в политике. Начав преобразования в отношении собственности, государство, прежде всего, признало право собственности на рабочую силу. Это право впервые зафиксировано в Законе“О занятости населения Российской Федерации” от 20 апреля 1996 г. , но уже с внесенными в него изменениями и дополнениями. [13См. Федеральный закон от 20 апреля 1996. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 21 июля 1998. , 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999. , 7 августа 2000. )]
Среди источников трудового права –Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года является основным законодательным актом, который носит юридическую силу и гарантирует добровольность труда, когда гражданин вправе как работать, так и не работать, выбирать ритм работы, ее объем и нагрузку. [14 Конституция РФ от 12 декабря 1993. ] Кроме Конституции Российской Федерации, следует отметить Кодекс Законов о труде (КЗоТ), который за всю историю развития трудового права является третьим. Первый КЗоТ был принят в 1918 году и просуществовал 4 года. Второй КЗоТ был принят 1922 году и действовал 50 лет. Действовавший до 2002 года КЗоТ был принят 1971 году и введен в действие 1 апреля 1972 года. С тех пор в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Однако самые крупные были внесены 5 февраля 1988 года и 25 сентября 1992 года. Последние изменения были внесены 18 января 2001 году. [15См. Кодекс законов о труде Российской Федерации в редакции на 25 сентября 1992 г. (с изменениями от 22 декабря 1992 г. , 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г. , 24 ноября 1996 г. , 17 марта 1997 г. , 6 мая, 24, 31 июля 1998 г. , 30 апреля 1999 г. , 27 декабря 2000 г. , 18 января 2001 г. )]
Данный Кодекс Законов мы рассмотрим только относительно проблемы трудоустройства молодежи, так как это необходимо для раскрытия темы курсовой работы. В КЗоТ есть отдельная глава, посвященная труду молодежи, где содержится комплекс основных норм, которые образуют систему охраны труда молодых людей, особенно несовершеннолетних (до 18 лет). В эту главу помещены специальные нормы – льготы по труду молодежи, относящихся к различным институтам трудового права. В статье 173 указан возраст, с которого допускается прием на работу. Как правило, это лица старше 15 лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ профтехучилищ, средних специальных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения. [16 Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К. Н. Гусова. – М. , - 1999. – С. 278. ] Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июля 1993 года утверждены основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, закрепившие общие принципы этой политики, среди которых есть две, касающихся труда молодежи: Обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан. Предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовки и трудоустройства. [17 Там же, С. 300. ] В статье 174 определены права несовершеннолетних в трудовых отношениях, где они приравниваются в трудовых правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени пользуются льготами. Трудовые льготы направлены на охрану неокрепшего организма физически и нравственно - психически, от производственных вредностей. Они предусмотрены статьями 43, 64, 174-183 КЗоТ. [18 Там же. ] Льготы и особенности регулирования труда молодежи можно условно разделить на следующее: льготное предоставление работы;
запреты и ограничения, направленные на сохранение здоровья и трудоспособности; льготные нормы выработки;
льготы в оплате труда;
льготное представление отпусков;
гарантии при расторжении трудового договора. [19 Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К. Н. Гусова. – М. , - 1999. – С. 313. ] В настоящее время действует пока союзный “Список тяжелых работ, с вредными и опасными условиями труда”, выполнение которых может причинить вред нравственному развитию молодежи, запрещенных для несовершеннолетних. По указанному списку определяется около 500 видов тяжелых, вредных и опасных работ, на какой бы форме собственности и организационно-правовой форме производства они не производились. Даже если сам подросток просит использовать его труд на этих видах труда, администрация не имеет право его принять на работу. [20 Там же. ] Как показывают медицинские осмотры при призыве в армию, здоровье молодежи резко ухудшилось. Многие выпускники средних образовательных школ имеют пониженный слух, зрение, увеличилось число нервных и других заболеваний. Чтобы работа по предлагаемому виду труда еще больше не вредила здоровью юноши или девушки и не стала причиной их увольнения по несоответствию состояния здоровья– введены обязательный предварительный медицинский осмотр для лиц моложе 21 года. Статья 181 отстаивает квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи, которая обязывает работодателя принимать выпускников общеобразовательных учреждений, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и поиске рабочего места. [21 Там же, С. 326. ] Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суде. Необходимо отметить, что старая редакция статьи 181 КЗоТ, то есть до ее изменения Законом Российской Федерации 18 июля 1995 года, говорила лишь об установлении квоты приема на работу и профессиональном обучении молодежи на производстве после окончания общеобразовательных, профессиональных учреждений, а также других лиц моложе 18 лет и запрещала отказ в приеме на работу этим лицам, направленным в счет квоты, представляя им право обжалования в суде. Новая редакция значительно расширила категорию молодежи, которую работодатель обязан принять на работу, направляемых службой занятости в порядке трудоустройства в счет квоты. [22 Комментарий к кодексу законов о труде РФ. / Под ред. К. Н. Гусова. – М. , - 1999. ] Также хорошо отражено обеспечение работой лиц, окончивших учреждения начального, среднего и высшего образования в статье 182, где предусмотрено, что лица, окончившие образовательные учреждения, обеспечиваются работой по полученной специальности, квалификации по заключенным с работодателями договорам. [23 Там же. ]
Таким образом, вместо десятилетиями существующей реформы обеспечения работой в правовом порядке (что ныне упразднено), всех выпускников общеобразовательных, профессиональных учреждений, готовивших молодых квалифицированных рабочих и специалистов введена договорная основа. Рассмотрев нормативно-правовую базу, мы увидели, что некоторые моменты недостаточно отражены, хотя совершенство - это необходимое условие законодательной базы. Не все статьи исполняются. Например, обязательство работодателя обеспечивать рабочие места молодым специалистам – это требование закона не выполняется. Существует много других неточностей и недостатков в нормативно-правовой базе. Поэтому, следует обратить особое внимание на действующий Закон о труде, так как без хорошей законодательной базы невозможно и построение хорошей государственной политики.
Глава 2. Технологии регулирования занятости молодежи
2. 1. Молодежь на рынке труда
В условиях структурной перестройки экономики большую роль играет изучение проблем, связанных с повышением занятости трудоспособного населения и прежде всего - молодежи, как наименее защищенной категории рабочей силы. Ее низкая конкурентоспособность на рынке труда объясняется отсутствием достаточного производственного опыта и необходимого стажа работы по специальности. При этом молодые люди нередко первыми попадают под сокращение при реорганизации предприятий или становятся безработными сразу же после окончания учебного заведения. По данным Госкомстата Российской Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от 25 до 40 %. [24Шуваева А. В. Концепция занятости молодежи на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2001. - №3]По данным Городского Центра Занятости Населения (ГЦЗН) города Улан-Удэ на 1 января 2002 года из 3783 безработных 31, 5 % составляет молодежь в возрасте от 16 до 19 лет.
Основные показатели занятости и рынка труда варьируют в зависимости от возрастных характеристик экономически активного населения. Как правило, наибольшие проблемы с трудом возникают у молодежи.
Экономическая активность молодежи во многом зависит от того, какая ее часть, обучается с отрывом от производства и какая претендует на рабочие места. Поэтому, в составе молодежи можно выделить три основные возрастные группы: 1 группа: 15-19 лет, с низким уровнем активности (около 20 %), так как большинство представителей этой группы обучается с отрывом производства. 2 группа: 20 -24 лет, уровень экономической активности составляет 76%, а доля обучающихся с отрывом от производства 19%.
3 группа: 25-29 лет, имеющие высокий уровень экономической активности – 86 %, доля обучающихся - всего 1, 5 %. [25Занятость и рынок труда: новые решения и национальные приоритеты, перспективы. - М. , 1998. С. 114. ]
В первой половине девяностых годов была нарушена взаимосвязь динамики уровня молодежи с динамикой числа обучающихся с отрывом от производства. В отдельные годы численность не росла, а уменьшалась. Между тем, уровень экономической активности молодежи тоже снижался, особенно у 15-19-летних, являющихся наиболее “обучающейся”группой среди молодых людей старше 15 лет. Главная причина, снижения уровня экономической активности этой группы молодежи в увеличении демонстрируемой занятости. Кроме того, какая-то часть молодежи 15-19 лет находится на иждивении у родителей в связи с неопределенностью выбора в своем жизненном пути, не работает и не обучается. Необходимо иметь в виду, что в целом молодежь в возрасте 16-29 лет, составляет 39 % безработных. Но в составе социально-демографической группы содержится подгруппа несовершеннолетних 16-18 лет, которые имеют все права, предусмотренные Законом о занятости, но испытывают трудности в осуществлении этих прав из-за социально-психологических особенностей. [26 Чукреев П. А. Социальные технологии регулирования занятости. - Улан-Удэ, 1999. – С. 150. ] С 1995 года численность обучающихся с отрывом от производства стабилизировалась. Число охвата различными формами образования молодежи всех возрастов, особенно 15-19-летних, стало возрастать. В период с октября 1992 года по март 1997 года уровень экономической активности молодежи 15-19 лет снизился на 10 %. В результате этого относительно уменьшился спрос на рабочие места. Кроме того, недостаток экономической активности молодежи, свидетельствует о недоиспользовании ее трудового потенциала и нарастании стихийных форм занятости. Негативный характер данной ситуации, прежде всего, относится к 15-19 летним молодым людям, находящихся на этапе выбора своего жизненного пути, которые в будущем должны обновить кадровый состав в различных отраслях экономики. [27 Лисовский В. Т. Социология молодежи. - С-Пб. , 1996. – С. 25. ] Несмотря на то, что были значительные потери численности экономически активной молодежи, ее положение на рынке труда далеко от оптимального, а преодоление молодежной безработицы связано с определенными трудностями. Высокий уровень безработицы относится к отличительным чертам занятости молодежи: 32% - среди 15-19-летних, 16% - среди 20-24-летних, 10% среди 25-29 летних при 9, 5 % в целом по населению от 15 до 72 лет . В результате, доля молодежи 15-29 лет в составе безработных немного превышает их долю среди экономически активного населения. [28Чукреев П. А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона. - Улан-Удэ, 1998. С. 118. ]
Небольшое превышение числа безработных женщин над мужчинами имело место только в одной возрастной группе: от 15 до 19 лет, их доля составила 54%. В этом возрасте завершается учеба в общеобразовательных школах, профессиональных технических училищах (ПТУ), средне-специальных заведениях. Выпускники последних, особенно девушки, с трудом находят рабочие места. Свыше 60% безработных девушек 15-19 лет– это те, кто не устроен после окончания учебных заведений или прекращения учебы. Безработица 15-19-летних формируется в значительной мере за счет впервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрасте от 20 до 24 лет. Среди 25-29-летних высокую долю составляет ранее работавшая молодежь. Причины безработицы молодежи этих возрастов связаны в основном с различными увольнениями и с уходом по собственному желанию. Однако 30% безработных женщин 20-24 лет приходится на окончивших учебу в профессиональных учебных заведениях против 10% мужчин. [29 Там же, С. 130. ] По-другому складывается состав безработной молодежи, зарегистрированной в Государственной службе занятости. В 1998 году таковой в возрасте 16-29 лет приходилось 34 %. Во всех возрастных группах наблюдается преобладание женщин, что свидетельствует о меньшей конкурентоспособности женской молодежи и частично о наличии дискриминации женщин на рынке труда. Среди зарегистрированных безработных из числа молодежи одну четвертую часть составляют выпускники общеобразовательных и учебных заведений. Среди последних самой крупной группой безработных являются выпускники ПТУ. В составе зарегистрированной безработной молодежи (выпускников всех видов учебных заведений) преобладают женщины. Особенно велика их доля среди выпускников ПТУ, что связано, прежде всего, с глубоким кризисом отраслей, где преобладает женская рабочая сила. [30Чукреев П. А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона. - Улан-Удэ, 1998. С. 46. ]
Как видно, разница в масштабах и структуре безработицы молодежи, складывается за счет молодых мужчин, в том числе выпускников общеобразовательных школ, которые в большей мере, чем женщины рассчитывают на самостоятельный поиск работы.
Молодежи всегда присуща более высокая текучесть кадров, так как она утверждается в профессиональной жизни. При переходе к рыночной экономике, когда стали возникать новые сферы деятельности и увеличиваться дифференциации в оплате труда, складываются предпосылки для усиления движения рабочей силы из числа молодежи. Стали меняться профессиональные предпочтения молодых людей при выборе профессии. Молодежь предпочитает те виды деятельности, которые раньше для нее были не столь привлекательными (например: финансы и кредит, торгово-посредническая деятельность) и потеряла интерес к тем, которые еще недавно представляли интерес (машиностроение, наука и научное обслуживание).
Информация о работе Социальные технологии регулирования занятости молодежи