Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 05:27, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодых людей, занятых в непроизводственной сфере, а это требует внесения изменений в их трудовую подготовку и переподготовку. Выбранные молодежью социальные ориентиры во многом определяют будущее общество. Составляя 48% общей численности экономически активного населения, молодые люди от 16 до 29 лет имеют наименьшую конкурентоспособность за рабочее место на рынке труда. По данным переписи населения в 1989 году, молодежи от 14 до 30 лет насчитывалось в Российской Федерации 34, 4 млн. человек
Введение…….………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы технологий регулирования занятости населения
1. 1. Определение основных понятий: «занятость» и «рынок труда» .........…. 7
1. 2. Нормативно правовые основы регулирования занятости……….... 12 Глава 2. Социальные технологии регулирования занятости молодежи
2. 1. Молодежь на рынке труда……………………. …………………………. 17
2. 2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди молодежи (анализ деятельности городского центра занятости населения города Улан-Удэ)………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………. ...40
Список использованной литературы…………………………………….... .…42
Как правило, перераспределение занятых по отраслям и профессиям начинается с изменений в распределении молодежи по видам деятельности. В отраслевой структуре занятой молодежи повышается интерес к таким отраслям как финансирование, кредитование и страхование, управление, торговля и общественное питание, а снижается доля занятых в промышленности и науке. Последнее относится к негативным тенденциям в занятости молодежи. Разрыв преемственности молодых и старших поколений в науке может иметь трудно преодолимые последствия (например: потеря научных школ). На отраслевую структуру работающей молодежи оказывает большое влияние в настоящее время, общая динамика занятости населения по всем отраслям экономики. Кроме того, в возрасте 20-29 лет завершается среднее и высшие профессионально образование. Эта молодежь пополняет те отрасли экономики, где требуются лица с указанным уровнем образования.
Большую долю среди работающей молодежи, составляют занятые в отраслях нематериального производства. Прежде всего - за счет повышения доли народного образования, кредитования, управления, финансирования и страхования, где происходит не столько смена поколений при стабильной численности, сколько расширение деятельности, которые позволяют привлечь дополнительное количество молодежи. В группе отраслей материального производства молодежь отдает предпочтение только одной отрасли: торговле и общественному питанию. Кроме того, среди 15-19-летних наибольшую долю составляют занятые в сельскохозяйственной деятельности, в основном за счет мужской части молодежи. В 1998 году 16% занятой молодежи работала в сельском хозяйстве против 12% в целом по всем занятным. [31 Молодежь: Будущее России / НИЦ при институте молодежи. - М. , 1995. – С. 15. ] Вряд ли возможно изменить положение молодежи на рынке труда в ближайшее годы, пока не начнется экономический рост и, в связи с ним, повышение спроса на работников массовых индустриальных рабочих профессий и инженерно-технических кадров. Тем более, что ожидается прирост численности молодежи 15-29 лет во всех ее возрастах. В последующие годы продолжится увеличение контингента молодежи 20-29 лет. Вполне допустимо, что экономическая активность молодежи 15-29 лет будет снижаться, в том числе в связи с ростом обучающейся молодежи. Это несколько снизит предложение рабочих рук молодежи, но не намного. К тому же нерегистрируемая занятость будет расширяться так же интенсивно, как и в предыдущие годы. Однако, ситуация с трудоустройством молодежи может измениться, если на этапе перехода к экономическому росту повысится заинтересованность работодателей в обновлении кадрового состава занятых, которые под влиянием кризисных явлений в экономике заметно устарели во многих видах деятельности. По видимому потребность в смене кадров появиться тогда, когда увеличится оплата труда наряду с ростом его интенсивности, а также с повышением качества продуктов и услуг.
2. 2. Технологические подходы в решении проблем незанятости среди молодежи (анализ деятельности, городского центра занятости населения города Улан-Удэ)
Для выявления технологических подходов в решении проблем незанятости среди молодежи целесообразно рассмотреть правовые акты, регулирующие деятельность ГЦЗН города Улан-Удэ, который и применяет эти подходы. Таковыми являются Закон“О занятости населения в РФ”, Положение о Федеральной государственной службе занятости населения, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Федеральной государственной службы занятости. Основными задачами ГЦЗН города Улан-Удэ являются повышение уровня занятости населения, сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы на территориальных рынках труда, стимулирование активного поиска работы безработными, развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Ключевыми направлениями действий по решению проблем занятости являются: стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности; разработка и реализация программ содействия занятости населения; оказание социальной поддержки безработным всех групп населения. Безработный, впервые обращаясь в ГЦЗН города Улан-Удэ, проходит через информационно-диспетчерскую службу. Ведущейся же службой ГЦЗН является служба трудоустройства и консультации, которая начала свою работу в 1996 году. Через эту службу проходит перерегистрацию основная масса безработных. Специалисты-консультанты подбирают безработным гражданам подходящую работу, дают консультации по трудовому законодательству, разъясняют положения Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”. Занятость молодежи и ее положение на рынке труда регламентируется республиканским законодательством, в частности Законом Республики Бурятия“О государственной молодежной политике в Республике Бурятия”. С 1999 года ГЦЗН города Улан-Удэ организовал работу по программе “Молодежная практика”, которая разработана в целях расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков. Также, в состав службы трудоустройства входит сектор по работе со слабозащищенными категориями населения, в том числе с молодежью. Данное подразделение образовалось в декабре 1998 года и работает в нем 5-6 специалистов. Один ведущий специалист занимается трудоустройством инвалидов, военнослужащих и членами их семей, сокращенными пенсионерами. Остальные специалисты работают с молодежью в возрасте от 16 до 23 лет, освободившейся из исправительно-трудовых учреждений, беженцами и вынужденными переселенцами, сиротами, многодетными родителями и другими слабозащищенными категориями населения. С августа 1999 года согласно Постановления Администрации города Улан-Удэ от 10 августа 1999 года № 304 в работу специалистов подразделения включен пункт по квотированию рабочих мест для слабозащищенных групп населения, во исполнение которого ведется целенаправленная работа по заключению договоров на создание рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан. [32 См. Постановления Администрации города Улан-Удэ от 10 августа 1999 года. ] Возможности проведения службой занятости активной политики по занятости всегда жестко ограничены нехваткой средств. Поэтому, в деятельности службы занятости выделены приоритетные направления содействия занятости населения города. Одним из таких приоритетных направлений является профессиональное обучение. За период с 1996 по 1999 год на обучение и переподготовку было направлено 2370 безработных, из них закончили профессиональное обучение 2343 человека, которые смогли получить профессии по сорока наименованиям. Основную часть обучающихся составляют женщины (71%). Также выделяется молодежь (56, 5%) и инвалиды (1, 4%). С каждым годом возрастало количество обучающихся, динамика по которым составляет: 1996 год - 409 человек, 1999 год - 817 человек, 2000 год - 856 человек, окончили обучение 800 человек. [33 По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ. ] Специалисты центра занятости участвуют в подготовке справочно-информационных материалов по вопросам, связанным с трудоустройством населения. Анализируют результаты своей работы и разрабатывают предложения по её совершенствованию. Совершенствование системы обучения выражается в качественных формах работы. В последние два года внедряются новые формы и методы подготовки безработных граждан, как например, дистанционный метод обучения по блочно-модульной системе в межрегиональном центре повышения квалификации при Восточно-Сибирском государственном технологическом университете. Получило широкое применение работа после завершения учебы в стажировочном цехе государственного предприятия “Учебно-курсовой комбинат”, что позволяет повышать мастерство и квалификацию. Также в ГЦЗН проводится тестирование выпускников по бланковым методикам: дифференциально-
В период с 22 октября по 23 ноября 1998 года из группы маркетинга было выделено подразделение по взаимодействию с работодателями, вакансиями, организациями общественных работ и временной занятости. Основными задачами этого подразделения является сбор вакансий и формирование банка вакансий, а так же организация общественных работ.
По тем предприятиям, с которыми сотрудничает ГЦЗН в целях сбора банка данных вакансий, составляется паспорт. Все полученные вакансии заносятся в компьютер, и формируется банк данных о вакансии, ежедневно делаются распечатки, которые вывешиваются на стенде для информирования безработных и лиц, ищущих работу. Если вакансии длительное время не заполняются, то с согласия работодателей объявления даются в средства массовой информации (СМИ). В 2000 году 245 организаций-работодателей республики заключили с органами службы занятости договора на организацию и проведение общественных работ и создали 2263 временные рабочие места для незанятых и безработных граждан. [35 По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ. ] В целом по республике трудоустроено на общественные работы 2497 человек из числа безработных и ищущих работу граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. [36 Там же. ] Основными видами общественных работ в республике, утвержденными с Правительством Республики Бурятия и органами местного самоуправления по предложениям службы занятости являются благоустройство территорий и эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства.
По состоянию на 1 января 2002 года сведения о потребности предприятий в рабочей силе сообщили 403 организации и предприятий города на 3252 вакантных места. Потребность в вакантных должностях возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1, 7 раза. Наибольшее число вакансий представлено по таким отраслям, как промышленность - 1218 единиц, строительство - 359 единиц, здравоохранение и социальное обеспечение - 433 единиц, торговля и общественное питание - 283 единиц и другие отрасли - 495 единиц. На долю рабочих профессий приходится 77, 4% вакансий. [37 Там же. ] Одной из основных форм работы для удовлетворения потребности в кадрах является проведение мини-конкурсов на заполнение вакансий. За 2001 год проведено 44 таких конкурса, в которых приняли участие 269 человек. [38 Там же. ] В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы, в республике действует постановление Правительства Республики Бурятия от 17 июня 1999 года № 220“О квотировании рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности для трудоустройства инвалидов и молодежи”. [39 Постановление Правительства Республики Бурятия от 17 июня 1999 года. - №220. ] За отчетный период отделами занятости республики заключено 362 договора на 2647 рабочих мест, из них 893 для инвалидов, 580 для несовершеннолетней молодежи и 1174 для других слабозащищенных категорий населения, в зависимости от ситуации на рынке труда. В 2000 году трудоустроено в счет квот 164 инвалида, 216 несовершеннолетних граждан, 25 освобожденных из мест лишения свободы, 23 представителя малочисленных народов севера, 170 одиноких и многодетных родителей. В 2000 году в ГЦЗН обратилось в поисках работы 3570 молодых людей в возрасте до 18 лет, из них 3442 человека трудоустроены. [40 По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ. ] Работа по временному трудоустройству подростков велась в соответствии с Республиканской Программой содействия занятости населения в РБ на 1999-2000 годов и постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 января 2000 года № 27“Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2000 году”. [41 Постановление Правительства Республики Бурятия от 31 января 2000 года. - №27. ] Виды работ, которые выполняли подростки, различны: посадка и выращивание саженцев, ранних сортов овощей; ремонт и благоустройство школ, детских площадок, лагерей, населенных пунктов; посадка и прополка сельскохозяйственных культур, стрижка и мытье овец. На организацию временной занятости подростков израсходовано 718, 6 тысяч рублей, в том числе средства местного бюджета - 6 тысяч рублей (0, 8%); средства работодателей - 231, 5 тысяч рублей (32, 3%). При реализации вышеописанной программы удалось охватить временной занятостью 390 подростков. На временную занятость несовершеннолетних заключено 11 договоров. Фактически за текущий год принимали участие 634 подростка, что по отношению к прошлому периоду в 1, 3 раза больше. Подростки были задействованы на полевых работах, на уборке и благоустройстве территорий лесохозяйственных работах, пошиве и ремонте одежды. [42 По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ. ] Во временной занятости принимали участие дети, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних при районных отделах внутренних дел, а также дети из малообеспеченных и многодетных семей, сироты, из семей безработных граждан. Приоритетным правом при трудоустройстве пользовались дети из числа сирот и лишенных попечения родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. В 2000 году в рамках программы “Молодежная практика” служба занятости населения республики проводила организацию занятости 86 молодых людей в возрасте 16-26 лет на базе 47 предприятий по следующим специальностям: газоэлектросварщик, электромонтер, токарь, фрезеровщик, столяр-станочник, каменщик, плотник, водитель, электрик, секретарь-референт, бухгалтер, повар, экономист, вязальщица, обувщик. [43 По данным городского центра занятости населения города Улан-Удэ. ] Таким образом, к основным технологическим подходам, применяющихся ГЦЗН в решении проблемы незанятости в молодежной среде относятся реализация программы “Молодежная практика”, групповые методы работы по типу “Клуб ищущих работу” и “Новый старт”, сбор банка данных вакансий, заключение органами службы занятости договоров с работодателями Республики на организацию и проведение общественных работ, проведение мини конкурсов на заполнение вакансий.
2. 3. Практическое применение методов изучения субъектов рынка труда (опрос среди посетителей ярмарки-выставки вакантных мест 9 октября 2001 года в городе Улан-Удэ)
При проведении анкетного опроса среди посетителей ярмарки-выставки рабочих мест были сформулированы следующие задачи:
изучение социального положения респондентов по следующим признакам: профессиональный статус, пол, возраст, образовательный уровень; изучение причин незанятости среди посетителей ярмарки, методов и способов их поиска работы, условий и требований, предъявляемых респондентами к будущей работе, возможностей их социальной мобильности при поиске работы; эффективность деятельности ярмарки, возможное решение задач трудоустройства. 1. Данные по всем опрошенным посетителям ярмарки. Количество опрошенных респондентов составляет 330 человек, из них по полу: 147 мужчин (44, 5%), 183 женщин (55, 5%). По возрасту: от 14 до 16 лет–1, 2%, от 16 до 18 - 3, 6, от 18 до 29 лет - 58, 4%, от 29 до 40 лет - 16, 2%, от 40 до 50 лет - 13. 6%, от 50 и выше - 6, 9%.
Таким образом, 63, 2% опрошенных это молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет. По образованию: основное среднее (8-9 классов) - 6, 36 %, среднее общее (11 классов) - 20, 3%, начальное профессиональное (ПТУ, лицей) - 14, 85, среднее профессиональное (техникум, колледж) - 29, 7%, высшее - 28, 79%. По социальному положению: рабочих - 34, 55%, служащих -24, 85%, учащихся ПТУ- 3, 94%, техникума 4, 85%, ВУЗа - 20, 30%, выпускников учебных заведений 2001-2002 годах - 8, 48%, военнослужащих уволенных в запас 1, 21%, инвалидов - 1, 82 %. Наличие той или иной квалификации имеется у 35, 75%, и не имеют квалификации 64, 25%.
По стажу работы: не имеет стажа работы 29, 39%, менее одного года работы - 9, 7%, от 1-4 лет - 16. 97%, от 5-10 лет - 11, 21%, от 10-20 лет - 14, 85%, более 20 лет-17, 88%
На момент проведения опроса среди респондентов, училось - 28, 1%, работало 17, 5%, к незанятым себя отнесли - 54, 4% от количества всех опрошенных, из них 15, 2 % состоят на учете в службе занятости, 39, 2% не состоят на учете в службе занятости.
На вопрос о сроках безработицы указали: до месяца - 13, 3% респондентов, 1-3 месяца - 17, 58%, 3-6 месяца - 10, 61%, 7-12 месяца - 8, 48%, 1-3 года-10, 61%, 3-5 лет - 6, 06%, более 5 лет - 8, 18%.
В качестве причин безработицы указаны следующие причины:
уволились по собственному желанию - 26, 36%,
по сокращению штатов - 5, 15%,
не трудоустроились после окончания учебного заведения 14, 85%, в связи с переездом из других мест - 6, 06%,
в связи с ликвидацией предприятия - 3, 93%,
в связи с тем, что предприятие не работает в полном режиме - 3, 63%, временно не заняты, в связи с административным отпуском - 2, 72%, на увольнение по другим причинам указали 10, 3%.
С целью поиска работы, из числа всех опрошенных:
обращались в службу занятости - 22, 72% всех опрошенных,
не обращались в службу занятости - 4, 24%,
самостоятельно искали работу - 61, 0%,
обращались в коммерческое агентство по трудоустройству - 6, 6%. Этот же вопрос, более конкретно о способах поиска работы, по всем респондентам (можно было выбрать несколько вариантов):
обращались за содействием к своим родственникам, знакомым и так далее - 37%, давали объявления в газету и другие СМИ - 6, 9%,
напрямую обращались к работодателям - 37, 3%,
обращались на объявления о найме на работу - 40, 6%,
никаких действий не предпринимали - 5, 15%.
59, 69% от числа всех опрошенных указали на то, что им приходилось отказываться от предлагаемого рабочего места, 24, 24% - не отказывались, 12, 42% затруднились ответить на этот вопрос. Из числа тех, кто отказался от предлагаемой работы, указали следующие причины (несколько вариантов): - низкая зарплата - 41, 8%,
- возможные задержки в зарплате - 11, 7%,
- не устраивают условия труда - 20, 4%
- в связи с отдаленностью от места проживания - 17, 4%,
- предлагаемая работа не по специальности - 11, 7%,
- не имеет перспективы роста - 11, 7%,
- другие причины - 12, 9%.
На вопрос “Что для Вас является решающим при выборе места работы? ” указали (несколько вариантов); - престижная организация - 9. 9%,
- интересная работа - 42, 4%,
- простая и легкая работа - 2, 7%,
- хорошие условия труда - 8, 4%,
- высокая зарплата - 5 5, 1%,
- свободный режим работы -12, 6%,
- работа с перспективой роста 22, 3%,
- другое - 2, 12%.
По мнению наших респондентов, чтобы получить хорошую работу в службе занятости нужно иметь (несколько вариантов).
- высшее образование - 35, 5,
- хорошую специальность и квалификацию - 49, 3%,
- обладать навыками предпринимательства - 8, 4 %,
- уметь работать на компьютере - 4, 2%,
- иметь хорошие манеры и привлекательную внешность - 13, 3%, - другое - 6, 67%.
Кроме того, успешное трудоустройство на работу, по мнению наших респондентов, в большей степени зависит от (несколько вариантов) :
эффективной деятельности служб занятости - 19, 8%,
от кадровой политики предприятий и организаций - 20, 1%,
от уровня квалификации и подготовленности человека - 42, 4%, от активного поиска работы самого человека - 33, 4%,
от наличия протекции и связей - 14, 1%,
от случайных факторов - 7, 2%.
Предполагаемая готовность к социальной мобильности респондентов отражается в следующих ответах: 58, 4% - однозначно готовы освоить новую профессию, 8, 4% согласны, хотя и без особого желания, 12, 9% не станут менять профессию, 14, 4% затруднились ответить на этот вопрос, 49, 6% -готовы сменить место жительства, если представиться возможность найти работу в другом месте, 36, 3 % ответили“нет”, 13, 6% затруднились с ответом. Если попытаться ранжировать ответы респондентов, о цели их посещения ярмарки: - 40, 6% -пришли на ярмарку с целью трудоустроиться по своей специальности, - 23, 93% - получить информацию о вакантных рабочих местах,
- 14, 24% - найти работу на неполный рабочий день,
- 10, 6% - найти временную работу,
- 6, 06% - просто посмотреть,
- 2, 12% - узнать о возможности переобучиться.
Информация о работе Социальные технологии регулирования занятости молодежи