Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 22:35, курсовая работа
Цель исследования - изучение влияния СМИ на общественное мнение молодежи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть видов СМИ влияющих на общественное мнение молодежи.
3. Выявить особенности социализации молодого поколения под влиянием СМИ.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению влияния СМИ на общественное мнение молодежи.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть:
1.1 Виды средств массовой информации (далее СМИ)………………………
1.2 Особенности социализации молодого поколения под влияние СМИ………………………………………………..………..……………………..
1.3 Методы влияния СМИ на общественное мнение…...……………………..
Глава 2. Эмпирическая часть:
2.1 Программа и методики исследования…………………….
2.2 Результаты эмпирического исследования их анализ и интерпретация…
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………
Уровень
развития коллективных отношений определяет
специфику процессов
Каждый подросток психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности подростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.
Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях [27;253].
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.
Во-первых,
общение сверстников очень
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому, важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются.
Следует
отметить, что коммуникативные черты
и стиль общения юношей и девушек
не совсем одинаковы. На первый взгляд
мальчики во всех возрастах общительнее
девочек. С самого раннего возраста
они активнее девочек вступают в
контакт с другими детьми, затевают
совместные игры и т.д. чувство принадлежности
к группе сверстников для мужчин
всех возрастов значительнее важнее,
чем для женщин.Однако различия между
полами в уровне общительности не
столько количественные, сколько
качественные. Содержание совместной
деятельности и собственный успех
означает для мальчиков больше, чем
наличие симпатии к другим участникам
игры.С ранних возрастов мальчики
тяготеют к более экстенсивному,
а девочки - к интенсивному общению;
мальчики чаще всего играют большими
группами, а девочки - по двое или
по трое. Разные способы социализации
мальчиков и девочек, существующие
во всех человеческих обществах, с одной
стороны - создают и воспроизводят
психологические половые
Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям.
Если
компании формируются главным образом
на базе совместных развлечений, то человеческие
контакты в них, будучи эмоционально
значимыми, обычно остаются поверхностно.
Качество совместного
Кроме
того, особое значение в установлении
эффективных взаимоотношений с
одноклассниками имеют
-
природно-генотипическими
-
характерологическими
-
семейной ориентацией по
Обычно
конфликтная ситуация становится поводом
для того, чтобы учителя обратили
внимание на какие-то нарушения в
межличностном взаимодействии в
классном коллективе. На виду оказывается
даже не сам конфликт, который очень
часто выходит за пределы педагогического
анализа, а способ реагирования на него,
особенно если он носит не пассивный,
а агрессивный характер. Между
тем агрессивное реагирование всего
лишь защитная реакция подростка
на коммуникативно-сложную для
Таким образом, подростковые группы и их соперничество - всеобщий факт человеческой истории. Явление это многоуровневое. Самый глубинный, универсальный его пласт - противопоставление. «Мы» и «Они» по территориальному принципу - существуют практически везде.
1.3 Особенности конфликтов в классных коллективах
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Как
для любого социального института,
для общеобразовательной школы
характерны разнообразные конфликты.
Педагогическая деятельность направлена
на формирование личности, ее цель - передача
школьникам определенного социального
опыта, более полное освоение ими
этого опыта. Поэтому именно в
школе необходимо создать благоприятные
социально-психологические
В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители, администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на такие виды: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик - администратор; учитель - учитель; учитель - родители; учитель - администратор; родители - родители; родители - администратор; администратор - администратор [4;33].
Особенности конфликтов между школьниками.
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым [4;34], наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух - трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех - четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов [23;14], путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости т травле себе подобных.
Генезис
агрессивного поведения школьников
связан с дефектами социализации
личности. Так, обнаружена положительная
связь между количеством
На
ранних этапах социализации агрессивность
может возникать и случайно, но
при успешном достижении цели агрессивным
способом может появиться стремление
вновь использовать агрессию для
выхода из различных трудных ситуаций.
При наличии соответствующей
личностной основы важной становиться
не агрессия как способ достижения,
а агрессия как самоцель, она становиться
самостоятельным мотивом
Кроме
того, конфликты подростка в
Необходимо
отметить, что конфликты в школьных
коллективах изучены
В педагогической конфликтологии [1;219], специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.
Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Мы знаем, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства. И здесь основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно - в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи [4;37].
Нарушение межличностных отношений с одноклассниками.
Возраст - определенная качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Именно в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает огромное значение. Отношения с товарищами находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной [6;124].
Для
подростков важно не только общаться
со сверстниками в школе, а занять
удовлетворяющее их положение среди
одноклассников. Это положение, способно
удовлетворить стремление подростка
к самоуважению, является разным каждого
школьника. Одни стремятся занять в
группе положение лидера, другие - получить
признание и уважение от товарищей,
третьи - стать непререкаемым