Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 22:35, курсовая работа
Цель исследования - изучение влияния СМИ на общественное мнение молодежи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть видов СМИ влияющих на общественное мнение молодежи.
3. Выявить особенности социализации молодого поколения под влиянием СМИ.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению влияния СМИ на общественное мнение молодежи.
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть:
1.1 Виды средств массовой информации (далее СМИ)………………………
1.2 Особенности социализации молодого поколения под влияние СМИ………………………………………………..………..……………………..
1.3 Методы влияния СМИ на общественное мнение…...……………………..
Глава 2. Эмпирическая часть:
2.1 Программа и методики исследования…………………….
2.2 Результаты эмпирического исследования их анализ и интерпретация…
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………
Выводы:
Социометрия, проведенная в 11 «В» классе, выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основaнии таблицы можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Кузьменко Т., Шорникова М., Слабая А.).
В
основе мотива выбора у девочек или
мальчиков детей своего пола находятся
дружеские отношения, а также
проявляется интерес к
Среди популярных членов группы можно выделить: Абдуллаева М., Кузьменко Т., Слабая А., Шорникова М.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Васильева Т., Голышева А., Губин В., Зомерова А., Рубищева С. ). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
Методика 2: «Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации».
Ученики | Стили поведения | ||||
Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | |
1.А.М. | 1 | 6 | 8 | 6 | 8 |
2.Б.Е. | 1 | 6 | 9 | 5 | 6 |
3.Б.С. | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4.В.Т. | 4 | 9 | 7 | 6 | 4 |
5.Г.К. | 2 | 10 | 8 | 2 | 8 |
6.Г.А. | 1 | 4 | 9 | 11 | 5 |
7.Г.В. | 5 | 5 | 6 | 10 | 5 |
8.Д.В. | 10 | 7 | 5 | 2 | 6 |
9.З.В. | 3 | 9 | 9 | 5 | 4 |
10.З.В. | 8 | 7 | 8 | 3 | 4 |
11.З.А. | 0 | 9 | 7 | 5 | 8 |
12.З.С. | 6 | 7 | 6 | 6 | 5 |
13.К.М. | 6 | 7 | 6 | 6 | 5 |
14.К.Е. | 4 | 9 | 7 | 6 | 4 |
15.К.Т. | 3 | 5 | 6 | 7 | 9 |
16.М.Н. | 1 | 6 | 9 | 6 | 8 |
17.М.В. | 6 | 7 | 6 | 6 | 5 |
18.Н.О. | 5 | 6 | 5 | 6 | 8 |
19.П.О. | 5 | 6 | 5 | 8 | 6 |
20.П.А. | 5 | 8 | 5 | 7 | 5 |
21.П.О. | 5 | 8 | 5 | 7 | 5 |
22.П.А. | 0 | 9 | 8 | 6 | 7 |
23.Р.С. | 5 | 6 | 6 | 7 | 6 |
24.С.А. | 5 | 5 | 5 | 6 | 8 |
25.С.С. | 8 | 7 | 8 | 3 | 4 |
26.Т.Л. | 2 | 9 | 9 | 5 | 5 |
27.Ф.Н. | 9 | 9 | 6 | 1 | 5 |
28.Ц.Г. | 4 | 5 | 6 | 10 | 5 |
29.Ч.С. | 1 | 5 | 9 | 10 | 5 |
30.Ш.М. | 2 | 10 | 8 | 2 | 8 |
Подводя итоги диагностики, мы выявили следующее:
Большинство ответов выявили такой способ поведения в конфликте, как сотрудничество - 11 учеников - они признают право остальных на собственное мнение и готовы его понять, они не стараются добиться своей цели за счет других, а ищут решение проблемы.
На соперничество идёт лишь 1 ученик - этот человек стремится добиться своего, во что бы то ни стало, отстоять свою позицию, заставить окружающих принять свою точку зрения, мнение других его не интересует.
На взаимные уступки способны лишь 2 ученика, т.е. хоть они и принимают точку зрения других, но лишь до определенной степени, при повторном возникновении конфликтной ситуации их поведение может измениться.
К избеганию прибегают 6 человек - они попросту уклоняются от решения конфликта, считают, что все когда-нибудь разрешится само собой.
Приспособление - 4 ученика - призывая к солидарности одноклассников, они, тем не менее, стараются держаться особняком от всех, в удобном для них случае, поддерживая сторону сильнейшего.
6 учеников разделили свою точку зрения между приспособлением и компромиссом; соперничеством и компромиссом; сотрудничеством и компромиссом; соперничеством и сотрудничеством.
Методика 3: «Диагностика типов межличностных отношений (методика Тимоти Лири)» [16;26].
Таблица №4.
Ученики | Типы отношений | |||||||
Властный, лидирующий | Независимый, доминирующий | Прямолинейный, агрессивный | Недоверчивый, скептический | Покорный, застенчивый | Зависимый, послушный | Сотрудничающий, конвенциальный | Ответственый, великодушный | |
1.А.М. | 11 | 8 | 7 | 6 | 5 | 10 | 11 | 4 |
2.Б.Е. | 14 | 9 | 7 | 6 | 4 | 4 | 8 | 8 |
3.Б.С. | 8 | 9 | 9 | 7 | 2 | 5 | 8 | 6 |
4.В.Т. | 7 | 8 | 8 | 8 | 4 | 3 | 5 | 2 |
5.Г.К. | 11 | 7 | 6 | 7 | 1 | 3 | 7 | 7 |
6.Г.А. | 14 | 11 | 10 | 11 | 2 | 6 | 10 | 8 |
7.Г.В. | 6 | 3 | 6 | 1 | 5 | 5 | 1 | 3 |
8.Д.В. | 12 | 12 | 11 | 10 | 6 | 13 | 8 | 9 |
9.З.В. | 13 | 8 | 6 | 3 | 2 | 3 | 6 | 5 |
10.З.В. | 13 | 8 | 6 | 3 | 3 | 4 | 6 | 5 |
11.З.А. | 9 | 8 | 4 | 4 | 6 | 7 | 4 | 8 |
12.З.С. | 10 | 10 | 11 | 10 | 4 | 13 | 7 | 11 |
13.К.М. | 11 | 8 | 6 | 11 | 3 | 10 | 6 | 8 |
14.К.Е. | 12 | 14 | 12 | 13 | 3 | 4 | 4 | 3 |
15.К.Т. | 13 | 5 | 4 | 3 | 5 | 7 | 11 | 7 |
16.М.Н. | 14 | 7 | 8 | 8 | 6 | 5 | 8 | 5 |
17.М.В. | 10 | 8 | 8 | 9 | 4 | 7 | 5 | 2 |
18.Н.О. | 8 | 7 | 3 | 8 | 4 | 3 | 2 | 1 |
19.П.О. | 8 | 5 | 9 | 9 | 7 | 8 | 3 | 3 |
20.П.А. | 15 | 16 | 11 | 9 | 0 | 0 | 1 | 1 |
21.П.О. | 13 | 10 | 3 | 3 | 4 | 10 | 10 | 6 |
22.П.А. | 8 | 7 | 4 | 7 | 6 | 6 | 2 | 4 |
23.Р.С. | 11 | 7 | 6 | 12 | 3 | 11 | 6 | 9 |
24.С.А. | 13 | 6 | 5 | 5 | 2 | 3 | 9 | 8 |
25.С.С. | 10 | 11 | 9 | 6 | 1 | 2 | 7 | 4 |
26.Т.Л. | 6 | 10 | 8 | 8 | 4 | 6 | 11 | 7 |
27.Ф.Н. | 10 | 8 | 12 | 12 | 18 | 9 | 7 | 6 |
28.Ц.Г. | 14 | 11 | 6 | 7 | 1 | 3 | 5 | 5 |
29.Ч.С. | 2 | 3 | 6 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 |
30.Ш.М. | 3 | 3 | 4 | 2 | 4 | 4 | 3 | 5 |
Среднее кол-во баллов: | 10,3 | 8,23 | 7,16 | 7,06 | 4,16 | 5,9 | 6,2 | 5,46 |
Выводы:
Проведя диагностическое исследование, мы выяснили, что в классе складывается напряженная эмоциональная обстановка, что приводит к частым конфликтам, которые дети предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом - они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации. Дети нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности, демонстрируют чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие несдержанны и импульсивны. Но в то же время, дети непосредственны, настойчивы в достижении своих целей, реально оценивают свои возможности.
По завершению занятий мы провели повторную диагностику, полученные результаты сравнили:
1. Социометрия
В результате статусные категории каждого ребенка распределились следующим образом:
Таблица №5
Социометрические группы | Количество детей в данной группе до проведения работы | Количество детей в группе после проведения занятий |
Лидеры | 4 | 4 |
Предпочитаемые | 3 | 4 |
Пренебрегаемые | 1 | 0 |
Отверженные | 5 | 3 |
Изучив полученные результаты по определению социологического статуса каждого члена группы можно сделать вывод, что эмоциональный климат группы для многих учеников стал более благоприятным, теплым, чем до начала наших занятий.
2.
Исследования стратегий
поведения в конфликтной
ситуации.
Таблица №6
Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | |
До | 1 | 11 | 2 | 6 | 4 |
После | 1 | 17 | 1 | 4 | 6 |
Таким образом, проведя диагностическое исследование, мы определили те проблемы, на которые нужно обратить внимание при подборе упражнений и построении работы по предупреждению и устранению межличностных конфликтов в классе. Наблюдая за учащимися в процессе проведения занятий, было отрадно видеть, как дети раскрываются на глазах, как учатся понимать, слушать и слышать не только себя, но и тех, кто вокруг них. Как искренне рассказывают о своих переживаниях, как ответственно относятся к выполнению командных заданий. Подростки сами проговорили проблемы, которые мешают им общаться, принимать окружающих такими, какие они есть, видеть недостатки, но не стараться их высмеять, а помочь преодолеть трудности, стеснения, комплексы.
Повторная
диагностика подтвердила, что своевременная,
тщательно спланированная работа по
предупреждению и устранению конфликтов
имеет большое значение.
Заключение
В нашем исследовании мы выполнили следующие задачи:
· провели теоретический анализ причин возникновения конфликтов в школьном коллективе;
·
провели диагностическое
Можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что конфликты, хотя и возникают постоянно, но на данную группу подростков оказывать негативное влияние будут в меньшей степени. Это подтвердилось результатами повторной диагностики. Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе я попыталась решить одну достаточно важную задачу - процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.
Усвоив методы групповой работы, подростки смогут успешно управлять собой и находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много - именно у подростков.
Результаты
проведенной работы по диагностике
возникновения межличностных
Правило,
которое мы еще раз подтвердили
данной работой - конфликт
легче предупредить,
чем завершить.
Список литературы:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. - М., 1999. - 448с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М., 1996.- 534с.
3. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. - М., 1997. - 378с.
4. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2003.- 208 с.
5. Байард Д., Байард Р. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991. - 86с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М., 2001. - 352с.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учеб для вузов. - СПб., 2001.- 304с.
8. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.,1991. - 212с.
9. Бредников В.А. Эволюция и прогресс. - Новосибирск, 1991.- 94с.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 436с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Просвещение, 1984.
12. Глуханюк Н.С. Рабочая тетрадь по психодиагностике: Учеб Пособие. - М., 2003 - 32с.
13. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. - Воронеж. 2003.-224с.
14. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психодиагностике: Учеб. пособие. - М., 2003.- 192с.
15. Гришина Н.В. Психология социального конфликта.- СПб.,2000. - 236с.
16. Гурьянова М.П. Сельская школа и общество // Сборник научно-методических материалов.- М., 2000.- 124с.
17. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М., Просвещение, 1979. - 386с.
18. ЕлизаровА.Н. Психологическое консультирование семьи: Учеб. пособие. - М., 2005.400с.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1999.- 244с.
20. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов». - М.,1990.- 268с.
21. Золотова И.А. Программа развития аддиктивных подростков. - Зеленодольск, 2007.- 112с.