Социологическая концепция личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Психологическое направление в русской социологии начало развиваться в конце XIX - начале XX века, являясь выражением общего для социальных наук того времени интереса к проблемам мотивации и механизмов человеческого поведения. Основной принцип, разделяемый всеми сторонниками этого направления, - стремление сводить общественные явления к психическим, искать ключ к объяснениям общественных явлений и процессов в психологии человека, групп и общностей.

Содержание

Содержание
Введение
1. Понятие личности в социологии
2. Социальная структура и типы личности
3. Социальный статус и социальные роли
3.1. Социальный статус
3.2. Социальные роли
3.3. Ролевой набор
4. Социализация личности
4.1 Основные теории социализации
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

  Социальный статус, особенно достигаемый, органично связан как с его оценкой окружающими людьми, так и с индивидуальной самооценкой, которая может совпадать или не совпадать с оценкой социальной группы или общества в целом.

  Обязанности, в  связи с которыми определяется  статусная позиция личности, могут рассматриваться как личные обязательства, вследствие чего человек испытывает чувство персональной ответственности за выполнение этих требований. Но, поскольку все это соотносится с социальными позициями и ожиданиями других людей, каждый индивид в своей жизнедеятельности стремится сохранить или повысить свой социальный статус.

  Социальный статус  не является неизменным на  протяжении жизни личности, он  может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях  весьма существенно. Такое изменение  статуса выражает собой изменение места индивида в социальной структуре общества с точки зрения движения вверх или вниз по стратификационной лестнице.

 

 

3.2 Социальные роли

Роль — это ожидаемое  поведение, которое мы ассоциируем

с определенным статусом.

  Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. 

   Статус предполагает  наличие определенных социальной  культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения  — то, что социологи называют  ролью.Эти ожидаемые от человека  действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается в том, что статус мы занимаем, а роль играем.

  Роли позволяют мысленно  формулировать поведение с тем,

чтобы поступать должным образом. При этом мы анализируем

подробности разворачивающейся ситуации и определяем для

себя, кто что делает, когда он это делает и где. Роли дают

возможность предполагать, что в  некоторых отношениях мы

можем игнорировать отдельные различия и говорить, что практически люди взаимозаменяемы. Например, каждый «знает», что врач — это «человек, лечащий больных», а плотник — «человек,использующий пиломатериалы для строительства домов». В итоге можно сказать, что роли позволяют управлять наборами моделей поведения, сокращая или увеличивая их диапазон.

 

Человек в своем повседневном взаимодействии с другими людьми обычно выполняет  не одну, а несколько ролей. Например, профессор университета может и  должен выполнять такие роли, как преподаватель, исследователь, воспитатель молодежи, консультант государственного учреждения или фирмы, руководитель кафедры, автор научных статей и книг и т.п. Каждая роль, выполняемая им, требует определенного содержания деятельности, манеры поведения и общения с людьми, каждая сопровождается определенными ожиданиями к ней со стороны других людей.

 

3.3 Ролевой набор.

 

Один статус может иметь некоторое  число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Например, статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль «хорошего товарища» в студенческой среде. Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий,тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей и преступников без милиции.

  Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности

— действия, которые на законных основаниях могут требовать

от нас другие люди, а мы требовать их от других.Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней  роль. Таким образом, права одной  роли являются обязанностями другой. Например, ваши права студента — прослушивать на лекциях заслуживающий доверия материал, честно сдавать экзамены и получать объективные оценки — составляют обязанности преподавателя. А ваши обязанности — изучать назначенный материал, сдавать экзамены и посещать занятия — являются правами преподавателя.

  Взаимодействие индивидов  в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой. Группы состоят из сложных комплексов переплетающихся ролей, которые члены групп играют в процессе взаимодействия: Люди воспринимают эти устойчивые отношения как социальную структуру — школу, больницу,

семью, армию и т.д. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора — преподаватель и наставник — предполагают разное отношение со студентами.

Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов  и т. д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в  кругу коллег-преподавателей, в среде  администрации университета или  с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, какие складываются у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Термин «отношения» использован  здесь как динамическая характеристика — в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему.

Такую готовность принято называть установкой. Итак, обобщим пройденное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие ролевого набора. Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

 

 

 4.  Социализация личности

 

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.

Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Выделяют следующие  стадии социализации:

1. Стадия первичной социализации – охватывает промежуток времени от рождения человека до начала подросткового периода, характеризуется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации – соответствует подростковому и юношескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мировоззрение и характер человека еще неустойчивы, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (18–25 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчиво концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения

3. Стадия интеграции – характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

– индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом;

– индивид стремится изменить себя, стать таким, как все;

– конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия – охватывает весь период зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятельности.

5. Послетрудовая стадия – соответствует пожилому возрасту, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Орвиль Г. Брим утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые в отличие от детей могут оценивать нормы.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

4. Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т. д..

5. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

4.1 Основные теории социализации:

Теория «зеркального Я» Чарлза Кули

Согласно Чарлзу Кули (1864–1929), развитие личности начинается с некоторой инстинктивной установки, присущей каждому индивиду с момента рождения: «чувства моего». В ходе социализации «чувство моего» развивается и дифференцируется, разделяясь на множество различных самоощущений. Итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства» (любовь, сочувствие и т. д.), которые можно считать основой социальной организации.

Формирование человеческого  Я.Кули. связывал с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих. Согласно теории «зеркального Я», представление человека о самом себе включает представление о том, как человек выглядит в глазах «другого», о том, как «другой» оценивает этот образ, и вытекающее отсюда самоощущение, например гордость или унижение.

Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Эрик Эриксон (1902–1994) разработал теорию, в которой акцентируются  социальные аспекты психосексуального  развития. Оно рассматривается как  процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек  на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических  для каждого возраста, благоприятный  и неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Если потребности ребенка удовлетворяются, у него развивается чувство доверия к окружающему его миру, если нет, то, наоборот, недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

Третий кризис соответствует второму детству, характеризуется конфликтом между предприимчивостью и неадекватностью ребенка.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок готовится к выполнению будущих задач и обретает собственный статус среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском любимого человека, партнера для совместного совершения цикла «работа – рождение детей – отдых».

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а выход из кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Стадии развития личности по Эриксону

Этап развития

Психологический

кризис

Доминирующая

социальная среда

Благоприятный

результат

1

2

3

4

Младенчество

Основы доверия в

противовес недоверию

Семья

У ребенка вырабатываются

доверительные

чувства к

себе, своим родителям

и к миру

Раннее детство

Самостоятельность

в противовес стыду,

сомнениям

Семья

Ребенок вырабатывает

у себя чувство

самоконтроля

без ущерба самоуважению

Возраст 4—5 лет

Инициатива в противовес

чувству

вины

Семья

Ребенок учится задавать

направление

и цель своим

действиям

Возраст с 6 лет

до начала периода

полового созревания

Трудолюбие, усердие

в противовес

ощущению подчиненности,

зависимости

Соседи; школа

Ребенок приобретает

чувство уверенности

в своих

знаниях и умениях

  Подростковый

период

Осознание собственной

личности

в противовес путанице

с социальными

ролями

Группа сверстников

и внешние

группы

Индивид развивает

самоидентификацию

— ясное

ощущение собственного

Я

Юность

Любовь в противовес

одиночеству

Друзья и партнеры

по сексу

Индивид вырабатывает

способность

стремиться

к достижению

конкретной карьеры

и завязывать

продолжительные

близкие — дружеские

и любовные

отношени

Взрослый

Творческий потенциал

в противовес

застою

Друзья и партнеры

по сексу

Индивида начинают

волновать

проблемы за пределами

собственной

семьи: другие

люди, будущие поколения

и общество

в целом

Пожилой возраст

Целостность в

противовес отчаянию

Выход на пенсию

и близящаяся

смерть

Индивид обретает

чувство удовлетворения

прожитой

жизнью

Информация о работе Социологическая концепция личности