Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 15:16, реферат
Ориентация на потребности производства в рабочей силе сохраняет свою значимость и в условиях переходного к рынку периода. Однако взаимосвязь экономических процессов с занятостью населения имеет более глубокие причинно-следственные связи. Занятости присущи определенные внутренние закономерности, под воздействием которых она изменяется независимо от развития производства. Так, численность трудовых ресурсов, которая может быть использована в общественном производстве, во многом предопределяется демографической структурой населения, уровнем образования и квалификации работников, уровнем доходов населения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования
1.2 Занятость и безработица: понятие и классификация
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ5
2.1 Статистические данные занятости населения Республики Беларусь в 2007 год
2.2 Государственное регулирование занятости населения
2.3 Социальная защита населения от безработицы
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Безработица может существовать в разнообразных формах. Основными являются:
1. фрикционная
– временная добровольная
2. структурная
– вид вынужденной безработицы,
вызываемой структурной
3. циклическая – безработица, вызванная спадом производства. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а безработица растет;
4. скрытая
– излишнее количество
5. “конверсионная” – безработица, связанная с сокращением численности армии и занятых в отраслях ВПК;
6. молодёжная безработица;
7. остаточная
- безработица, вызванная ограничением
работающих по состоянию
Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная, застойная и другие виды безработицы.
Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную безработицу. К естественной относят фрикционную и структурную. В этом случае ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне безработицы при полной занятости. В настоящее время считается, что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%. Если текущая безработица значительно превышает естественную норму, то это свидетельствует о вынужденной безработице [15, с. 91].
Безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Статистические данные
В Беларуси продолжает укрепляться позитивная тенденция снижения уровня женской безработицы, хотя эта проблема остается по-прежнему довольно острой, сообщили в главном управлении политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты. Удельный вес женщин в общей численности безработных на 1 января 2007о года составил по республике 65,8% (год, назад данный показатель равнялся 68,9%). В органах государственной службы занятости населения зарегистрированы в качестве безработных 34,2 тыс. женщин (год назад было 46,8 тыс.). Самая высокая численность безработных представительниц слабого пола — в Брестской области (6 тыс. 170). Минимальное количество зафиксировано в столице Беларуси — статус безработных имели 3 тыс. 130 минчанок. По словам специалистов, снижение женской безработицы в Беларуси происходит на фоне общего снижения безработицы. Так, количество состоящих на учете по безработице за год снизилось с 67,9 тыс. до 52 тыс. человек. Это обусловлено улучшением ситуации, как в экономике республики, так и на рынке труда. В республике снижаются масштабы высвобождения работников, прием на работу превышает увольнение работников, возрастает спрос нанимателей на рабочую силу (количество вакансий в банке данных госслужбы занятости увеличилось по сравнению с 1 января прошлого года на четверть). Позитивную роль сыграла, и реализация активных мер политики занятости. В республике идет активный процесс создания новых производств, в том числе в малых городах и сельской местности, где часть рабочих мест изначально ориентирована на применение женского труда. Активизировалось трудоустройство женщин. Увеличилось количество семей безработных, переселенных на новое место жительства и работы. Трудоустройству женщин способствует направление на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации. В первую очередь это касается матерей, которые длительное время не работали в связи с уходом за ребенком.
2.2 Государственное регулирование занятости населения
Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.
В различных странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового роста ВВП в 2% (в Европе – 4,3%), то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:
1. Расширение
источников инвестиций, в том
числе за счет привлечение
в инвестиционную сферу
2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
3. Совершенствование
налоговой политики. Налоги на
доходы, предназначаемые на
Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2002 – 2006 годы.
Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.
В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью, которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение
правовых, экономических и
- регулирование
рынка труда и повышение
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- повышения качества создаваемых рабочих мест;
- предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.
Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей, формирование механизма финансирования создания рабочих мест [14, с. 128].
Инструментом
реализации Программы должна явиться
Генеральная схема создания рабочих мест,
отражающая общие потребности населения
в рабочих местах, структуру имеющихся
рабочих мест, а также необходимое количество
дополнительных рабочих мест. Генеральная
схема позволит обеспечить координацию
усилий государственных органов в вопросах
создания рабочих мест, как в количественных,
так и в качественных аспектах. Важнейшим
условием обеспечения занятости населения,
повышение конкурентоспособности граждан
является совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышение квалификации
кадров. Преобразования экономики приводят
к существенным изменениям в профессионально-
Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:
- достаточно
быстрая реакция на
- возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;
- возможность
самостоятельного
- ориентация на конечный результат.
Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно-методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.
Реализация активных мер политики занятости населения
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Обратилось в службу занятости за содействием в трудоустройстве – всего (тыс. чел.) |
231,7 |
299,8 |
271,4 |
308,5 |
284,2 |
299,1 |
307,5 |
332,1 |
321,2 |
289,0 |
297,7 |
309,3 |
Трудоустроено – всего (тыс. чел.)_ |
118,8 |
150,4 |
207,7 |
241,1 |
223,1 |
224,1 |
221,8 |
213,0 |
208,2 |
191,9 |
187,1 |
187,9 |
из них безработных (тыс. чел.) |
81,5 |
110,8 |
147,2 |
159,4 |
160,9 |
147,6 |
139,4 |
128,6 |
139,8 |
151,9 |
144,4 |
134,3 |
Направлено на профобучение (тыс. чел.) |
15,6 |
20,6 |
26,8 |
27,1 |
28,8 |
27,5 |
27,6 |
28,8 |
29,6 |
28,2 |
27,7 |
26,5 |
Прошли профобучение (тыс. чел.) |
14,1 |
18,0 |
22,8 |
26,1 |
25,3 |
26,7 |
26,7 |
26,5 |
27,7 |
26,8 |
26,1 |
25,0 |
Создано новых рабочих мест (тыс. чел.) |
920 |
1132 |
5234 |
8160 |
5865 |
4955 |
5723 |
4625 |
3517 |
4289 |
4400 |
3332 |
Выдано ссуд и субсидий безработным для открытия своего дела (чел) |
211 |
332 |
1226 |
1575 |
761 |
1572 |
1793 |
1861 |
1907 |
2247 |
2446 |
2823 |
Направлено на общественные работы (тыс. чел.) |
57,7 |
74,6 |
132,0 |
148,4 |
125,4 |
120,8 |
116,5 |
122,9 |
131,3 |
123,4 |
112,9 |
110,4 |
Число безработных на 1 вакансию |
12 |
12 |
4 |
4 |
2,5 |
3 |
3 |
5 |
4 |
2 |
2 |
1 |
Уровень безработицы к экономически активному населению, % |
2,9 |
4,0 |
2,8 |
2,3 |
2,1 |
2,1 |
2,3 |
3,0 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
1,2 |