Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:12, контрольная работа
Социология - наука, изучающая общество. Эта наука призвана узнавать общественное мнение по тем или иным вопросам, и тем самым способствовать улучшению условий социальной (общественной) жизни каждого из нас. Речь идет не только об обществе в целом, но и о личности, как неотъемлемой части общества.
Вопросы, связанные с организацией и проведением социологического исследования довольно актуальны в настоящее время. В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование
ВВЕДЕНИЕ. _________________________________________________3
1. ЗАДАНИЕ: 1. Программа социологического исследования. _______ 4
2. ЗАДАНИЕ: 2. Метод наблюдения. ____________________________23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _____________________________________________26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. _________________27
В процессе построения
Теоретическая модель предмета исследования — это совокупность абстрактных объектов, описывающих проблемное поле, которая попала в сферу теоретического интереса и представляет собой единое логическое целое. Теоретическая модель предмета исследования — основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она напоминает план города, без которого турист бессмысленно блуждает в лабиринте улиц. Теоретическая модель связывает в единое целое: а) одни понятия с другими; б) одни факты с другими фактами; в) факты и понятия между собой. Прежде всего, она включает абстрактные понятия, логически увязанные друг с другом, которые затем переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.
Итак, центральным моментом
Общесоциологическая методология, функцию которой выполняет социологическая теория, формирует относительно принципиальные основы частных социологических теорий в соотношении с набором социальных фактов.
Понятие «методология» имеет
и более узкий смысл,
Поскольку социология
• историко-генетический анализ изучаемого явления, предполагающий выявление причин его возникновения и развития;
• многофакторность объяснений социальных изменений;
• специфическая верификация (перепроверка) эмпирических фактов, их систематичности, повторяемости через определенные промежутки времени, сопоставимости данных;
• ограниченные возможности эксперимента в общественных процессах и потому более значительная роль в методологии таких логико-понятийных средств, как: анализ и синтез, абстрактное и конкретное, индукция и дедукция, сравнительный анализ информации, полученной из разных источников, с учетом отличающихся друг от друга методик;
• специфическое использование математико-статистических процедур обработки и интерпретации полученной информации;
• завершение социальных исследований формулированием: выводов и рекомендаций, имеющих теоретическую и соцнально-практическую ценность.
Ни одна из общественных или гуманитарных наук изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных и иных явлениях, именуемых в социологии социальными фактами, отражающими общие родовые черты социума и проявляющимися как его закономерности. Именно эти наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, кроме социологии, и составляют ее специфику. Методологическая специфика социологии определяется ею как наука:
• о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации;
• об изменениях, вызываемых активностью социального субъекта;
• о социальных механизмах взаимосвязи взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями;
• о социальных механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями;
• о закономерностях социальных действий и массового поведения.
Социологическая методология имеет свои специфические принципы исследования, свой особый предмет, отличающий ее от всех прочих отраслей общественного и гуманитарного знания. Для социологических исследований характерны:
• событийно-повседневный анализ, при котором предметом исследования являются реально происшедшие события (социальные факты);
• субъектно-деятельностный анализ, основанный не только на фиксации и интерпретации поведенческих актов людей, но и выяснении того смысла, который вкладывается ими в свои поступки;
•
гуманистическая
• изучение связи и взаимообусловленности менталитета, духовных потребностей, интересов, прав со способами развития и совершенствования социальных форм жизнедеятельности общества и личности.
1.2. Структура социологической методологии.
Социологическую
методологию как исследовательс
Объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания, что содержит социальную проблему. Предмет исследования — это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, личности и организаций, образуют полюса социального противоречия или конфликта. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез.
Как было сказано выше Программ
(1) методологического — даются формулировка и обоснование проблемы, указываются цели, определяются объект и предмет исследования, дается логический анализ основных понятий, формулируются гипотеза и задачи исследования;
(2) методического — указываются правила процедуры, а также логическая последовательность операций для их проверки, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логические схемы ее обработки.
Глубоко продуманная во всех
своих составных частях
Когда социальный процесс вызывает сомнения, беспокойство, не поддается убедительному объяснению, формируется проблема социологического исследования. Проблема отражает ситуацию, в которой имеют место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов. Это может угрожать стабильности и одновременно стать главным фактором социальных изменений и потому особенно заслуживает внимания. Любая социальная проблема имеет две тесно взаимосвязанные стороны: предметную и гносеологическую. В первом случае это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющееся знание урегулирования социальных процессов. Во втором случае это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, потому нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них. Социальная проблема может не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной.
Но и будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям каких-то общественных сил, организаций, движений. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в социологическом исследовании.
Социальные проблемы могут
Характер противоречия, лежащего в основе социальной проблемы, предопределяет тип исследования: будет ли оно теоретическим, прикладным или теоретико-прикладным.
Проблема определяет выбор
Гипотеза — главный Гипотеза
организует весь процесс
Выдвижение гипотезы — процесс эвристический, опирающийся преимущественно на опыт и интуицию исследователя. Первоначально гипотеза предстает в форме метафоры, но анализ внутренней непротиворечивости гипотезы означает переход к ее разработке — выведению следствий, которые обеспечивают ее соответствие наблюдаемым фактам.
Разработка гипотезы предполагает установление ее логической структуры. Она также предполагает выдвижение максимально возможного количества следствий. Исследователь заинтересован в подтверждении своих идей, и их подтверждение с каждым разом увеличивает вероятность того, что гипотеза истинна, но достаточно одного убедительного опровержения, чтобы гипотеза оказалась ложной.
Гипотезы могут быть
Гипотеза никогда не возникает на пустом месте. Невозможно начинать исследование с предположения, будто о предмете изучения ничего не известно. Гипотеза отличается от измышления тем, что представляет собой итог предварительной исследовательской работы.
В онтологическом плане социаль
В гносеологическом плане
Понятие «социальный факт» было введено в социологию Э. Дюркгеймом, который разделял социальные факты на:
(1)
морфологические как носители
материального субстрата
В
социологической методологии
• совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;
•
совокупные, систематизированные
• совокупные, обобщенные характеристики результатов материальной или духовной человеческой деятельности.
В конкретном социологическом
исследовании социальный факт
представлен в социально-
Социальные законы отражают существенные, необходимые связи социальных явлений и процессов; определяют отношения между различными индивидами и социальными общностями в процессе социальной деятельности.