Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:11, курсовая работа
Целью данного проекта является проведение социологического исследования восприятия моды современной молодежью.
Задачами проекта являются:
1. изучение моды и стиля жизни как элемента культуры;
2. рассмотрение социологического подхода к исследованию моды и стиля жизни;
3. проведение социологического исследования.
Введение…………………………………………………………………...…3
Глава 1. Мода и стиль жизни как элементы культуры.
1.1 Определение понятий моды и стиля……………………………...…….5
1.2 Подходы к типологизации стилей жизни в современной социологии…………………………………………………………………….....12
Глава 2. Социологический подход к исследованию моды и стиля жизни……………………………………………………………………………..16
Глава 3. Социологическое исследование
3.1 Программа исследования «Социологическое исследование восприятия моды современной молодежью»……………...………………......24
3.2 Результаты исследования……………………………………………...25
Заключение………………………………………………….……………...28
Список используемой литературы……………..………………………….30
Индустриализация стимулирует переселение людей в города (урбанизацию), что делает жизнь людей более анонимной. Человек в городе постоянно находится в толпе и при этом не перестаёт быть одиноким. Его в течение дня окружают тысячи людей, которых он не знает и которые не знают его. В этой ситуации лишь через определённый стиль жизни, через демонстрацию потребления можно обозначить свой социально-экономический статус.
Модные стандарты относительно
легко циркулируют от общества к
обществу, от одной социальной группы
к другой, испытывая при этом более
или менее значительные трансформации.
В различных обществах и
Стиль жизни представляет собой совокупность устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определенных социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общности и включенные в них личности как рамки повседневной жизни. Эти рамки задают масштаб и направленность самореализации личности в обществе.
Таким образом, стиль жизни имеет сложную связь с социальной структурой: с одной стороны, по стилям жизни дифференцируются более крупные социально-классовые группы, с другой, дифференциация социальных общностей по стилям жизни не обязательно совпадет с социально-классовой дифференциацией, и тот или иной стиль жизни может быть выявлен в сообществах, относящихся к разным классам. Большее значение для дифференциации по стилям жизни имеют половые, возрастные, образовательные характеристики.
Внимание к тематике стиля жизни в мировой социологии в последние десятилетия стало устойчиво расти. Это обстоятельство важно оценить не само по себе, а в контексте исследований социальной структуры. Стиль жизни стал своего рода лазейкой для многих исследователей в их стремлении преодолеть трудности социально-структурного анализа в условиях быстрых социальных перемен.
Понятие «стиль жизни» уже
давно в отечественной
Понятие «образ жизни» традиционно
связывается с советской
По мере того, как социальная
структура индустриально
Интересно рассмотреть роль моды и стиля жизни в молодёжной среде. Молодёжь — это особая социально-демографическая группа населения, характеризующаяся специфической ролью в культурной, экономической, социальной и политической жизни общества, переживающая период социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством.
Мода служит одним
из средств приобщения индивида к
социальному и культурному
Так что же составляет молодежный стиль в одежде?
В связи с ориентированностью на молодежь, существует очень много джинсовой одежды, которая в обязательном порядке должна присутствовать в гардеробе молодых людей. Молодежный стиль довольно многообразен. Так, можно следовать каждому очередному писку мира стиля, можно определить свой вкус и следовать одному направлению, например, casual, милитари и покупать вещи сообразно выработанным предпочтениям. То есть если вы предпочитаете какой-то стиль, то лично для вас модным будет именно он. Так, молодежный стиль в одежде обладает свободой.
Молодежное направление можно разделить на множество подстилей, потому как вкусы молодого поколения могут различаться очень даже существенно – тут накладывает отпечаток и социальная среда и самовыражения индивидуума. Обзор стилей, причастных к молодежному направлению Casual (кэжуал) - широкий стиль. Одежда в данном случае должна быть удобной. К нему не имеет отношение, к примеру, монархическая либо милиционерская одежды, выходные наряды (на балл, выпуск), традиционные наряды и др. Остальное – удобное и комфортное, относится к этому стилю. К примеру, это комбинация джинсов и пиджака.
Можно рассмотреть в молодежном стиле в одежде следующие направления: милитари, винтаж, унисекс, готический молодежный стиль в одежде, металлисты, эмо.
Милитари – стиль военной тематики - цвет хаки, камуфляж, высокая шнурованная обувь (к примеру, тракторы, гробы) и т.п. В основном это как раз-таки молодежная одежда.
Винтаж – нужно использовать вещи с возрастом от 20 до 50 лет – преимущественно красивые и блещущие оригинальностью. Можно шить их и вручную, подобно копии. Унисекс – по стилю одежды подходит всем – как юношам, так и девушкам. К примеру, джинсы. Отдельно стоит отметить молодежные стили – ответвления. Прежде всего они отличаются шиком, показностью, желание выделиться из толпы. Часто они связаны с определенной устоявшейся субкультурой.
Мажоры – зачастую
молодежь с богатыми родителями, которые
удовлетворяют все его
Яппи – это успешные молодые люди (много добившиеся – хорошая работа, дорогую одежду, шикарное авто и т.д. и т.п.). Одеваются в шерстяные костюмы (обычно из высококачественной шерсти). Прежде всего, им импонирует деловой стиль.
Готический стиль – вышел из субкультуры, которая называет себя «готы» - викторианские мотивы, черные мрачные колеры, высокая почти военная обувь (немного соотносится с милитари), длинные плащи и юбки, черные кофты с закрытыми рукавами и т.п.
Антимода – стиль этот прежде всего бросок. К примеру, несочетаемые оттенки, небрежно порванная то тут, то там одежда.
Металлисты – стиль субкультуры (один из молодежных стилей в одежде - отличается оригинальностью). Этот стиль в одежде создает пугающий образ. Можно одеться в черную куртку, с заклепками и кнопками. Не обойдите внимание и ремни и браслеты из кожи шипами и вставками из металла, кожаные штаны (либо джинсы), косуха и т.д. и т.п.
Эмокиды – стиль субкультуры, переплетение фуксии и черного, розового и черного, кроссовки, кеды, джинсовая одежда и т.п.
На рынке модной одежды для молодежного стиля и обуви из этой же области, можно выделить марки: Adidas, Avirex, DC, Ecko, Enyce, Evisu, Fubu, FUNK, Phat Farm, Levi’s, Makavelli, Pelle Pelle, Pepe Jeans, Southpole, The Originators, Urbano, Gloria Jeans и многие другие. Особенно стоит отметить джинсовую одежду – как удобную, комфортную и уважаемую всей молодежью мира одежду. Есть еще т.н. city life style – то есть стиль городской жизни.
Таким образом, молодежный стиль в одежде пестрит своим разнообразием.
Трактовка стиля жизни как совокупности устойчиво воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, соотнесенная с особенностями такой социальной группы как молодежь, порождает особые характеристики стиля жизни, которые не всегда могут применяться к другим возрастным группам или, по крайней мере, нуждаются в комментариях, уточнениях. Возможность культурной автономии молодежи в современном обществе, а также ее самореализации в формах культурной деятельности делают стили жизни молодежи достаточно заметным общественным и культурным явлением. Стили жизни выступают как существенная характеристика молодежи, социально-структурные свойства которой находятся в стадии становления.
Сегодня преимущественное распространение получают образцы стилей жизни, характеризующиеся гедонизмом и экстримом. Однако значительно представлена и ориентация определенной части молодежи на стили жизни, характеризуемые альтруизмом, стремлением к образованности и творчеству.
Характерные для молодежи стили жизни по большей части рассматриваются сквозь призму проблематики молодежных субкультур, что оставляет за рамками исследований по этой тематике основную массу молодежи.
Имидж, как внешнее доказательство приверженности к определенному статусу – одежда, аксессуары, телесные украшения (пирсинг, татуировки, драгоценности, и др.) важны для презентации себя, идентификации со значимой (референтной) группой. Манеры – телесные проявления себя, то есть - походка, осанка, жестикуляция – это то, как индивид реализует свой имидж в общении. Манеры помогают окружающим оценить искренность и правдивость стиля. Арго - это не просто сленг, характерный для той группы, к которой индивид себя реально или символически относит, это еще и словарь, способ коммуникации с помощью понятного данной группе языка. Очевидно, что во всех этих значимых элементах стиля проявляется нечто внутреннее, стиль трудно просто изобразить, сыграть. Эти черты стиля жизни невероятно важны для характеристики молодежи. Хотя и не следует понимать это таким образом, будто стиль жизни является атрибутом только этой возрастной группы. Так, например, «молодежные» стили жизни, отличающиеся активностью, мобильностью, оптимизмом, склонностью к риску, эксклюзивности, самопрезентациям, вовсе не являются исключительно молодежными. Так же, как и другие стилевые образы, образ «молодежный» подчеркивает доминирующую ценность, ассоциирующуюся с самой молодостью. Сам же стиль могут практиковать далеко не все молодые люди, а довольно часто – зрелые и даже пожилые, что активно эксплуатируется, например, в рекламе омолаживающей косметики или модных автомобилей.
Глава 3. Социологическое исследование
3.1 Программа социологического исследования «Социологическое исследование восприятия моды современной молодежью»
Костюм во многом раскрывает психологию людей прошлого и настоящего, порой позволяя даже заглянуть в будущее. Мода обладает одним важнейшим качеством - она почти мгновенно реагирует на события в жизни народа (страны), на смену взглядов и воззрений в духовной сфере. Чтобы стали осязаемы замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должно пройти время, иногда длительное. Мода же изменяется мгновенно, и в этих изменениях проявляется сущность жизни людей того или иного времени. Поэтому исследование феномена моды является на сегодняшний день актуальным.
Объектом данного исследования является молодежь в возрасте от 18 лет до 21 года.
Предметом является отношение молодежи к современной моде и стилям в одежде.
Цель – узнать мнение респондентов о современной моде и стилях, как отображение социального статуса человека.
Задачи:
1. узнать отношение респондентов к моде;
2. рассмотреть их предпочтения;
3. выявить качества «модного человека» с их точки зрения.
Гипотезы исследования:
1. Большинство респондентов имеют отрицательное отношение к моде.
2. Предпочтение в стилях отдается стилю Casual (повседневный стиль).
3. Наиболее популярными качествами «модного человека» являются креативность, уверенность в себе, умение выбирать качественную и модную одежду одновременно.
Исследуемая совокупность - студенты (с 18 до 21 г.). Выборка будет составлять 40 человек.
Методы сбора первичной социологической информации - для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса.
Инструментарий.
1. Анкета (на каждого респондента)
2.Инструкция к заполнению анкеты.
3.2 Результаты исследования.
Анализируя сведения, полученные в результате проведенного опроса, были сделаны следующие выводы:
1) В опросе участвовали 40 человек, из них 28 % юношей (11 человек) и 72 % девушек (29 человек) в возрасте от 18 до 21 года.
2) Отношение в моде и у парней
и у девушек в целом
3) Значение моды и стиля, по мнению респондентов, играет роль, но при этом не очень важную. Также большое количество респондентов отметили, что мода и стиль имеют очень важное значение.
4) Наиболее важными функциями респонденты выделили: функцию престижа (20 девушек и 6 юношей), функцию утверждения (14 девушек и 4 юноши) и гедонистическую функцию (11 девушек), а у парней – социализирующая и коммуникативная функции (по 4 человека).
5) Среди опрошенных респондентов
(23 человека – 7 юношей и 16 девушек)
указали, что интересуются
6) В вопросах восприятия соблюдения моды и стиля людей девушки отвечали, что влияет, но не в значительной степени (15 человек), а юноши отвечали, что влияет, но при этом меняется отношение к человеку (5 человек).
Информация о работе Социологическое исследование восприятия моды современной молодежью