Социологическое мышление детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (H.H. Малофеев, E.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Вложенные файлы: 1 файл

диплом социология.docx

— 146.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

психический речь недоразвитие

Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Эта группа детей составляет около 50% среди всех неуспевающих младших школьников. изучением данной категории детей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский,

Т.А. Власова, О.П. Гаврилушкина, В.И. Лубовский, Е.С. Слипович, Н.В. Серебрякова, У.В. Ульенкова и др.

К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической контекстной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для усвоения программного материала в школе. Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.

Анализ литературных данных, а так же результаты, полученные при проведении эксперимента, позволили нам выявить специфические особенности развития связной речи детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Они показали, что дети мало используют связную фразовую речь в процессе своей деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушение смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

У интересующей нас категории детей наблюдаются существенные затруднения при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать логико-смысловые отношения между предметами, а так же трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушение логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей свидетельствуют о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываниях.

Следовательно, формирование связной речи делается возможным только при условии большой коррекционно-логопедической работы, которая также должна способствовать расширению кругозора детей, обогащению их чувственного опыта, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом.

Таким образом, гипотеза исследования, заключающая в предположении о том, что целенаправленная логопедическая работа с младшими школьниками с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития способствует совершенствованию их связной речи подтвердилась, и цель исследования достигнута.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Беккер К. -П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.

  1. Генфон С.С. Характеристика безречевых детей. //Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1975.

  1. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. //Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1975.

  1. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии. //Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики. - М., 1985.

  1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985.

  1. Жаренкова Г.И. Выявление недостатков речи. //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М., 1965.

  1. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1961.

  1. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.

  1. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

  1. Иваненко С.Ф. Логопедическая работа в доречевой период и на первом уровне общего речевого развития. //Нарушение речи у дошкольников - М., 1972.

  1. Иваненко С.Ф. Из опыта логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими грубым недоразвитием речи. //Нарушение речи у дошкольников. - М., 1969.

  1. Корнев А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи. //Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. - СПб., 1994. - С. 135-145.

  1. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. - М., 1987.

  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - М.: 2002.

  1. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. - М., 1966.

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 1999.

  1. Никашина Н.А. Работа по исправлению недостатков речи на школьных логопедических пунктах. - М., 1954.

  1. Ковшиков В.А. Анализ концепций механизма экспрессивной алалии. //Изучение аномальных школьников. - Л., 1981.

  1. Ковшиков В.А. Некоторые черты механизма экспрессивной алалии. //Изучение аномальных школьников. - Л., 1981.

  1. Ковшиков В.А. О терминологии «моторной алалии». //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М., 1982.

  1. Карелина И.Б. Диффренциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии. //Дефектология, № 5, 1996.

  1. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой дизартрией и дифференциация их обучения. //Дефектология, № 2, 1986.

  1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.

  1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. - СПб., 1994.

  1. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральными параличами. - М., 1985.

  1. Плотникова В.И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом. /Дефектология, № 2, 1989.

  1. Чиркина Г.В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. - М.: 1969.

28. Отстающие в учении школьники / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 1986 г.

29. Речевое развитие младших  школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. – М., 1970 г.

30. Рубинштейн С.Л. К психологии  речи // Ученые записки ЛГПИ им. Герцена – Л., 1941 г. – Т.35

31. Селеверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М., 1984 г.

32. Слепович Е.С. Формирование речи  у дошкольников с задержкой  психического развития: Книга для  учителя – М., 1989 г. – 64 с.

33. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой – М.,2001 г.

34. Специальная дошкольная педагогика  и психология: Сборник программ/ Под общей ред. В.И.Селиверстова – М., 2001 г.

35. Текучев А.В. Методика русского  языка в средней школе –  М., 1986 г.

36. Ткаченко Т.А. В первый класс  – без дефектов речи: Методическое  пособие – СПб, 1999 г.

37. Ткаченко Т.А. Учим говорить  правильно. Система коррекции общего  недоразвития речи у детей  пяти лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей – М.,2001 г. – 112 с.

38. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Нижний Новгород, 1994 г.

39. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: Русские народные загадки / Сост. Г.М. Науменко. – М., 1991 г.

40. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи – М., 1983 г.

41. Шевченко С.Г. Особенности речевого  развития детей с недостаточной  готовностью к обучению в школе // Газ. "Начальная школа", 1990 г., июнь - №23, с. 7-10.

42. Шевченко С.Г. К вопросу о  коррекции умственного и речевого  развития детей с задержкой  психического развития - // Дефектология, 1994 г. - №1.

43. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Избранные психологические труды. – М.,1989 г.

44. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи / Изд. 2-е – М., 1997 г. – 131 с.

45. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы // Дефектология, 1994 г. - № 3.

46. Ястребова А.В., Суслова З.М. Вопросы организации коррекционного обучения учащихся первых классов общеобразовательных школ, имеющих не резко выраженное общее недоразвитие речи // Дефектология, 1986 г., - №2.

 

 


Информация о работе Социологическое мышление детей дошкольного возраста