Заключение
психический речь недоразвитие
Проблема развития связной
речи актуальна и значима в настоящее
время, так как от ее сформированности
зависит и полнота познания окружающего
мира, и становление сознания, и успешность
обучения в школе, и развитие личности
в целом. Особенно актуальной становится
эта проблема по отношению к детям с общим
недоразвитием речи и задержкой психического
развития. Эта группа детей составляет
около 50% среди всех неуспевающих младших
школьников. изучением данной категории
детей занимались такие ученые, как Л.С.
Выготский,
Т.А. Власова, О.П. Гаврилушкина,
В.И. Лубовский, Е.С. Слипович, Н.В. Серебрякова,
У.В. Ульенкова и др.
К числу важнейших задач логопедической
работы с младшими школьниками с задержкой
психического развития, имеющими общее
недоразвитие речи, относится формирование
у них связной монологической контекстной
речи. Это необходимо как для наиболее
полного преодоления системного речевого
недоразвития, так и для усвоения программного
материала в школе. Успешность обучения
в школе во многом зависит от уровня овладения
ими связной речью. Адекватное восприятие
и воспроизведение текстовых учебных
материалов, умение давать развёрнутые
ответы на вопросы, самостоятельно излагать
свои суждения – все эти и другие учебные
действия требуют достаточного уровня
развития связной (монологической и диалогической)
речи.
Анализ литературных данных,
а так же результаты, полученные при проведении
эксперимента, позволили нам выявить специфические
особенности развития связной речи детей
с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития. Они показали,
что дети мало используют связную фразовую
речь в процессе своей деятельности, испытывают
трудности в составлении развернутых
синтаксических конструкций. Для самостоятельных
монологических высказываний детей с
общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития характерны употребление
преимущественно коротких фраз, ошибки
в построении развернутых предложений,
затруднения в выборе нужных лексем, нарушение
смысловой организации высказываний,
отсутствие связи между элементами сообщения.
У интересующей нас категории
детей наблюдаются существенные затруднения
при составлении отдельных предложений
по наглядной опоре, что может быть связано
с неумением устанавливать логико-смысловые
отношения между предметами, а так же трудностями
в лексико-грамматическом оформлении
высказывания.
Отсутствие самостоятельности
в составлении рассказов, нарушение логической
последовательности изложения, смысловые
пропуски, незавершенность фрагментов-микротем,
длительные паузы на границах фраз или
их частей свидетельствуют о трудностях
в программировании содержания развернутых
монологических высказываниях.
Следовательно, формирование
связной речи делается возможным только
при условии большой коррекционно-логопедической
работы, которая также должна способствовать
расширению кругозора детей, обогащению
их чувственного опыта, активизации мыслительной
деятельности и развитию речи в целом.
Таким образом, гипотеза исследования,
заключающая в предположении о том, что
целенаправленная логопедическая работа
с младшими школьниками с общим недоразвитием
речи и задержкой психического развития
способствует совершенствованию их связной
речи подтвердилась, и цель исследования
достигнута.
Список литературы
Беккер К. -П., Совак М. Логопедия. - М., 1981.
Генфон С.С. Характеристика безречевых детей. //Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1975.
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. //Нарушения речи и голоса у детей. - М., 1975.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии. //Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики. - М., 1985.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.,1985.
Жаренкова Г.И. Выявление недостатков речи. //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - М., 1965.
Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1961.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития
речи у детей. - М., 1994.
Жукова Н.С. и др. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников.
- М., 1990.
Иваненко С.Ф. Логопедическая
работа в доречевой период и на первом уровне общего речевого развития. //Нарушение речи у дошкольников - М., 1972.
Иваненко С.Ф. Из опыта логопедической
работы с детьми младшего дошкольного возраста, страдающими
грубым недоразвитием речи. //Нарушение
речи у дошкольников. - М., 1969.
Корнев А.Н. О систематике клинических
форм недоразвития речи. //Расстройства
речи, клинические проявления и методы
коррекции. - СПб., 1994. - С. 135-145.
Коррекционно-развивающая направленность
обучения и воспитания детей с нарушениями
речи. - М., 1987.
Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных учреждениях для детей
с нарушениями речи. - М.: 2002.
Кузьмина Н.И., Рождественская
В.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. - М., 1966.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб., 1999.
Никашина Н.А. Работа по исправлению
недостатков речи на школьных логопедических
пунктах. - М., 1954.
Ковшиков В.А. Анализ концепций
механизма экспрессивной алалии. //Изучение
аномальных школьников. - Л., 1981.
Ковшиков В.А. Некоторые черты
механизма экспрессивной алалии. //Изучение
аномальных школьников. - Л., 1981.
Ковшиков В.А. О терминологии
«моторной алалии». //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи.
- М., 1982.
Карелина И.Б. Диффренциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии. //Дефектология, № 5, 1996.
Лопатина Л.В. Приемы обследования
дошкольников со стертой дизартрией и
дифференциация их обучения. //Дефектология,
№ 2, 1986.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.
Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.
- СПб., 1994.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.
Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.
- СПб., 1994.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральными параличами. - М., 1985.
Плотникова В.И. Использование
игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших
школьников с церебральным параличом.
/Дефектология, № 2, 1989.
Чиркина Г.В. Дети с нарушением
артикуляционного аппарата. - М.: 1969.
28. Отстающие в учении школьники
/ Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной.
– М., 1986 г.
29. Речевое развитие младших
школьников / Под ред. Н.С. Рождественского.
– М., 1970 г.
30. Рубинштейн С.Л. К психологии
речи // Ученые записки ЛГПИ им.
Герцена – Л., 1941 г. – Т.35
31. Селеверстов В.И. Игры в логопедической
работе с детьми. – М., 1984 г.
32. Слепович Е.С. Формирование речи
у дошкольников с задержкой
психического развития: Книга для
учителя – М., 1989 г. – 64 с.
33. Специальная педагогика / Под ред.
Н.М.Назаровой – М.,2001 г.
34. Специальная дошкольная педагогика
и психология: Сборник программ/
Под общей ред. В.И.Селиверстова – М., 2001
г.
35. Текучев А.В. Методика русского
языка в средней школе –
М., 1986 г.
36. Ткаченко Т.А. В первый класс
– без дефектов речи: Методическое
пособие – СПб, 1999 г.
37. Ткаченко Т.А. Учим говорить
правильно. Система коррекции общего
недоразвития речи у детей
пяти лет. Пособие для воспитателей,
логопедов и родителей – М.,2001
г. – 112 с.
38. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического
развития. – Нижний Новгород, 1994 г.
39. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое
зерно: Русские народные загадки / Сост.
Г.М. Науменко. – М., 1991 г.
40. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения
для развития речи – М., 1983 г.
41. Шевченко С.Г. Особенности речевого
развития детей с недостаточной
готовностью к обучению в школе
// Газ. "Начальная школа", 1990 г.,
июнь - №23, с. 7-10.
42. Шевченко С.Г. К вопросу о
коррекции умственного и речевого
развития детей с задержкой
психического развития - // Дефектология,
1994 г. - №1.
43. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном
возрасте // Избранные психологические
труды. – М.,1989 г.
44. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова
Т.П. Учителю о детях с недостатками речи
/ Изд. 2-е – М., 1997 г. – 131 с.
45. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Содержание
и приемы коррекции нарушения устной и
письменной речи у учащихся общеобразовательной
школы // Дефектология, 1994 г. - № 3.
46. Ястребова А.В., Суслова З.М. Вопросы
организации коррекционного обучения
учащихся первых классов общеобразовательных
школ, имеющих не резко выраженное общее
недоразвитие речи // Дефектология, 1986
г., - №2.