Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:26, реферат
Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если говорить о самом общем определении конфликта, то его можно было бы дать следующим образом: конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные. Разумеется, что конфликт может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга, а «на самом деле» можно не обострять конфликт, жить в мире и согласии.
Существует еще и этнические проблемы в России, которые не связаны с этносами, имеющимися у республик. Это этнодисперсные группы, но с миллионным населением: 4 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов и другие народы, основной материковый этнос которых находится в новых государствах на территории бывшего СССР или за его пределами. Некоторые претендуют на свою государственность (ногайцы, лезгины и др.), хотя автономии. Можно реализовать их интересы в рамках национально-культурной автономии, но для необходимости большие деньги государства, банкиров, предпринимателей. Их никто пока не дает. Эта проблема сама собой не отпадет.
Второй стратегический подход состоит в том, чтобы признать: этнический фактор может «работать на позитив», поскольку патриотизм способен содействовать прогрессу. А может ли он работать на так называемом опережающем развитие в зонах, которые способны обогнать центр РФ? Как представляется наиболее реальный подход, который себя оправдал в прошлом и оправдывает в настоящем - вариантный.
В современной литературе по истории социологии конфликты подразделяют на две большие группы, в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое разделение можно найти у авторитетного историка по социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает демонстрирующее место при объяснении социальных процессов и изменении. Дюркгейм, Парсонс, Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости.
Проблема конфликта пронизывает творчество выдающегося немецкого социолога: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни.
Проблематика конфликта в социологии политики наиболее очевидна прежде всего в связи с анализом трех идеально типических форм господства - подчинения или форм осуществления власти: харизматической, рациональной и традиционной. Особую роль в современном политическом конфликте играют бюрократия, превращающаяся в слой с особыми интересами и имеющая возможности проводить свою волю через систему государственных учреждении.
Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в веберовской социологии религии, Здесь конфликт касался прежде всего мировоззренческо - ценностных установок, закрепляющихся в соответствующих типах религиозного мировоззрения.
В исследованиях религиозных систем древних Китая, Индии, Израиля Вебер обращает внимание на проблему соотношения религиозных верований и статусных и властных привилегий групп, составляющих общество. С точки зрения Вебера, мировоззренческие установки мировых религий созданы вполне определенными социальными группами, занимавшими четко обозначенное социальное положение о обладающими соответствующим статусом в обществе.
Понимание общества как некоторого баланса противостоящих сил дает ключ к пониманию того, почему Вебер отказывается от попыток рассматривать социальные структуры в качестве чего-то целого. С точки зрения Вебера, общество - это арена действия борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей. Внимание к постоянной борьбе между различными социальными группами было сердцевиной веберовского мировоззрения.
Для Дюркгейма свойственен подход, связанный с проблемой взаимоотношений общества и личности. Для него общество есть «реальность». Общество стоит над человеком; каждый индивид, появляющийся на свет, застает общество и его институты в готовом виде. Вся совокупность общественных связей и институтов, считает Дюркгейм, скрепляется коллективным сознанием, которое и есть лишь другое название для общества.
Особое место в социологии Дюркгейма занимает проблема нравственности, которую он в определенной мере противопоставляет отношениям, основанным на интересе.
Существенный компонент новой нравственности заключается в регулировании конфликтов - точно так, как частные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием общества, заключающего в себе индивида, так и интерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулирующими действием общества, заключающего в себе все другие. Единственная сила, способная умирять индивидуальный эгоизм, - это сила группы, единственная сила, способная умирить эгоизм группы, - это сила другой группы, охватывающей эту группу.
Можно сказать, что социологическая теория Дюркгейма создала рационалистическую теорию разрешения макроконфликтов.
Основная работа Дарендорфа - «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» была опубликована в 1957 г.
20 в. Означает вступление в постиндустриальное общество, в котором снижается значение классового конфликта. Этот век внес, по мнению Дарендорфа, решающие изменения в социальную структуру общества. Развитые общественные системы перестали быть индустриальными обществами в строгом смысле слова. Промышленность и вместе с нею промышленные предприятия перестали играть доминирующую роль в организации общественных связей и отношений. Конфликт между предпринимателями и рабочими перестал влиять на все стороны общественной жизни, конфликт оказался локализован в рамках предприятий, но это не означает устранение конфликта из жизни общества в принципе, наоборот конфликты становятся более многообразными, так как увеличивается многообразие линий дифференциации интересов. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество с пересекающимися интересами.
Изменения характера конфликтов в обществе влечет за собой и изменения типов структурных изменений. Дюркгейм выделяет три основных варианта структурных преобразований:
в ходе преобразований полностью меняется состав правящего слоя - это преобразование революционного типа;
частичная замена правящего слоя. Это эволюционное изменение соответствует практике структурных изменений в европейских странах;
не предполагает изменение состава персонала. Изменяется политика, проводимая существующей властью. Правящая партия имеет возможность включить в свою программу требования оппозиции и корректирует свою собственную политическую линию, сообразно с этими требованиями.
Трудности анализа политических конфликтов, и тем более установления контроля над ними, связаны с самой природой и спецификой конфликтов в современном российском обществе. Политические конфликты возникают из различий интересов, соперничества политических элит; социально-профессиональных, этноконфессиональных и иных групп, слоев и даже индивидов. Эти интересы сталкиваются в процессе приобретения, перераспределения и реализация политико-государственной власти, овладения и использования ведущих позиций в структурах данной власти - президента, депутата, министра, судьи, лидера политической партии и т.п. Нередко за «чисто» политическими конфликтами скрываются социально-экономические, культурные и другие интересы, которые могут перерасти и перерастают в политическое противостояние.
Так, например, конфликтогенность сегодняшней России многократно увеличивается в связи с крайне болезненной, а для части общества к тому же насильственной и чрезмерно быстрой трансформацией страны в постсоветское общество. Всего за несколько последних лет россияне оказались в совершенно ином политико-географическом и государственном пространстве, в иной социально-экономической и политической системе. Глубокие изменения в социально-политической стратификации и структуре общества сопровождаются, и частично вызываются, радикальным перераспределением собственности и власти. Коренной ломке подвергаются практически все стороны жизни общества и человека, и если, согласно результатам многочисленных опросов общественного мнения, для одних это долгожданная и желанная революция, то для других - контрреволюция.
Положение усугубляется статистически зафиксированное снижение жизненного уровня значительной части населения. Все это ведет к поляризации общества.
Образование независимого российского государства не устранило, да и вряд ли могло сразу устранить основные причины конфликтов, в целом вызванных ускоренной модернизацией общества сверху. Парламент и его лидеры оказались в оппозиции к исполнительной власти не столько в силу личных предпочтений, сколько из-за последствий этой модернизации. Ведь на определенном этапе реформ перед президентом и его окружением встал непростой выбор: первый вариант - пойти на компромисс с частью общества и выражающим его интересы парламентом. При таком подходе президент рисковал поставить под угрозу ускоренную модернизацию России. И второй вариант - последовательно продолжать эту модернизацию с помощью «сильной государственной власти» и «демократической диктатуры».
Конфликт в верхних эшелонах власти вместо компромисса разрешился силовыми методами, применение которых в сентябре-октябре 1993 года сопровождалось вооруженными столкновениями и кровопролитием. Инициативой в данном конфликте и перевесом в ресурсах обладала, несомненно, исполнительная власть. Многим политическим силам после осознания политических уроков 1993 года стало ясно, что ориентация на тотальную победу самоубийственна - она никогда не приводит к желаемому результату. Появилось понимание того, что ни одна из сторон не обладает значительным перевесом и не может установить авторитарно-тоталитарный режим с целью элиминации политических противников.
И последнее. Политики, говорящие сегодня о том, что ситуация вроде бы выправилась, что люди привыкли и приспособились, стали лучше работать, что в обществе все больше преобладает согласие, впадают в опасную иллюзию. Достаточно вспомнить о социально-политических взрыва конца 60-х годов во Франции, Германии, Италии и некоторых других, гораздо более, чем нынешняя Россия, благополучных странах Европы и Северной Америки. Там тоже присутствовала определенная эйфория властей, которые в ряде случаев не смогли ни предотвратить эти взрывы, ни оперативно среагировать на них.
Данный пример понадобился для того, чтобы еще раз обратить внимание на крайнюю необходимость структур для проведения антиконфликтного менеджмента, постоянного мониторинга конфликтных состояний - без них мы будем постоянно сталкиваться с неудачами, причем бьющими по широким слоям населения. Регулярное измерение «температуры напряженности» в обществе позволит выбрать правильные средства контроля за развитием политического контроля за развитием политического конфликта, находить эффективные способы его оптимизации.
Либерализация цен, ограничение роста оплаты труда и замораживание роста социальных выплат вызвали резкое падение реальной стоимости денежных доходов россиян. Наряду с этим, по расчетам Министерства труда и занятости, в России действует достаточно большой слой богатых граждан, насчитывающий около 3 млн. человек. В недавнем прошлом наиболее многочисленным был средний слой, представленный квалифицированными рабочими, различными группами интеллигенции, управленцами нижнего и среднего звена, В настоящее время его удельный вес сократился до 10-15%. Кратко очерченные выше социально-экономические параметры сложившейся ситуации свидетельствуют о том, что в российском обществе нарастающими темпами происходит небывалый ранее процесс форсированного обогащения немногочисленного слоя населения страны за счет массового обнищания всех остальных.
К настоящему времени прослойка «новых русских», людей с высокими доходами, при внешнем благополучии находится в хронической конфликтной ситуации. С одной стороны, эта группа подвергается постоянному давлению властей и каждодневно ожидает от них очередного экономико-правового ущемления интересов. В то же время она испытывает неоднозначное отношение к себе со стороны больших масс обедневшего населения.
Можно выделить несколько типов такого отношения:
как к новому «эксплуататору». Носителями этого типа являются в основном малоимущие, потерявшие социальную перспективу слои населения. Именно они образуют ударный отряд экстремистических идеологий и движений;
этот тип постепенно приспосабливается к реальностям новой жизни. Данному типу свойственна примирительная ориентация, попытка сосуществовать мирно;
рационально-оптимальный тип. Принадлежащие к этому типу люди стремятся использовать новую экономическую ситуацию с целью перераспределения тех капиталов, которые зарабатывают толстосумы, в интересах малообеспеченных групп.
Типология отношения населения к прослойке предпринимателей может быть такова:
Образ «врага-коммерсанта» в глазах малоимущего населения с которым соотносится образ «врага массового потребителя» в лице малообеспеченной категории населения. Основная стратегия бизнесмена в такой ситуации - как бы половчее обмануть покупателя, что свидетельствует о дикости нецивилизованного отечественного рынка и его «героев». Это самый жесткий, наиболее конфликтогеннью тип расхождения представления сторон и целях, замыслах, мотивах поступков по отношению друг к другу.
Образ «врага-коммерсанта», когда бизнесменов считают «мироедами», а они напротив, видят в массе малоимущего населения своего партнера по процессу «продажа-купля». На одной стороне конфронтация, на другой - стратегия сглаживания острых углов, щадящих цен. Здесь складываются отношения средней степени конфликтности, развитие или нормализация которых будет зависеть от последовательной «позиции терпимости» со стороны бизнесмена.
Образ «цивилизованного коммерсанта» у населения и образ «цивилизованного покупателя» в среде бизнесменов. Здесь тоже существуют определенные расхождения в представлении, но они существуют в силу различия социально-профессиональных субъектов рынка, а также воспитанного коммунистической идеологией предрассудка, что «частник всегда жулик и обманщик».
Задача бизнесменов в этой ситуации для снятия ее напряженности состоит в профессионально грамотной коммерческой деятельности и внесении корректив в групповое сознание массового потребителя путем преодоления негативных стереотипов.