Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:41, реферат
Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.
Круг и содержание стратегий
В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим и направляющим Центром — монополистом власти, но такая стратегия может и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных.
В демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии.
I. Стратегия социальной политики — социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления 2
1. Стратегия социальной политики для современной России 2
2. Приоритеты: сущность, содержание и система 3
3. Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики 3
II. Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения 7
III. Приоритеты социальной политики в сфере социальной защиты населения 13
IV. Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения 14
V. Приоритеты социальной политики в сфере формирования социо-культурной среды 16
VI. Приоритеты социальной политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества 21
Список используемой литературы 22
Целенаправленное проведение политики доходов предполагает: создание эффективной системы оплаты труда, обеспечивающей в полной мере воспроизводство рабочей силы адекватно ее затратам в процессе той или иной профессиональной деятельности; установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума; нормализацию налоговой политики и налоговой системы.
Повышение цены
труда потянет за собой цепочку
зависимых от этих категорий мероприятий,
которые потребуют адекватного
механизма их реализации. Решения
следует искать в модернизации организационных
технологий, кадровых ресурсах, повышении
квалификации всех звеньев работников
и, что особенно существенно, сопричастности
работников к управлению производством.
Необходимо определить меры по недопущению
вопиющего наступления на права
трудящихся, которые сегодня лишены
возможности участвовать в
Следует дать научное и на его основе правовое обоснование экономическим и моральным категориям оценки труда.
Каждый здоровый, дееспособный человек должен иметь возможность найти или создать рабочее место, обеспечивающее ему и его семье достойную жизнь. Он должен иметь реальную возможность получить необходимое для этого образование и переподготовку. Ни выход на рынок товаров и рабочей силы, ни подъем экономики невозможны без формирования конкурентоспособного работника, имеющего достойную оплату своего труда.
Использование потенциала «наукоградов» и наукоемких производств. Уникальные кадры специалистов, разработки сверхсовременных технологий, ценное оборудование, производственные площади должны быть востребованы в интересах конкретных регионов и в целом России. Изменить ситуацию может активное экономически состоятельное сотрудничество различных заинтересованных структур, целенаправленные маркетинг и менеджмент, высокая активность в получении, в том числе государственных и межгосударственных заказов, на разработку и реализацию высоких технологий. Все это должно позитивно повлиять на ситуацию в сфере занятости элиты российского производства.
На базе «наукоградов» рационально создавать региональные и межрегиональные учреждения профессионального образования высшего и среднего звена. Такая постановка вопроса предусматривает решение нескольких проблем: занятости высококвалифицированных специалистов, создание целевой профессиональной образовательной инфраструктуры, повышение возможностей молодежи соответствующих регионов в получении достойного современного образования, целевое использование материально-технических, кадровых и иных ресурсов «наукоградов».
Конверсия «военных»
и иных поселений, содержащих в своей
структуре градообразующие
Остро проблематичными являются водоснабжение, доставка топлива, противопожарная безопасность. В ряде мест осложнилась криминогенная ситуация, что обусловлено снятием режима и ослаблением охраны многих поселений. Должным образом не легализована система преемственности по жизнеобеспечению их населения между местными органами власти и ведомственными органами управления. В результате нередки случаи своеобразного безвластия в таких поселениях.
Градообразующими
центрами рассматриваемых поселений
изначально были воинские части (учреждения),
институты, предприятия и т.п. Специфика
этой ситуации предопределила демографический
и профессиональный состав населения
таких поселений, характер их социальной
инфраструктуры. Следствием расформирования
и реорганизации указанных
Местные муниципалитеты оказались не платёжеспособными для сохранения и поддержания должного жизнеобеспечения поселений. Средства, выделяемые для модернизации этих поселений (по сложившейся схеме) не покрывают необходимых расходов и не обеспечивают сколько-нибудь существенно меры по социальной реабилитации, в том числе профессиональной, их населения.
Всё это вызвало у людей негативное отношение к проживанию в этих поселениях. При этом у людей нет каких-либо реальных перспектив благополучно решить вопросы своего переезда, на новом месте получить жильё и работу в короткие сроки. Решение этой сложной социальной проблемы требует принятия целевых мер по упорядочению функционирования поселений, имеющих в своей структуре градообразующие центры, полноценного использования их жилищного фонда, а также различного имущества, которое осталось в них после расформирования центров, и, к сожалению, по большей части к настоящему времени разграблено.
В результате осуществления мер по конверсии следует предусмотреть:
Социальная защита населения предполагает дифференцированное решение различных проблем, которые являются следствием свершения разных социальных рисков Исторически в России сложились определенные институты, в рамках которых происходило социальное обеспечение населения и его отдельных групп. Приоритетами социального обеспечения всегда были пенсионирование, социальные выплаты отдельным категориям населения и социальная помощь, размеры и виды которой жестко детерминировались установленными нормативами. В этой помощи личности, ее потенциальным возможностям никогда не отводилось места. В этой связи до 90-х годов прошлого века в стране практически не получил развития институт социальной поддержки. Практическое становление, институционное построение системы социальной защиты населения началось в 1993 году. Положи тельную роль в этом сыграло организованное в тот период Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
Выбор приоритетов социальной защиты населения должен быть основан на глубоком анализе социальной структуры общества, изучении причинно-следственных взаимосвязей социальных рисков и социальных проблем.
Основная
цель социальной защиты населения на
современном этапе не допустить
сужения круга исторически
Состояние здоровья населения точно отражает тенденции экономического развития и благосостояния страны. В России прогрессирующие рост заболеваемости, инвалидизации, смертности среди различных возрастных групп населения, в том числе участившиеся случаи самоубийств, падение рождаемости при вели к неблагоприятным демографическим сдвигам. В полной мере все эти процессы затронули большинство российских регионов. Особое значение приобретает демографическая политика, концепции которой необходимо разрабатывать как на федеральном, так и на региональных уровнях, и на этой основе принимать целевые социальные программы.
Охрана здоровья населения охватывает большой спектр следующих проблем, требующих кардинальных решений:
Однако помимо столь глобальных проблем, есть первоочередные вопросы, требующие внимания и решения: