Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
· Описать основные виды молодежных субкультур.
Введение………………………………………………………………………….3
Субкультура. Контркультура. Общие понятия………………………………...4
-Понятие «субкультуры» и история термина…………………………… …..4
-Понятие «контркультуры»…………………………………………….………5
-Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»……………………………………………………………..…6
-Причины появления молодежных субкультур……………………………….6
Статья:ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ Т. В. ЛАТЫШЕВОЙ…………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы:……………………………………………………………20
"R.I.P.",
"Gothica", "Dark
City"
Фрики
Блэк-металлисты
"Dark-
культура"
J-рокеры
Преобладание
чёрного либо ярко-
кислотного цвета в
одежде, одежда из
винила, кожи,
мужские юбки,
использование
грима, ботинки на
платформах,
авангардные
стрижки, пирсинг и
модификации тела.
Символика
различных
оккультных и
религиозных
практик,
индустриальная
символика
("радиация",
Gothic rock,
gothic
metal,
darkwave,
electrometal,
industrial,
dark
ambient,
dark electro,
EBM, Jrock,
Jelectro
Вечеринки в
клубах г.
Москвы: "Точка",
"Релакс", "Plan
В", "ХО", "Третий
путь",
"Театральная
биржа" и др.
"биологическая
опасность" и пр.)
Альтернатива Альтернативщики
Эмо
Одежда ярких
цветов (штаны или
джинсы, футболки,
толстовки), кеды,
пирсинг,
гипертрофированные
проколы мочек ушей
- т.н. "тоннели",
полудлинные волосы
с косой чёлкой либо
дреды,
проклепанные ремни
Metalcore,
hardcore,
emocore, alt
fokl, numetal,
rapcore,
post-rock
Телеканал: "AONE".
Журналы:
"DFMO.NET",
"1Rock"
Вечеринки в
клубах г.
Москвы: "Plan В",
"Точка", "Релакс",
"ХО" и др.
Гламур Гламур Модная одежда и
аксессуары ведущих
брэндов или
подделки под них.
Символика:
логотипы ведущих
брэндов,
престижные
предметы
потребления (мини-
компьютеры,
сотовые телефоны и
пр.)
Pop, rap,
R'n'b, house,
electro
Журналы:
"Cosmopolitan",
"Glamour", "Elle",
"Vogue" и др.
Вечеринки в
клубах г.
Москвы: "Жара",
"Fabrique",
"Famous",
"Infinity" и др.
Выделении того или иного субкультурного феномена в качестве движения мы исходили из того, что оно
объединяет как минимум две автономные субкультуры.
Разработанные нами типологии молодёжных субкультур и направлений демонстрируют сложный характер
данных феноменов, проявления
которых требуют различных
толкования. Выделенные субкультурные типы имеют абсолютно разное социокультурное значение, и их
социализирующая роль также различна. Феномен молодёжной субкультуры нельзя трактовать как нечто
единое и монолитное, необходимо учитывать сущность и специфику каждой типологической группы.
В ходе социологического исследования, проведенного центром изучения общественного мнения НИИ
Исследования общества Тюменского государственного нефтегазового университета (НИИ ИО ТюмГНГУ)
была изучена степень осведомлённости студентов о существовании популярных современных
молодёжных субкультур, качества отношения к ним, а также возможной субкультурной
самоидентификации респондентов. Анкетный опрос охватил 633 студента ТюмГНГУ, 481 студента
филиалов ТюмГНГУ в ХМАО и ЯНАО (Сургут, Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Нягань,
Нижневартовск), 300 студентов Иркутского университета, 213 студентов Ульяновского университета, 347
студентов Северо-Западной академии государственной службы (г. Санкт-Петербург), 121 студента
Российского государственного гуманитарного Университета (г. Москва). В корпорации ТюмГНГУ,
включающей базовый вуз и филиалы, репрезентативность исследования обеспечивалась моделью и
расчётом выборочной совокупности, сформированными ЦИОМ НИИ исследования общества для
мониторинга качества учебно-воспитательного процесса. В других вузах выборочная совокупность
формировалась на основании двух базовых признаков: курс (2 - 4) и специальность (естественнонаучные,
технические и гуманитарные).
Проанализировав степень осведомлённости и отношение студентов к современным молодёжным
субкультурам и движениям, мы установили, что нейтральное отношение является преобладающим.
Количественный показатель положительно настроенной к исследуемым субкультурам студенческой
молодёжи представлен на рисунке 1. Устойчивое положительное отношение опрошенных студентов
вызывают субкультуры престижного развлекательного молодёжного мэйнстрима - хип-хоп и R'n'b гламур.
Позитивное восприятие данных групп демонстрируют от трети (32,2% положительно настроенной к хип-
хопу молодёжи Ульяновска), до половины респондентов (51,4% студентов Санкт-Петербурга
воспринимают R'n'b культуру положительно). Данный факт свидетельствует о значительном влиянии
музыкально-развлекательных СМИ на сознание современного студенчества. Телеканал MTV, вещающий
на всю страну, активно
позиционирует вышеназванные
"продвинутые", формируя посредством установок вкупе с поп-культурной сценой современную "культуру
для молодых" [4]. Примечательно, что в Москве интерес к данным субкультурам существенно ниже, чем в
других городах - к хип-хопу расположены только 27,1% респондентов, к R'n'b - 33,6%, что может
свидетельствовать о полном переключении части московской молодёжи с традиционных СМИ на
электронные, позволяющие иначе осуществлять выбор потребляемой информации.
Помимо развлекательных мэйнстрим-субкультур, около трети респондентов выражает положительное
отношение к футбольным фанатам и байкерам. Фанаты - это организованная группа активных
болельщиков той или иной футбольной команды, активно поддерживающих её на домашних и выездных
матчах и агрессивно настроенных по отношению к поклонникам других команд. Демонстративное
экспрессивное поведение, серьёзные столкновения между враждующими группировками, погромы,
физическое насилие, культивируемое фанатами, позволяют говорить о данной субкультуре как о
маскулинно-ориентированной и ведущей к социальной дезорганизации. Помимо этого исследователи
отмечают сближение субкультур футбольных фанатов и скинхедов - наиболее агрессивных и склонных к
насилию.Так как к деструктивным молодёжным группам в целом преобладает негативное
отношение. Положительное отношение студентов российских вузов к молодёжным субкультурам (в % от
общего числа опрошенных в регионе)
патии студенчества к фанатской субкультуре могут свидетельствовать о непонимании сути феномена.
Далеко не все поклонники футбола являются фанатами. Положительное отношение к байкерской
субкультуре также сложно объяснить с рациональных позиций, так как байкеры имеют сходные
музыкальные и имиджевые пристрастия с металлистами, к которым положительно настроены лишь
порядка 15% респондентов. Можно предположить, что подобный настрой обусловлен длительностью
существования субкультуры и сложившейся вокруг неё социальной мифологией, связанной с
конструированием образа свободного и независимого "железного воина", для которого не существует
каких бы то ни было рамок, ограничений и законов. Возможно также смешение в сознании части
студентов субкультур байкеров и мотоциклистов. Последние обладают отличной от байкеров внешней
атрибутикой, тяготеющей к спортивному, а не рокерскому стилю, иными музыкальными пристрастиями и
стереотипами поведения. Факт положительного отношения к растаманам 31,5% респондентов севера
Тюменской области (в других городах 15 - 20%) может являться косвенным свидетельством употребления
лёгких наркотиков молодёжью данного региона или же снисходительного отношения к подобным
практикам.
Крайне отрицательно подавляющее большинство опрошенных относится к маскулинным молодёжным
группировкам - скинхедам и гопникам, а также радикальным околорелигиозным течениям (сатанистам).
Сформированное негативное отношение студентов российских вузов к исследуемым молодёжным
объединениям представлено на рисунке 2.
Стоит отметить, что уровень терпимости к деструктивным субкультурным формированиям выше в
средних по размеру городах севера Тюменской области, нежели в городах столичного значения. Так,
негативное отношение к скинхедам выразили 59,1% респондентов из ЯНАО и ХМАО, к гопникам - 54,5%,
в то время как в Санкт-Петербурге данные показатели соответствуют 81,2% и 79,7%, в Москве - 75,4% и
70,3%. Подобные результаты свидетельствуют о том, что для многих респондентов севера
Негативное отношение студентов российских вузов к молодёжным субкультурам (в % от общего
числа опрошенных в регионе)
Тюменской области субкультурное сознание и поведение этих групп не выглядит девиантным и не
противоречит общечеловеческой культуре. Также это может означать принадлежность опрошенных к
данным субкультурам или же симпатию им, что является косвенным свидетельством глубины
маргинализации значительной части молодёжи российской провинции. Отвержение сатанизма в любом его
проявлении отражает значимость для большинства студентов российских вузов традиционных
религиозных установок на православие, уважительное отношение к христианской религии. Наиболее
сильное отторжение этого течения демонстрируют студенты из Санкт-Петербурга - отрицательное
отношение к ним высказало 83,1% респондентов.
Несмотря на то, что более 40% респондентов во всех городах декларируют нейтральное отношение к
имиджевым субкультурам, около трети студентов негативно относятся к наиболее популярным из них -
эмо и готам. В Санкт-Петербургской академии, занятой подготовкой будущих государственных служащих,
этот показатель составляет около 50%. Можно предположить отсутствие установки на толерантное
отношение к подобным субкультурам у будущих чиновников. В отношении объединений, существующих
в России длительное время (панков и металлистов) негативная оценка
стр. 99
колеблется в районе 20 - 30%. Более нейтрально относятся к панкам в Москве, против высказалось только
17,6%. Это можно объяснить
популяризацией в столице
вариантов панка - DIY и поп-панка. В Тюмени и Тюменской области выше процент негативного
отношения к металлистам - около трети опрошенных. Возможно, ввиду того, что металлисты - одна из
самых массовых музыкально-имиджевых субкультур в этом регионе. Конфликт между субкультурой
металлистов и молодёжным провинциальным мэйнстримом - гопниками - носит перманентный характер.
Подобное неприятие групп "чужих", ярко демонстрирующих свою социальную идентичность, можно
объяснить с позиций теории социальной идентичности и, конкретнее, теории групповой дискриминации Г.
Тэшфела. "Межгрупповая дискриминация возникает, даже когда собственные интересы личности
совершенно не затрагиваются и не связаны с фактом благоприятствования ингруппе, не существует