Субкультуры и контркультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
· Описать основные виды молодежных субкультур.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Субкультура. Контркультура. Общие понятия………………………………...4
-Понятие «субкультуры» и история термина…………………………… …..4
-Понятие «контркультуры»…………………………………………….………5
-Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»……………………………………………………………..…6
-Причины появления молодежных субкультур……………………………….6
Статья:ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ Т. В. ЛАТЫШЕВОЙ…………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы:……………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

социология зая.docx

— 45.92 Кб (Скачать файл)

"R.I.P.",

"Gothica", "Dark

City"

Фрики

Блэк-металлисты

"Dark-

культура"

J-рокеры

Преобладание

чёрного либо ярко-

кислотного цвета в

одежде, одежда из

винила, кожи,

мужские юбки,

использование

грима, ботинки на

платформах,

авангардные

стрижки, пирсинг и

модификации тела.

Символика

различных

оккультных и

религиозных

практик,

индустриальная

символика

("радиация",

Gothic rock,

gothic

metal,

darkwave,

electrometal,

industrial,

dark

ambient,

dark electro,

EBM, Jrock,

Jelectro

Вечеринки в

клубах г.

Москвы: "Точка",

"Релакс", "Plan

В", "ХО", "Третий

путь",

"Театральная

биржа" и др.

"биологическая

опасность" и пр.)

Альтернатива Альтернативщики

Эмо

Одежда ярких

цветов (штаны или

джинсы, футболки,

толстовки), кеды,

пирсинг,

гипертрофированные

проколы мочек ушей

- т.н. "тоннели",

полудлинные волосы

с косой чёлкой либо

дреды,

проклепанные ремни

Metalcore,

hardcore,

emocore, alt

fokl, numetal,

rapcore,

post-rock

Телеканал: "AONE".

Журналы:

"DFMO.NET",

"1Rock"

Вечеринки в

клубах г.

Москвы: "Plan В",

"Точка", "Релакс",

"ХО" и др.

Гламур Гламур Модная одежда и

аксессуары ведущих

брэндов или

подделки под них.

Символика:

логотипы ведущих

брэндов,

престижные

предметы

потребления (мини-

компьютеры,

сотовые телефоны и

пр.)

Pop, rap,

R'n'b, house,

electro

Журналы:

"Cosmopolitan",

"Glamour", "Elle",

"Vogue" и др.

Вечеринки в

клубах г.

Москвы: "Жара",

"Fabrique",

"Famous",

"Infinity" и др.

 

Выделении того или иного субкультурного феномена в качестве движения мы исходили из того, что оно

объединяет как минимум  две автономные субкультуры.

Разработанные нами типологии  молодёжных субкультур и направлений  демонстрируют сложный характер

данных феноменов, проявления которых требуют различных методов  эмпирического исследования и

толкования. Выделенные субкультурные типы имеют абсолютно разное социокультурное значение, и их

социализирующая роль также  различна. Феномен молодёжной субкультуры  нельзя трактовать как нечто

единое и монолитное, необходимо учитывать сущность и специфику каждой типологической группы.

В ходе социологического исследования, проведенного центром изучения общественного  мнения НИИ

Исследования общества Тюменского государственного нефтегазового университета (НИИ ИО ТюмГНГУ)

была изучена степень  осведомлённости студентов о  существовании популярных современных

молодёжных субкультур, качества отношения к ним, а также возможной субкультурной

самоидентификации респондентов. Анкетный опрос охватил 633 студента ТюмГНГУ, 481 студента

филиалов ТюмГНГУ в ХМАО и ЯНАО (Сургут, Когалым, Лангепас, Нефтеюганск, Нягань,

Нижневартовск), 300 студентов  Иркутского университета, 213 студентов  Ульяновского университета, 347

студентов Северо-Западной академии государственной службы (г. Санкт-Петербург), 121 студента

Российского государственного гуманитарного Университета (г. Москва). В корпорации ТюмГНГУ,

включающей базовый вуз  и филиалы, репрезентативность исследования обеспечивалась моделью и

расчётом выборочной совокупности, сформированными ЦИОМ НИИ исследования общества для

мониторинга качества учебно-воспитательного  процесса. В других вузах выборочная совокупность

формировалась на основании  двух базовых признаков: курс (2 - 4) и  специальность (естественнонаучные,

технические и гуманитарные).

Проанализировав степень  осведомлённости и отношение  студентов к современным молодёжным

субкультурам и движениям, мы установили, что нейтральное отношение  является преобладающим.

Количественный показатель положительно настроенной к исследуемым субкультурам студенческой

молодёжи представлен на рисунке 1. Устойчивое положительное отношение опрошенных студентов

вызывают субкультуры  престижного развлекательного молодёжного  мэйнстрима - хип-хоп и R'n'b гламур.

Позитивное восприятие данных групп демонстрируют от трети (32,2% положительно настроенной к хип-

хопу молодёжи Ульяновска), до половины респондентов (51,4% студентов Санкт-Петербурга

воспринимают R'n'b культуру положительно). Данный факт свидетельствует о значительном влиянии

музыкально-развлекательных  СМИ на сознание современного студенчества. Телеканал MTV, вещающий

на всю страну, активно  позиционирует вышеназванные молодёжные культуры как наиболее

"продвинутые", формируя  посредством установок вкупе  с поп-культурной сценой современную "культуру

для молодых" [4]. Примечательно, что в Москве интерес к данным субкультурам существенно ниже, чем  в

других городах - к хип-хопу расположены только 27,1% респондентов, к R'n'b - 33,6%, что может

свидетельствовать о полном переключении части московской молодёжи с традиционных СМИ на

электронные, позволяющие  иначе осуществлять выбор потребляемой информации.

Помимо развлекательных  мэйнстрим-субкультур, около трети респондентов выражает положительное

отношение к футбольным фанатам  и байкерам. Фанаты - это организованная группа активных

болельщиков той или иной футбольной команды, активно поддерживающих её на домашних и выездных

матчах и агрессивно настроенных по отношению к поклонникам других команд. Демонстративное

экспрессивное поведение, серьёзные  столкновения между враждующими  группировками, погромы,

физическое насилие, культивируемое фанатами, позволяют говорить о данной субкультуре как о

маскулинно-ориентированной и ведущей к социальной дезорганизации. Помимо этого исследователи

отмечают сближение субкультур футбольных фанатов и скинхедов - наиболее агрессивных и склонных к

насилию.Так как к деструктивным молодёжным группам в целом преобладает негативное

отношение. Положительное отношение студентов российских вузов к молодёжным субкультурам (в % от

общего числа опрошенных в регионе)

патии студенчества к фанатской субкультуре могут свидетельствовать о непонимании сути феномена.

Далеко не все поклонники футбола являются фанатами. Положительное  отношение к байкерской

субкультуре также сложно объяснить с рациональных позиций, так как байкеры имеют сходные

музыкальные и имиджевые пристрастия с металлистами, к которым положительно настроены лишь

порядка 15% респондентов. Можно  предположить, что подобный настрой  обусловлен длительностью

существования субкультуры  и сложившейся вокруг неё социальной мифологией, связанной с

конструированием образа свободного и независимого "железного  воина", для которого не существует

каких бы то ни было рамок, ограничений  и законов. Возможно также смешение в сознании части

студентов субкультур байкеров и мотоциклистов. Последние обладают отличной от байкеров внешней

атрибутикой, тяготеющей к  спортивному, а не рокерскому стилю, иными музыкальными пристрастиями и

стереотипами поведения. Факт положительного отношения к  растаманам 31,5% респондентов севера

Тюменской области (в других городах 15 - 20%) может являться косвенным  свидетельством употребления

лёгких наркотиков молодёжью  данного региона или же снисходительного отношения к подобным

практикам.

Крайне отрицательно подавляющее  большинство опрошенных относится к маскулинным молодёжным

группировкам - скинхедам  и гопникам, а также радикальным околорелигиозным течениям (сатанистам).

Сформированное негативное отношение студентов российских вузов к исследуемым молодёжным

объединениям представлено на рисунке 2.

Стоит отметить, что уровень  терпимости к деструктивным субкультурным формированиям выше в

средних по размеру городах севера Тюменской области, нежели в городах столичного значения. Так,

негативное отношение  к скинхедам выразили 59,1% респондентов из ЯНАО и ХМАО, к гопникам - 54,5%,

в то время как в Санкт-Петербурге данные показатели соответствуют 81,2% и 79,7%, в Москве - 75,4% и

70,3%. Подобные результаты  свидетельствуют о том, что  для многих респондентов севера

Негативное отношение  студентов российских вузов к  молодёжным субкультурам (в % от общего

числа опрошенных в регионе)

Тюменской области субкультурное сознание и поведение этих групп не выглядит девиантным и не

противоречит общечеловеческой культуре. Также это может означать принадлежность опрошенных к

данным субкультурам или  же симпатию им, что является косвенным  свидетельством глубины

маргинализации значительной части молодёжи российской провинции. Отвержение сатанизма в любом его

проявлении отражает значимость для большинства студентов российских вузов традиционных

религиозных установок на православие, уважительное отношение  к христианской религии. Наиболее

сильное отторжение этого  течения демонстрируют студенты из Санкт-Петербурга - отрицательное

отношение к ним высказало 83,1% респондентов.

Несмотря на то, что более 40% респондентов во всех городах декларируют  нейтральное отношение к

имиджевым субкультурам, около трети студентов негативно относятся к наиболее популярным из них -

эмо и готам. В Санкт-Петербургской академии, занятой подготовкой будущих государственных служащих,

этот показатель составляет около 50%. Можно предположить отсутствие установки на толерантное

отношение к подобным субкультурам у будущих чиновников. В отношении  объединений, существующих

в России длительное время (панков и металлистов) негативная оценка

стр. 99

колеблется в районе 20 - 30%. Более нейтрально относятся  к панкам в Москве, против высказалось только

17,6%. Это можно объяснить  популяризацией в столице менее  радикальных, трансформированных

вариантов панка - DIY и поп-панка. В Тюмени и Тюменской области выше процент негативного

отношения к металлистам - около трети опрошенных. Возможно, ввиду того, что металлисты - одна из

самых массовых музыкально-имиджевых субкультур в этом регионе. Конфликт между субкультурой

металлистов и молодёжным провинциальным мэйнстримом - гопниками - носит перманентный характер.

Подобное неприятие групп "чужих", ярко демонстрирующих  свою социальную идентичность, можно

объяснить с позиций теории социальной идентичности и, конкретнее, теории групповой дискриминации  Г.

Тэшфела. "Межгрупповая дискриминация возникает, даже когда собственные интересы личности

совершенно не затрагиваются и не связаны с  фактом благоприятствования ингруппе, не существует

Информация о работе Субкультуры и контркультуры