Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных факторов и причин суицидального поведения, определения основных направлений повышения жизнестойкости и реабилитации граждан, склонных к суициду.
В соответствии со спецификой поставленной цели определены следую-щие задачи:
1) определить основные понятия суицида;
2) рассмотреть категории, причины и факторы самоубийц;
Рекомендуется делать акцент в работе по предупреждению самоубийств на коммуникативный уровень, направлять усилия на сохранение социальных связей потенциальных суицидентов с семьями, родственниками, соседями, которые могут играть важную роль в снижении уровня самоубийств. Обретение человеком смысла жизни, на наш взгляд, – главная задача профилактики преодоления суицидальных состояний
Специальная профилактика суицида включает прогнозирование, предсказание суицидальных происшествий и своевременное оказание адекватной помощи человеку, оказавшемуся в состоянии кризиса.
Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведется систематически и целенаправленно.
Именно изменения в поведении (знаки беды) позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу. Знаки беды – это, прежде всего, заметная перемена в обычных манерах поведения клиента.
Прежде всего должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления.
Человек может решиться на самоубийство, если:
1) социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2) живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
3) ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
5) имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
Суицидологи отмечают во внешнем
поведении человека ряд типичных
изменений, которые могут
- активная предварительная подготовка;
- целенаправленный поиск средств ухода из жизни; активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ и жидкостей и т.п.);
- изменение стереотипа поведения человека; несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбуждённое поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
- сужение круга его контактов, стремление к уединению;
- недостаток сна или повышенная сонливость;
- нарушение аппетита;
- признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
- усиление чувства тревоги;
- признаки вечной усталости, упадок энергии;
- неряшливый внешний вид;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- отдаление от семьи и друзей;
- излишний риск в поступках;
- выражение безнадёжности, поглощённость мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах.
- косвенные «намёки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу коллег с петлёй на шее из брючного ремня, верёвки, телефонного провода и т.п., «игра» с оружием, имитирующая самоубийство и т.д.);
- фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);
- символическое прощание клиента с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т.п.);
- достаточно симптоматичными являются открытые антивитальные заявления подростков:
- Ненавижу жизнь;
- Не могу больше этого вынести;
- Я покончу с собой;
- Просто жить не хочется;
- Никому я не нужен;
- Всем будет лучше без меня;
- Мне нечего ждать от жизни;
- Они пожалеют о том, что они мне сделали;
- Я стал обузой для всех;
- Я покончу с собой;
- Никому я не нужен;
- Это выше моих сил.
Суицидальная активность человека зависит от целого ряда факторов.
Их учет в организации повседневной жизнедеятельности поможет оказаться рядом с человеком в критический момент его жизни и оказать ему необходимую помощь.
Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют конфликты.
Наиболее распространенными являются:
1) конфликты, связанные со спецификой жизнедеятельности (учебы, общения) и социального взаимодействия людей:
- индивидуальные адаптационные трудности;
- неудачи выполнения конкретной задачи;
- конфликты со сверстниками;
- межличностные конфликты со значимыми людьми.
2) лично-семейные конфликты:
- неразделенная любовь;
- измена любимого человека;
- развод родителей;
- тяжелая болезнь;
- смерть близких людей;
- половая несостоятельность.
3) конфликты, обусловленные состоянием здоровья:
- психические заболевания;
- хронические соматические заболевания;
- физические недостатки.
4) конфликты, связанные с антисоциальным поведением:
- страх уголовной ответственности;
- боязнь позора.
5) конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.
Следует помнить, что вероятность
возникновения суицидального
- в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями;
- в период пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами);
- в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в семье или ближайшем окружении.
Обычно исследования в области суицидологии ставят своей целью идентифицировать людей с высоким риском суицида, после чего помочь этим лицам, предупреждая попытку суицида.
Изучение причин и условий, при которых люди заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию.
К ним относятся условия семейного воспитания:
- отсутствие отца в раннем детстве;
- матриархальный стиль отношений в семье;
- воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;
- отверженность и социальная изоляция;
- воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.
Стиль жизни и деятельности:
- акцентуация характера;
- употребление алкоголя и наркотиков;
- попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;
- совершение уголовно наказуемого поступка.
Взаимоотношения с окружающими людьми:
- изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;
- разрыв высоко значимых любовных отношений;
- затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др.
Недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и др.);
Длительные соматические заболевания.
Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида.
Основные психические состояния, которые могут приводить к суициду:
1) низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности).
2) ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные перемены в будущем).
3) отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, «образ тупика».
4) скрытый гнев: гнев скрывается, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить;
5) положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды.
6) убежденность в том, что только самоубийство решит все проблемы.
Определенные аспекты
человеческой жизни увеличивают
вероятность попыток суицида. Изучение
показало, что наиболее важный фактор
суицида — ощущение человеком
безнадежности. Лица с ощущением
безнадежности могут
Другой фактор риска суицида
заключается в наличии
Необходимо иметь в виду, что суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Важно уметь видеть ее признаки. Для депрессии обычно характерно:
- снижение внимания или способности к ясному мышлению;
- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;
- вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
- снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту;
- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
- изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;
- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;
- неспособность к адекватной реакции на похвалы или награды;
- чувство горькой печали, переходящего в плач;
- изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;
- повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве;
- снижение полового влечения.
2.2 Профилактическая беседа и повышение жизнистойкости человека склонному к суициду
Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Специфика ее состоит в следующем.12
Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-нибудь несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).
При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).
В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет
Если, вы чувствуете что человек живущий рядом с вами, решил привести трагический замысел в исполнение, – будьте скупы на слова и щедры на доброту. Нужно полностью включиться во внутренний мир его переживаний. Категорически запрещается говорить фразы типа “Мне было и хуже, и ничего, не умер”, “Возьми же, наконец, себя в руки”, “Ты — тряпка, а не мужчина”, “Всё наладится само собой”. Самоубийц это только выводит из себя.
Важно соблюдать следующие правила: будьте уверены, что вы в состоянии помочь; набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации; будьте терпеливы; не старайтесь шокировать или провоцировать человека, говоря: “Пойди и сделай это”; не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: “Вы так чувствуете себя, потому что...”; не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: “Вы не можете себя убить, потому что...”; делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.
Если у психолога или педагога существуют подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка, то беседа с ним может строиться следующим образом: “Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит? Что ты собираешься делать? В случае открытого суицидального высказывания следует серьёзно обсудить эту проблему с подростком: Ты надумал покончить с собой? Как бы ты это сделал? А если ты причинишь себе боль? Представь некую шкалу, где хорошее самочувствие отмечено нулём, а желание совершить самоубийство, десятью баллами, то сколькими бы баллами ты оценил своё нынешнее состояние? Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что произошло в тот период в твоей жизни? На какой отметке шкалы ты был в то время? Если бы я попросил тебя не причинять себе боль, ты смог бы отказаться от своих намерений? Что мешает тебе дать обещание? Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Помогло бы тебе это теперь? От кого бы ты хотел получить помощь? Знают ли твои близкие о твоих трудностях сейчас? Если бы ты пообещал не причинять себе боли, ты бы сдержал слово?”. Такая беседа является первичной формой профилактики (превенции) у подростка и необязательно может быть проведена специалистом, а любым человеком, находящимся рядом с подростком, переживающим кризис душевного состояния.