Суицид, как форма девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных факторов и причин суицидального поведения, определения основных направлений повышения жизнестойкости и реабилитации граждан, склонных к суициду.
В соответствии со спецификой поставленной цели определены следую-щие задачи:
1) определить основные понятия суицида;
2) рассмотреть категории, причины и факторы самоубийц;

Вложенные файлы: 1 файл

Теория социальной работыs.docx

— 110.23 Кб (Скачать файл)

Рекомендуется делать акцент в работе по предупреждению самоубийств  на коммуникативный уровень, направлять усилия на сохранение социальных связей потенциальных суицидентов с  семьями, родственниками, соседями, которые могут играть важную роль в снижении уровня самоубийств. Обретение человеком смысла жизни, на наш взгляд,  – главная задача профилактики преодоления суицидальных состояний

Специальная профилактика суицида  включает прогнозирование, предсказание  суицидальных происшествий и своевременное оказание адекватной помощи человеку, оказавшемуся в состоянии кризиса.

Наиболее точным, но и  наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность  его значительно возрастает, если оно ведется систематически и целенаправленно.

Именно изменения в  поведении (знаки беды) позволяют  своевременно распознать надвигающуюся  катастрофу. Знаки беды – это, прежде всего, заметная перемена в обычных манерах поведения клиента.

Прежде всего должны насторожить  следующие поступки, жалобы, проявления.

Человек может решиться на самоубийство, если:

1) социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2) живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);

     3) ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

  1. предпринимал раньше попытки суицида.

5) имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

  1. перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
  2. слишком критически настроен по отношению к себе.

Суицидологи отмечают во внешнем  поведении человека ряд типичных изменений, которые могут свидетельствовать  о суицидальных намерениях:

- активная предварительная подготовка;

- целенаправленный поиск средств ухода из жизни; активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ и жидкостей и т.п.);

- изменение стереотипа поведения человека; несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбуждённое поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;

-  сужение круга его контактов, стремление к уединению;

-  недостаток сна или повышенная сонливость;

-  нарушение аппетита;

 -  признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

 -  усиление чувства тревоги;

 -  признаки вечной усталости, упадок энергии;

 - неряшливый внешний вид;

 - усиление жалоб на физическое недомогание;

 - склонность к быстрой перемене настроения;

 - отдаление от семьи и друзей;

 - излишний риск в поступках;

 - выражение безнадёжности, поглощённость мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах.

 - косвенные «намёки» на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу коллег с петлёй на шее из брючного ремня, верёвки, телефонного провода и т.п., «игра» с оружием, имитирующая самоубийство и т.д.);

- фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);

- символическое прощание клиента с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т.п.);

- достаточно симптоматичными являются открытые антивитальные заявления подростков:

- Ненавижу жизнь;

- Не могу больше этого вынести;

- Я покончу с собой;

- Просто жить не хочется;

- Никому я не нужен;

- Всем будет лучше без меня;

- Мне нечего ждать от жизни;

- Они пожалеют о том, что они мне сделали;

- Я стал обузой для всех;

- Я покончу с собой;

- Никому я не нужен;

 - Это выше моих сил.

Суицидальная активность человека зависит от целого ряда факторов.

Их учет в организации  повседневной жизнедеятельности поможет  оказаться рядом с человеком в критический момент его жизни и оказать ему необходимую помощь.

Главную роль в возникновении  суицидально опасной ситуации играют конфликты.

Наиболее распространенными  являются:

1) конфликты, связанные со спецификой жизнедеятельности (учебы, общения) и социального взаимодействия людей:

- индивидуальные адаптационные трудности;

- неудачи выполнения конкретной задачи;

- конфликты со сверстниками;

- межличностные конфликты со значимыми людьми.

2) лично-семейные конфликты:

- неразделенная любовь;

- измена любимого человека;

- развод родителей;

- тяжелая болезнь;

- смерть близких людей;

- половая несостоятельность.

3) конфликты, обусловленные состоянием здоровья:

  - психические заболевания;

  - хронические соматические заболевания;

  - физические недостатки.

4) конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

 - страх уголовной ответственности;

 - боязнь позора.

5) конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

Следует помнить, что вероятность  возникновения суицидального поведения возрастает:

- в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями;

- в период пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами);

- в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в семье или ближайшем окружении.

Обычно исследования в  области суицидологии ставят своей  целью идентифицировать людей с высоким риском суицида, после чего помочь этим лицам, предупреждая попытку суицида.

Изучение причин и условий, при которых люди заканчивали  жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию.

К ним относятся  условия семейного воспитания:

-  отсутствие отца в раннем детстве;

- матриархальный стиль отношений в семье;

-  воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;

- отверженность и социальная изоляция;

-  воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.

Стиль жизни и деятельности:

- акцентуация характера;

- употребление алкоголя и наркотиков;

- попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;

- совершение уголовно наказуемого поступка.

Взаимоотношения с окружающими людьми:

- изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;

-  разрыв высоко значимых любовных отношений;

- затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др.

Недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и др.);

Длительные соматические заболевания.

Знание и учет перечисленных  факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить  лиц с повышенным риском суицида.

Основные психические  состояния, которые могут приводить  к суициду:

1) низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности).

2) ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные перемены в будущем).

3) отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, «образ тупика».

4) скрытый гнев: гнев скрывается, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, похоронен, но наличие его можно заметить;

5) положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды.

6)  убежденность в том, что только самоубийство решит все проблемы.

Определенные аспекты  человеческой жизни увеличивают  вероятность попыток суицида. Изучение показало, что наиболее важный фактор суицида — ощущение человеком  безнадежности. Лица с ощущением  безнадежности могут рассматривать  суицид как единственный способ решения  своих проблем. Люди с душевными  болезнями, расстройствами личности, а  также лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, имеют высокий риск суицида. В действительности люди, страдающие недиагностированными психическими болезнями, совершают около 90% всех суицидов. Соматические болезни также увеличивают риск суицида, особенно когда они сопутствуют депрессии. Около 1 /3 взрослых, совершивших суицид, страдали от соматических болезней к моменту своей смерти.

Другой фактор риска суицида  заключается в наличии предыдущих суицидальных попыток, а также в наличии случаев суицида среди родственников. Важную роль играет социальная изоляция индивида. Люди, живущие одиноко или имеющие мало близких друзей, не получают эмоциональной поддержки, которая предупредила бы появление чувства безнадежности и иррациональных мыслей в трудный период их жизни.

Необходимо иметь в  виду, что суицидальное поведение, как  правило, сопровождается глубокой депрессией. Важно уметь видеть ее признаки. Для депрессии обычно характерно:

- снижение внимания или способности к ясному мышлению;

- потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

- вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;

- снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту;

- чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

- изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;

- пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие  прошлого;

- неспособность к адекватной реакции на похвалы или награды;

- чувство горькой печали, переходящего в плач;

- изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;

- повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве;

- снижение полового влечения.

 

2.2  Профилактическая беседа и повышение жизнистойкости человека склонному к суициду

 

Главным в преодолении  кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Специфика ее состоит в следующем.12

Ни в коем случае нельзя приглашать на беседу через третьих  лиц (лучше сначала встретиться  как бы невзначай, обратиться с какой-нибудь несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи).

При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних  лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).

В процессе беседы целесообразно  не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо “попутные” дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет

Если,  вы  чувствуете что человек живущий рядом с вами,  решил привести  трагический  замысел  в  исполнение,  – будьте  скупы  на  слова  и  щедры  на  доброту.  Нужно  полностью  включиться  во  внутренний  мир  его  переживаний.  Категорически  запрещается  говорить  фразы  типа “Мне  было  и  хуже,  и  ничего,  не  умер”,  “Возьми  же,  наконец,  себя  в  руки”,  “Ты — тряпка, а  не  мужчина”,  “Всё  наладится  само  собой”.  Самоубийц  это  только  выводит  из  себя.

Важно соблюдать следующие  правила: будьте уверены, что вы в  состоянии помочь; набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации; будьте терпеливы; не старайтесь шокировать или провоцировать человека, говоря: “Пойди и сделай это”; не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: “Вы так чувствуете себя, потому что...”; не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря: “Вы не можете себя убить, потому что...”; делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Если у психолога или  педагога существуют подозрения о наличии  суицидальных намерений у подростка, то беседа с ним может строиться следующим образом: “Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит? Что ты собираешься делать? В случае открытого суицидального высказывания следует серьёзно обсудить эту проблему с подростком: Ты надумал покончить с собой? Как бы ты это сделал? А если ты причинишь себе боль? Представь некую шкалу, где хорошее самочувствие отмечено нулём, а желание совершить самоубийство, десятью баллами, то сколькими бы баллами ты оценил своё нынешнее состояние? Ты когда-нибудь причинял себе боль раньше? Когда это было? Что произошло в тот период в твоей жизни? На какой отметке шкалы ты был в то время? Если бы я попросил тебя не причинять себе боль, ты смог бы отказаться от своих намерений? Что мешает тебе дать обещание? Что помогло тебе справиться с трудностями в прошлом? Помогло бы тебе это теперь? От кого бы ты хотел получить помощь? Знают ли твои близкие о твоих трудностях сейчас? Если бы ты пообещал не причинять себе боли, ты бы сдержал слово?”. Такая беседа является первичной формой профилактики (превенции) у подростка и необязательно может быть проведена специалистом, а любым человеком, находящимся рядом с подростком, переживающим кризис душевного состояния.

Информация о работе Суицид, как форма девиантного поведения