Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:18, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства.Актуальность данной темы обусловлена решительным изменением сложившихся ранее трудовых отношений, более свободным характером договорных отношений, раскрытием прав профсоюзов, особым режимом выполнения взаимных обязательств, широким применением локального регулирования труда путем заключения коллективных договоров. Кроме того, необходимо выявить плюсы и минусы локального нормативного акта - коллективного договора.
Введение……………………………………………………………………………….……....3
1. Понятие и суть социального партнерства……………………………………..….....4
1.1. История возникновения социального партнерства…………………………......4
1.2. Понятие социального партнерства…………………………….……….……..…6
2. Принципы, методы и механизм социального партнерства………………….…...….9
2.1. Принципы социального партнерства……………...………………………..……9
2.2. Механизм социального партнерства……………………………………………..12
3. Коллективный договор……………………………………………………………...…14
3.1. Коллективные переговоры……………………………………………...…………14
3.2. Требования и предложения сторон………………………………….……………16
3.3. Примирительные процедуры………………………………………….…………..17
3.4. Оформление договора и контроль за его исполнением………………………….18
4. Социальное партнерство в России……………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………………....24
В системе принципов, на которых базируется социальное партнерство, особое место принадлежит принципам экономического партнерства. Достижение справедливости в социальном партнерстве возможно на основе соблюдения следующих принципов:
Наряду с экономическими принципами выделяют т.н. частные принципы социального партнерства:
С учетом того, что государство
также является участником процессов
социального партнерства
В российской научной литературе широко используется термин «система социального партнерства», под которым понимается:
Под механизмом социального партнерства как элемента его системы в целом мы понимаем совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон.
Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.
Важнейшими элементами механизма
социального партнерства
- постоянно действующий
переговорный процесс между
- постоянно работающие
органы (трехсторонние комиссии) по
регулированию социально-
- установление и соблюдение
процедур согласования
- кодификация отношений
партнерства в законах РФ, субъектов
Федерации, в нормативных
- системы контроля за
выполнением принятых
- работа экспертов партнерских
отношений, анализирующих
- доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.
Механизм социального
партнерства определяет и методы
взаимодействия социальных партнеров.
Все они очень тесно
Их можно представить виде схемы.
Стрелки на схеме говорят о одновременном сочетании всех методов.
Таблица 2
Методы взаимодействия социальных партнеров
Ответственность за избегание участия в коллективных переговорах, и предоставления информативных данных, необходимых для проведения коллективных переговоров, и осуществление контроля за соблюдением договоров и соглашений, предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в действие с 1 июля 2002 г.
Согласно статье 5.28 КоАП за уклонение сторон переговорного процесса от участия в переговорах о подписании, внесении изменений или дополнений в коллективный договор, или соглашение, нарушение сроков ведения переговоров, закрепленных законодательно, препятствие работе по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки — карается наложением административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.
Невыполнение работодателем обязательств по соглашению примирительной процедуры, — влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда.
3.1. Коллективные переговоры
Важной частью социального диалога, как метода взаимодействия социальных субъектов являются коллективные переговоры.
Коллективные переговоры проводятся с целью составления коллективных договоров и соглашений.
По результатам коллективных переговоров составляются: на федеральном уровне – федеральные соглашения; на региональном уровне – региональные соглашения; на локальном уровне - коллективные договора.
Коллективные договора и соглашения после их подписания являются обязательными для исполнения субъектами всех сторон социального партнерства.
Нормы федеральных соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для применения во время составления коллективных договоров на всех предприятиях, учреждениях, организация, которые находятся в сфере действия сторон.
В федеральных и региональных
соглашениях по договоренности сторон
устанавливаются сроки и
Право на коллективные переговоры должно признаваться повсюду - в частном и государственном секторах, и только вооруженные силы, полиция и работники на государственной службе, занятые в органах государственного управления, могут быть исключены из этого списка.
Заинтересованные работники
и их представители могут
Важно подчеркнуть, что организации
трудящихся могут выполнять свои
задачи «обеспечения и защиты интересов
работников» посредством
Основное содержание коллективных
переговоров сводится к срокам и
условиям труда и занятости и
к регулированию отношений
Однако определить вопросы, которые следует рассматривать в ходе коллективных переговоров, не просто, поскольку все зависит от того, что подразумевается под упоминаемыми выше условиями и отношениями.
Принципами проведения коллективных переговоров являются принципы добровольности и добросовестности.
Добровольный характер коллективных переговоров является основополагающим элементом принципов свободы объединения.
Свободный и добровольный характер переговоров подразумевает, что организации трудящихся должны иметь возможность сами выбирать делегатов, представляющих их на коллективных переговорах, без какого бы то ни было вмешательства властей.
В процессе проведения коллективных
переговоров допускаются
Однако при добровольном
характере переговоров в
В отдельных экстренных случаях возможно и вмешательство властей в процесс проведения коллективных переговоров.
3.2. Требования и предложения сторон
Регламентация порядка выдвижения требований осуществляется, основываясь на статье 399 Трудового кодекса Российской Федерации.
Требования, предъявленные
работниками и (или) представляющим
их органом, организации (филиала, представительства
или другого обособленного
Дата получения требований
работодателем (представителем работодателей)
обязательно фиксируется в
Работодатель должен обязательно
ознакомится с предоставленными
ему требованиями работников и сообщить
о принятии решения объединению,
представляющему интересы работников
организации (филиала, представительства,
иного обособленного
Требования, виде копии также могут быть отправлены соответствующему государственному органу по регулированию коллективных трудовых споров. В подобном случае государственный орган, отвечающий за урегулирование коллективных трудовых споров должен проверить факт получения требований другой стороной коллективного трудового диалога.
Органы и объединения, представляющие работодателей должны взять на рассмотрение поученные ими требования от профессиональных союзов (их объединений) и ответить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со момента получения указанных требований.
3.3. Примирительные процедуры
Каждая сторона коллективных трудовых переговоров не правомочна уклониться от участия в процессе примирительных процедур.
В организации и проведении примирительных процедур принимают участие примирительная комиссия, представители сторон, посредник, трудовой арбитраж и государственный орган, отвечающий за урегулированию коллективных споров в сфере труда.
Информация о работе Сущность и система социального партнерства