Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:59, реферат
Центробежные социальные процессы в нашей стране на рубеже 1990-х годов, радикальное политическое и экономическое реформирование и начало активной интеграции России в мировое сообщество в условиях глобализации способствовали смене устоявшихся значений, регулирующих социальные взаимоотношения. Рефлексивная деятельность социальных субъектов обнаруживает глубокие цивилизационно-культурные "разломы", коренные изменения в ценностях российского человека, его новый образ.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян…………………..3
1.1. Процесс трансформации моральной системы российского общества……7
2. Теоретические основания процесса трансформации традиционных ценностей………………………………………………………………………....11
2.1. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период…………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………....
Существенный интерес в этом плане представляют социологические данные, показывающие, как изменяются ценностные оценки условий достижения индивидами социального благополучия. Обратимся к результатам двух, в некоторой мере, сопоставимых опросов. Один из них проведен коллективом социологов (Афанасьева А.И., Тощенко Ж.Т и др.) в 1987 г., другой - социологическим центром РАГС в декабре 2003 Г., через 16 лет. Респондентам предлагалось определить, какие факторы социального ранжирования и деления людей на страты влияют на общественное положение и престиж человека. Выделим в данном случае только те взаимосвязанные признаки. которые традиционно используются в теории социальной стратификации, в том числе одним из ее родоначальников Т. Парсонсом.
Изменения
в социально-экономических и политических
отношениях, появление восходящего общественного
слоя бизнесменов обусловили заметные
подвижки в совокупности ценностных суждений
тех факторов, которые влияют на социальное
положение и престиж человека. Подчеркнем,
что выделенные признаки взаимосвязаны.
Тем не менее, в 1987 г. приоритет среди них
отдавался личным качествам индивида,
в том числе трудолюбию (отмечали 65% респондентов),
чувству долга, ответственности (56.5%). В
2003 г. на передний план в социальном ранжировании
выдвинулись факторы владения и доступа
к власти. Причем в российской действительности
обладание властью - это не только возможности
обеспечить влияние в обществе и получить
общественное признание, но и нередко
возможность увеличения доходов.
Таблица 2
Ценностные оценки возможностей обеспечения социального положения и престижа человека в обществе ( в % к числу опрошенных по годам)
Факторы обеспечения социального положения и престижа | 1987 | 2003 |
Владение
материальными и другими |
35,8 | 45,6 |
Связи с полезными людьми, блат (в опросе 1987 г.) | 24,1 | - |
Доступ к рычагам власти ( в опросе 2003 г.) | - | 38,1 |
Социальное положение семьи, родственные связи | 24,4 | 23,6 |
Личные достижения в образовании, профессиональной деятельности и др. | 29,0 | 23,2 |
Авторитет, определяемый служебным положением | нет данных | 21,2 |
Личные качества ( привлекательность, ум, сила и др.) | 58,5 | 16,0 |
Комментируя данные таблицы 2, следует отметить, что уменьшение доли ценностных оценок фактора личных достижений (в образовании., уровне квалификации
и др.), вероятнее всего, обусловлено рассогласованием между этим фактором социального ранжирования и другим не менее важным признаком - уровнем доходов людей. Это рассогласование отметили 60,2% респондентов, в том числе подавляющее большинство из категории высококвалифицированных специалистов, гуманитарных и технических профессий.
Не меньший научный и практический интерес представляют координаты оценок социальной справедливости, которые с точки зрения морали предстают как осознание людьми общественно необходимого типа отношений. Основная масса опрошенных (до 80%) считает, что социальная справедливость должна выражаться в таких принципах, как наличие равных шансов на труд, образование, медицинское обслуживание, обеспечение соответствия доходов выполняемой (или ранее выполненной) работе. В рамках этих координат такое же количество опрошенных отмечают недостаточную их реализацию в российском обществе в целом и применительно лично к себе.
Можно ли судить о такой позиции как о проявлении социальной ориентации на патернализм со стороны государства или даже как о выражении иждивенчества? Безусловно, многие люди хранят в памяти как норму возможности получения образования, медицинских и других социальных услуг, которые предоставлялись им в советский период бесплатно или за незначительную оплату. Хотя эти услуги назывались бесплатными, ясно, что их отрабатывали сами люди. История российского общества вообще не дает оснований для выводов, что народ, по выражению А. Твардовского в поэме "Василий Теркин", "дармовым добром кормлен". А массовое несогласие с тем, что российское общество в настоящее время оказалось отброшенным далеко назад в сравнении с цивилизованными странами в реализации принципов социальной справедливости, вполне соответствует реальности.
В ракурсе обсуждаемой проблемы примечательны такие факты. По данным оп роса населения в 2003 г., 62,1 % респондентов выразили мнение, что люди, имеющие силы, должны сами заботиться о своем благополучии и меньше рассчитывать на социальную помощь государства; 36,8% -. заявили, что необходимы достаточно большие различия в доходах людей, иначе пропадают стимулы для личных достижений Эти данные свидетельствуют о том, что люди постепенно привыкают к экономическому неравенству. Но подчеркнем, речь идет о неравенстве, связанном с различиями способностей, а не с незаконным присвоением собственности, результатов чужого труда.
Любое изменение моральных норм и ценностей происходит на основе моральной системы, которая регулировала взаимоотношения в обществе многие десятилетия или столетия. И даже, если устоявшиеся прежде нормы формально отвергаются, они латентно продолжают функционировать. Так, например. в настоящее время колхозы
сохранились в рудиментарном состоянии. Практически выродились прежние общественные организации, обеспечивавшие участие населения в коллективных формах, в самоуправлении. В бизнесе, а также в средствах массовой информации, как уже отмечалось, культивируется индивидуализм. Тем не менее, 48,2% опрошенного населения считают коллективизм одной из ведущих норм регулирования взаимоотношений в обществе, 71 % - считают нравственной ценностью быть нужными и полезными обществу.
Отношение населения к перспективе развития российского общества (в % к числу опрошенных)
Таблица 3
Варианты ответов | Полностью
и скорее согласны |
Скорее не согласны и полностью против | Не ответили |
Следовало бы развивать новые подходы к социалистическому обществу | 58,4 | 40,9 | 0,7 |
Следует развивать капиталистическую рыночную экономику и соответствующее ей российское общество | 40,7 | 58,8 | 0,5 |
Должно продолжаться, как до сих пор | 30,6 | 68,9 | 0,5 |
Как показывают данные опросов, в ценностной структуре массового сознания идеалы социализма занимают достаточно видное место (табл. 3).
Большинство населения не отвергает социализм. Но к данным таблицы следует добавить следующее: сохранение статус-кво нашло поддержку среди 50% опрошенных предпринимателей; наибольшее количество сторонников социализма среди крестьян (68% респондентов) и рабочих (58%); за развитие капиталистической рыночной экономики отдали голоса 65,5% представителей малого и 75%- среднего бизнеса. Последние данные отражают социально-классовый аспект дифференциации нормативно-ценностных ориентаций. Любопытна и латентная связь, обнаруженная с помощью семантического дифференциала и кластерного анализа данных опроса. Капитализм ассоциируется в сознании многих людей с диктатурой и национализмом, а социализм с демократией. Ценностной ориентации на социализм соответствует преобладание отрицательного отношения к продаже сельскохозяйственных земель в частную собственность (особенно иностранцам), предпочтение получать небольшой, но постоянный заработок и быть уверенным в завтрашнем дне и т.д. Среди сторонников социализма большинство опрошенных высказалось за развитие рыночной экономики, которая в их сознании не является антиподом социализму.
Под традиционными ценностями понимаются разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре. Эти ценности и соответствующие структуры поведения воспроизводятся почти в идентичной форме на протяжении нескольких поколений или в течение длительного времени в рамках одного общества, или в пределах регионов, имеющих в определенной степени общую культуру. Традиционные ценности существуют как устойчивая основа социальной идентичности, национального характера и культуры. Они зависят от менталитета этноса и входят в его структуру.
Поскольку ценности "вплетены" в общественные отношения и на макросубъектном уровне социальной реальности конституируют тип общества, возникает противоречие между культурой (ее центральным аспектом - ценностями) и социальными отношениями. На микросубъектном уровне данная проблема проявляется в виде противоречий между разными системами ценностей (соответственно – традиционной и инновационной); ценностями-целями и ценностями средствами; потребностями, интересами и ценностями и другими составляющими. Разрешение этих противоречий способствует трансформации социокультурной ситуации. Исторический вектор трансформаций объективно не предопределен, реализуется в ходе целенаправленного реформирования и в процессе стихийных массовых действий, как на осознанном, так и неосознанных уровнях.
Механизмы
трансформации ценностей в
Механизм трансформации традиционных ценностей в разные фазы кризисного периода разворачивается по схеме: фазе социальной дезинтеграции присущи сомнения в ценностях и их значимости; в фазе бифуркации открываются варианты: возврат к традиционным ценностям или отказ от них, выбор новых или комбинация этих вариантов для фазы мобилизации сил характерны активность в формате доминирующих ценностей, преобладание позиций индивидуализации, самоопределения.
В ходе такого движения происходит трансформация ценностей, образуется новый баланс традиционных ценностей и новаций, что способствует решению имеющихся противоречий успешной адаптации акторов к социальным условиям. Завершение кризисного периода, стабилизация социальных условий сопровождаются институционализацией изменившихся ценностей, закреплением их в качестве регулярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью важных для общества норм. По-новому интегрированное в пределах самоидентификации качество ценностей выстраивается на основе ее максимальной адекватности и сбалансированности с новым типом социальности, порождая потенциал новых противоречий, новой подвижности.
2.1 Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период.
Период до 1996 г. Распад Советского Союза был пиком противоречия между социо культурным состоянием и социальностью, которое не могло быть преодолено в рамках прежнего общества, и одновременно началом его разрешения. Изменение базовых ценностей россиян, как показывают социологические исследования, шло непросто. Разрушение старых структур на рубеже 1990-х годов явилось результатом политических решений, которым предшествовали сомнения в целесообразности существующих ценностей, спонтанная переориентация на новые нормативные модели.
Тотальная критика своего, прошлого, идеализация чужого, будущего, смена привычных ценностных значений порождают в переходный период социальное беспокойство, повышают агрессивность, раздражительность, внушаемость людей, усиливают аномию, кризис идентичности; возможен прорыв на поверхность сознания индивидуальных бессознательных проявлений и архетипов коллективного бессознательного, архаизация общественного сознания. Все это некоторое время играет роль компенсации, защиты от нарастающей неопределенности.
В первые постперестроечные годы традиционные духовные ценности оставались доминирующими. В условиях обострившегося кризиса рейтинг многих из них имел защитную динамику в сторону повышения.
Информация о работе Тенденции изменения ценностей в современном российском обществе