Тенденции изменения ценностей в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:59, реферат

Краткое описание

Центробежные социальные процессы в нашей стране на рубеже 1990-х годов, радикальное политическое и экономическое реформирование и начало активной интеграции России в мировое сообщество в условиях глобализации способствовали смене устоявшихся значений, регулирующих социальные взаимоотношения. Рефлексивная деятельность социальных субъектов обнаруживает глубокие цивилизационно-культурные "разломы", коренные изменения в ценностях российского человека, его новый образ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян…………………..3

1.1. Процесс трансформации моральной системы российского общества……7

2. Теоретические основания процесса трансформации традиционных ценностей………………………………………………………………………....11

2.1. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период…………………………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

     С 1998 г. начинается новый этап трансформации базовых ценностей россиян, ценностные аспекты сознания приобретают новое качество за счет значительного расширения предпочтений традиционных ориентиров. Они начинают выступать в качестве духовной компенсации дефицита жизненной справедливости и материального достатка. Неравновесность социокультурных процессов в нестабильном российском обществе спровоцировала очередную бифуркацию в массовом сознании, которая способствовала выбору дальнейшего пути развития, "направляя" движение к состоянию равновесия.

     В 1999 г. в российском обществе фиксируется угасание последефолтовских состояний страха и отчаяния; люди освобождаются от чувства озлобленности на происходящее. После ряда лет аморфной власти они увидели результативность действия руководства страны в решении военно-политических задач, по своевременной выплате зарплат и пенсий. Повысились рейтинги доверия президенту, органам власти. В 1999 г. значимость спокойной совести вновь обрела 94% приверженцев, достигнув уровня начала 90-х годов. 2/3 опять отдают приоритет свободе, но 1/3 выше ценит в жизни материальное благополучие. Возросла значимость равенства возможностей, интересной работы, яркой индивидуальности, отчасти - политических прав и свобод. Согласно анализу Б.П. Шулындина, удельный вес индивидуалистической модели отношении снизился уже в 1997 г. до 20-22%, коллективистской- возрос до 45-47%.

     Новые сдвиги в динамике базовых ценностных ориентаций в "снятом" виде верну­ ли отличительные ментальные черты россиян, вполне органично интегрировав их с модернизационными ценностями. Сработала жизнеспособность переходных систем: традиция не сдает своих позиций, обнаруживает сложнейший процесс адаптации "неуловимых и неощутимых" ценностей, символов, смыслов, культурных кодов. При столкновении с современностью традиционные ценности пересматриваются с целью удовлетворения новых потребностей, а современные институты трансформируются в процессе приспособления к национальной традиции.

     Активизирующаяся  роль традиции в процессе модернизации направлена на создание механизмов интеграции, поскольку лишь они обеспечивают стабильное развитие общества. Одновременно креативная составляющая традиции обусловливает способность культуры генерировать новации, которые могут быть восприняты обществом на данном этапе своего развития. В подобном творчестве задействуются не только рациональные способы трансформации, по и архаические пласты сознания, подсознание, интуиция, позволяющие целостно увидеть мир в его пространственно-временной перспективе. Самоорганизующие процессы взаимодействия традиции и новации способны создать резонанс, в процессе которого замена определенных содержательных составляющих происходит без слома архетипического стержня.

     Рост  саморефлексивности социальных субъектов стимулирует понимание приоритетности социального целого, важности способности людей оценивать себя не с позиции отдельных других но с точки зрения обобщенного другого, а при наличии разных систем ценностей – с позиции обобщенных других.

     Проведенный анализ позволяет предположить, что  трансформация традиционных ценностей россиян имеют специфический алгоритм, особую последовательность фаз движения:

     1. фаза усиления значимости традиционных  ценностей в процессе их первичного взаимодействия с ценностными новациями при нарастании социальной дезинтеграции и аномии;

     2. фаза бифуркации, в которой открываются  основные возможные варианты  дальнейшего пути развития, выбора  ценностей; 

     3. фаза инновационного движения в ценностях, связанная с социальной адаптацией, со снятием остроты прежних проблем;

     4, фаза новых противоречий между  культурой и социальными отношениями; 

     5. фаза определенного "отката" к традиционным ценностным основаниям  в многомерном нелинейном ценностном пространстве. В результате такого движения формируется новый тип общественного сознания посредством дифференциации и интеграции, взаимопроникновения ценностных систем.

     Трансформации ценностей в постперестроечный  период происходят за счет изменения  соотношения и состава ценностей в общественном сознании, их содержания, появления нового смысла при сохранении вербальной формы.

     В настоящее время в России довольно ярко выражены ценности: а) тяготеющие к постиндустриальной индивидуалистической модели западного типа (25-30% населения), б) связанные с носителями традиционалистской российской ментальности и тяготеющие к патриархально-коллективной модели (35-40%), в) обладающие противоречивым типом ценностного сознания (30-35%). В последнюю группу перемещаются прежние носители индивидуалистических ценностей, из нее пополняется часть населения, которая привержена традиционалистским ценностным ориентациям. Как показывают исследования в Ульяновской области, проведенные в период стабилизации в 1999, 2001, 2003 гг. ценности традиционной культуры преобладают, однако происходит постепенное усиление модернистских предпочтений 8.

     Институционализации трансформированных ценностей, закрепления  их в качестве регулярных и долговременных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм, скорее, не происходит.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Итак, изложенные материалы показывают реальную возможность достижения в российском обществе ценностного согласия на основе нравственных, социальных, политических и других ценностей, которые разделяются основной массой населения. Речь идет не о новом наивном варианте претворения в жизнь идей "общественного договора", а заботе государства о практической реализации конституционных прав граждан (и одновременно универсальных ценностей) на жизнь, труд, охрану здоровья, личную безопасность, благосостояние, образование, на собственность, свободу слова и совести, на справедливость и личное достоинство.

     В структуре ценностей общественного  сознания выражены инновационная, традиционная модели, а также ценности советского периода. Во всех социальных группах идет переосмысление традиционных значений, происходит активный процесс самоопределения, обретения новых ценностно-смысловых ориентиров, интегративных символических образов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Бакштановский В. И. , Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы //Социол.исслед. 2003.№5.
  2. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации. М: РОССПЭН, 2000.
  3. Кемеров В. Е. Концепция радикальной социальности// Вопросы философии.1999. №7.
  4. Лапин Н. И., Беляева Л.А. Динамика ценностей населения реформируемой России. М: Эдиториал УРСС,1996.
  5. Лапин Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России// Социол. исслед. 2003.№6, с. 86
  6. Левада Ю. От мнений к пониманию. Социологические очерки. 1993-2000. М: 2006. с.182.
  7. Рассадина Т. А. Нравственные оиентации жителей российской провинции// Социол. исслед. 2004. №7
  8. Рассадина Т. А. Социология культуры: ценности и идентичность// Социол. исслед. 2006. №9.
  9. Шулындин Б. П. Российский менталитет в сценариях перемен //Социол.исслед. 1999. №12.

Информация о работе Тенденции изменения ценностей в современном российском обществе