Теоретические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В связи с ростом в XXI в. числа детей-инвалидов особую значимость приобретает проблема социальной работы не только с ребенком, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и с семьей, в которой он воспитывается. Серьезная работа с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, прежде всего, направлена на решение их психологических проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные понятия и нормативно-правовая база, определяющие социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов…………….….5
Глава 2. Содержание социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов…………………………………………………………………………….…13
Заключение………………………………………………………………………….…..20
Список литературы……………………………………………………………………..22
Приложения……………………………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные понятия и нормативно-правовая база, определяющие социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов…………….….5

Глава 2. Содержание социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов…………………………………………………………………………….…13

Заключение………………………………………………………………………….…..20

Список литературы……………………………………………………………………..22

Приложения……………………………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В связи с ростом в XXI в. числа  детей-инвалидов особую значимость приобретает проблема социальной работы не только с ребенком, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и с семьей, в которой он воспитывается. Серьезная работа с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, прежде всего, направлена на решение их психологических проблем. При этом проводятся семинары, «круглые столы», выпускаются информационные материалы. Психологи, педагоги, работающие с «особыми» детьми решают многие задачи, касающиеся ребенка, но их работа не ограничивается взаимодействием с ребенком; она включает и работу с семьей. Поэтому знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители, поможет социальным работникам, педагогам более эффективно организовывать сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Трудности, которые испытывают родители значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. По данным статистики, в 2012 году численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% – умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения. В Тульской области по состоянию на 1 января 2012 года проживают 176 тысяч 287 инвалидов, в том числе 4 тысячи 654 ребенка- инвалида.[11].

  Семья является самым близким окружением ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие  таких детей, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), но добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат, разумеется, заслуживает одобрения. Но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики, так как учреждений, оказывающих родителям специализированную помощь в такой деятельности, пока очень мало. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Семьи детей-инвалидов должны быть готовы к тому, что стадии их развития могут быть несвойственны обычным семьям. Дети-инвалиды медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Дети-инвалиды испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, что их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей-инвалидов семья является одним из существенных, а в некоторых случаях практически единственным ресурсом развития личности ребенка, стимулирующим процесс его социализации и самореализации.

   Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка-инвалида и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости в условиях рыночной экономики [14].

Разработанность темы в  литературе. Изучению аспектов социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, посвящены исследования Галагузовой М.А., Грачева Л.К., Дивицыной Н.Ф, Зритневой Е.И., Мардахаева Л.В., Кукушина В.С. Вопросы социальной реабилитации детей-инвалидов рассмотрены в работах Дивицыной Н.Ф., Кукушина В.С. и др. Рассмотрению особенностей социализации детей-инвалидов посвящены исследования Мардахаева Л.В., Галагузовой М.А. и др. Изучению психологического климата в семье ребенка - инвалида посвящены исследования Галагузовой М.А., Ткачевой В.В. и др.

 Все вышесказанное определило тему исследования: «Теоретические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов».

Цель данного исследования - раскрыть теоретические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей – инвалидов.

 Задачи исследования:

  1. охарактеризовать основные понятия и нормативно-правовую базу, определяющие социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
  2. рассмотреть содержание социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Объект исследования – социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Предмет исследования - теоретические аспекты социальной работы  с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Методы: анализ теоретической литературы, синтез, обобщение, сравнение изучение страниц  web– сайтов.

Глава 1. Основные понятия и нормативно-правовая база, определяющие социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Определение понятий, связанных с инвалидностью, представляет важную задачу, как в аспекте социальной политики, так и с методологической точки зрения. На современном этапе развития идут дискуссии по поводу того, какой термин наиболее приемлем в употреблении по отношению к людям, имеющим инвалидность. В развитых странах в течение нескольких десятилетий международными организациями (Организация Объединенных наций, Всемирная организация здравоохранения) при участии ассоциаций инвалидов была проделана большая работа по упорядочению  терминов, касающихся инвалидности. Однако до сих пор нет единого мнения в вопросе определения понятий «инвалидность» и «ограничение возможностей» [16].

 В английском языке термин «инвалид» вышел из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к таким детям используется термин «дети с неспособностями». К таким людям также не следует применять следующие наименования: «слепой», «глухой», «заика», - заменяя их такими словосочетаниями как «человек с ослабленным слухом, зрением, речевым развитием». Всемирная Организация Здравоохранения не рекомендует также использовать термины «идиотия», «имбецильность», «умственная неполноценность». Немецкие дефектологи в обозначении детей-инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями», «дети с образовательными трудностями» [12].

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ»  от 24                          ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [13].

«Ограничение жизнедеятельности  — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [13].

Ограничение возможностей означает для личности социальный ущерб, полученный в результате ограниченности функций организма или инвалидности, который препятствует  возможности выполнять, считающуюся нормальной [16].

 В последнее время, когда  речь идет о положении молодых  инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах. Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, соответственно к недостаткам развития [18].

 Социальная дезадаптация — нарушение приспособления индивида к изменившейся социальной среде, в отношении детей-инвалидов — в результате социальной недостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушение жизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсем обычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения [12]:

-  ограничение физической независимости (неспособность вести себя независимо с другим лицом);

-  ограничение подвижности (передвигаться во времени и пространстве);

-  ограничение способности заниматься обычной деятельностью;

-  ограничение способности к получению образования, к профессиональной деятельности;

-  ограничение способности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками.

Нарушение способности осуществлять ту или иную деятельность может быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным[12].

 Ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм. У ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья.[13]

Как показал анализ документов ВОЗ, выделяются следующие степени утраты здоровья:

- 1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;

- 2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

- 3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;

- 4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого)[12],

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно  выделить следующие основные группы:

1) нервно-психические заболевания.  Наиболее распространенные заболевания  этой группы - опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм.

2) Заболевания внутренних органов.

3) Поражение и заболевание глаз.

4) Онкологические заболевания.

5) Поражение и заболевание органа  слуха.

6) Хирургические  заболевания и анатомические  дефекты и деформации.

7) Эндокринные  заболевания

Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры [12].

Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности  ребенка и невозможностью ее полноценной  реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка [15].

Инвалидность  детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения  их развития и роста, потери контроля над своим поведением, а также способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, трудовой деятельности в будущем.

 Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов являются важными элементами системы обеспечения инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, направленными на создание им равных возможностей для участия в жизни общества [7].

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном  порядке потребностей освидетельствуемого  лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма [7].

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из  комплексной оценки состояния организма  на основе анализа  клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых,  психологических  данных освидетельствуемого лица. 

  Институционально система государственной  медико-социальной экспертизы включает:

- федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации (84 единицы), главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, и их филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (1936 единиц);

Информация о работе Теоретические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов