Теория и практика социального обеспечения и социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Все идеи и теории социальной работы группируются вокруг одного центрального блока проблем:
-условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;
-соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.
Проблемами социальной работы также можно считать и проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей социального развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Содержание принципов социального обслуживания 6
1.1 Сущность социального обслуживания населения 6
1.2 Основные принципы социального обслуживания и их реализация 13
Глава 2. Понятие и система принципов социального обеспечения 18
2.1 Общая характеристика системы принципов социального обеспечения 18
2.2 Содержание принципов социального обеспечения 23
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Грошева, СР-32,курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Понятие и система принципов социального обеспечения

2.1 Общая характеристика системы принципов социального обеспечения

Исходя из общего определения принципов права  в современной юридической литературе под принципами права социального обеспечения также понимаются, «руководящие начала, характеризующие основные черты данной отрасли в настоящем и указывающие направления развития данной отрасли в будущем».14 Прежде всего, необходимо в связи с этим отметить, что поскольку сами принципы влияют на систему права, изменяя ее и изменяясь в своей системе, то в свое, время выявление единых принципов социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников способствовало созданию новой отрасли15 - права социального обеспечения. Общность принципов трудового и колхозного права свидетельствует о сближении этих отраслей и переходе в дальнейшем в единую отрасль правового регулирования труда в СССР и позднее в РФ.

Наиболее часто в качестве отраслевых принципов права социального  обеспечения указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

Принципы права социального  обеспечения есть принципы отраслевые, вытекающие из законодательства о социальном обеспечении граждан и определяющиеся экономическими, в первую очередь, возможностями закономерностями государства.

В сфере регулирования  общественных отношений по социальному  обеспечению находят проявление общеправовые, межотраслевые принципы и принципы отдельных институтов данной отрасли права. К общеправовым относятся такие, как признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения, равенство всех перед законом и судом, гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и некоторые другие.

Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными  от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя  те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права. К межотраслевым принципам относятся такие, как: право на защиту от безработицы; право на охрану здоровья; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту; право на защиту от бедности.

Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права.

К основным отраслевым принципам права социального  обеспечения можно отнести следующие: всесторонность и многообразие видов  социального обеспечения, дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада и иных социально значимых обстоятельств, осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета.16

Наряду с  рассмотренными выше группами принципов  права выделяют также и внутриотраслевые принципы, т.е. принципы отдельных институтов отрасли. В праве социального обеспечения в некоторых нормативных актах, регулирующих отдельные институты данной отрасли права, находят закрепление принципы этих институтов. Так, в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.17

Новым пенсионным законодательством  и подзаконными актами изложены основополагающие принципы пенсионного страхования. Согласно новым принципам пенсионного страхования финансовые программы солидарности поколений, субъектов РФ и отраслей экономики должны дополняться накопительным принципом финансирования части трудовой пенсии.

В основу Концепции пенсионной реформы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г., положены следующие принципы:

1) каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

  1. каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
  2. каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

4) финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

5) средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законодательством.18

Первые три  принципа сформулированы как основные права и фактически выражают принцип всеобщности пенсионного страхования. Второй принцип необходимо изменить, т.к. он ограничивает круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, наемными работниками и исключает из него самозанятое население и лиц, выполняющих работы и оказывающих слуги по гражданско-правовым договорам, а также создающих произведения на основании авторских договоров. Принцип «солидарности» поколений, субъектов РФ и отраслей экономики при финансировании трудовых пенсий в настоящее время дополнен накопительным. Приведенные принципы являются внутриотраслевыми, т.к. касаются правового регулирования только институтов трудовых пенсий и социального обслуживания.

В связи с  формированием всеобъемлющей системы  социальной защиты идет усложнение системы  социального обеспечения и, соответственно, серьезная трансформация права социального обеспечения. Появляются новые особенности правового регулирования в этой сфере: расширяется круг субъектов, изменяется характер правоотношений, образуются новые виды и формы обеспечения, происходит становление различных уровней правового регулирования и т.д.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие  определения.

Право социального  обеспечения - самостоятельная отрасль  права, нормы которой регулируют (в рамках организационно-правовых форм социального страхования и социального обеспечения) отношения по предоставлению обществом своим членам материальных благ в случаях наступления социальных рисков, вызывающих в силу своей общественной значимости объективную потребность в обеспечении социальной защищенности человека.

Нормы социального  права составляют обособленную, относительно самостоятельную подсистему в совокупности норм, регулирующих отношения в сфере социальной защиты и объединяемых под условным названием «право социальной защиты».

Право социальной защиты - многомерное комплексное правовое образование, объединяющее нормы разных отраслей права, которые регулируют отношения по обеспечению социальной защищенности человека во всех сферах жизнедеятельности общества. Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, структурированных в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Большинство норм права социального обеспечения  имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредованных ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях.19

Отсюда принципы правового регулирования социального обеспечения - это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития о правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

В новейшей литературе по праву социального обеспечения  к базовым (отраслевым) принципам  государственного социального обеспечения  относятся: 1) всеобщность; 2) обязательность; 3) финансирование за счет государственного бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также за счет обязательных страховых взносов; 4) дифференциация оснований предоставления денежных выплат и услуг в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и проч.), природно-климатической зоны, уровня средней заработной платы в стране, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; 5) универсальность; 6) комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех возможных социально значимых обстоятельств, установленных действующим законодательством, и возможность одновременного получения нескольких видов обеспечения (выплат, услуг, льгот) в целях наиболее полного удовлетворения потребностей граждан и др.

Кроме указанных  базовых (отраслевых) принципов социального обеспечения можно выделить принципы, специфические для конкретных организационно-правовых форм социального обеспечения - социального страхования и социальной помощи. В частности, принцип адресности отражает сущность социальной помощи и не распространяется на социальное страхование. А принцип солидарности относится только к финансированию государственного социального страхования.

2.2 Содержание принципов социального обеспечения

Принцип всеобщности  и доступности социального обеспечения. В условиях рыночных отношений принцип всеобщности права на социальное обеспечение наполняется новым содержанием и связан с расширением сферы охвата. Принцип всеобщности и доступности социального обеспечения вытекает, прежде всего, из норм Конституции РФ, статья 39 которой закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспечения базируется на конституционном принципе равенства, закрепленном в статье 19, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.20

Таким образом, принцип всеобщности социального  обеспечения выражается в том, что конституционно устанавливается равная и одинаковая для каждого гражданина возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает их по признакам пола, национальности, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям и другими условиями.

Принцип доступности  социального обеспечения находит  свое воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления, выплаты отдельных видов социального обеспечения. Вся система социальной защиты населения в нашей стране построена таким образом, чтобы быть максимально приближенной к человеку - получателю тех или иных видов социального обеспечения. Как правило, обеспечение происходит по месту работы, учебы, службы или по месту жительства обеспечиваемого. Отдельные виды социального обеспечения могут предоставляться непосредственно на дому -социальное обслуживание, медицинская помощь, выплата пенсии с доставкой на дом пенсионеру и т.д.

Отсюда вряд ли можно согласиться с мнением, что термин «социальное обеспечение» выходит из обихода.21

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма - статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование и создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Принцип всесторонности и многообразия видов социального обеспечения. Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения как принцип права социального обеспечения, его реализация предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются (все стороны жизни человека). «Содержание принципа всесторонности заключается в том, что социальная помощь предоставляется гражданам во всех случаях, когда по независящим от человека обстоятельствам он теряет источник средств существования».22

Содержание этого принципа постоянно изменяется с развитием общества. Если первоначально перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых y человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство, то по мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся.

Информация о работе Теория и практика социального обеспечения и социального обслуживания населения