Теория обмена Дж.Хоманса и П.Блау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Джордж Каспар Хомaнс (1910-1989) – американский социолог и социальный психолог-необихевиорист.
Родился в Бостоне в академической семье. Жизненный опыт и культурные интересы Хоманса были весьма разнообразны. Он писал и публиковал стихи, занимался астрономией, физикой, философией, антропологией, а в годы второй мировой войны служил в американском военном флоте. По окончании военных действий он связал свою научную карьеру с Гарвардским университетом.

Вложенные файлы: 1 файл

ааа.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Первоначально Блау принял социально-психологический  подход, сконцентрированный на межличностных  отношениях людей в больших формальных организациях. Его исследование процессов  того, как формальные структуры организаций  сдерживают неформальные отношения  бюрократов, считается классикой социологического анализа. Первая его крупная работа “Обмен и власть в социальной жизни” (1964) написана с социально-психологических позиций [3, c.45]. Однако в конце 60-х гг. Блау переходит от социопсихологической к социоструктурной ориентации, от преимущественно “микро” к преимущественно “макро” социологии. В то же время он вышел за пределы изучения формальных организаций, написав вместе с Отисом Данкеном знаменитую работу “Американская структура занятости” (1967), в которой рассматривается межпоколенческая мобильность и успехи в продвижении по службе и были применены утонченные статистические разработки социальной стратификации и процессов достижения статуса (status attainment).

   Данная проблематика привела Блау к написанию работы “Неравенство и гетерогенность” (1977), которая стала его новым вкладом в теоретическую социологию [4, c.48]. В ней он, в частности, определяет социальную структуру как распределение людей по социальным позициям и высказывает ряд предположений, которые в настоящее время уже подтверждены эмпирически, например: когда социальная группа увеличивается в размерах, доля ее членов, вступающих в брак на стороне, уменьшается. [7, с.187]

            Блау избирался президентом Американской социологической ассоциации в 1973-1974 гг. Наиболее известными его работами являются следующие монографии: “Динамика бюрократий” (1952), “Бюрократия в современном обществе” (1956), “Формальные организации” (1962), “Обмен и власть в социальной жизни” (1964), “Американская структура занятости” (1967), “Структура организаций” (1971), “Организация академической работы” (1973), “Природа организаций” (1976), “Неравенство и гетерогенность. Изначальная теория социальной структуры” (1977), “Пересекая социальные круги” (1983) [3, c.49].

   Часто непосредственной предтечей теории обмена называют Б.Ф. Скиннера, а в качестве авторов, эмпирически подготовивших социологическую концепцию обмена, Б. Малиновского, А. Редклифф Брауна, М. Мосса, А. Леви-Стросса. Особо следует сказать несколько слов о Скиннере.

Сначала широкое  признание Блау принесли исследования формальных организаций. Их практическое изучение, а также учебные пособия, посвященные этому вопросу, и  поныне не устарели, кроме того, Блау по-прежнему вносит свой вклад в  рассмотрение этой области. Известность ему принесла также книга «Американская структура занятости», написанная в соавторстве с Отисом Дадли Дунканом. Американская социологическая ассоциация присвоила этой работе в 1968 г. престижную награду имени П. Сорокина. Книга стала важным вкладом в изучение социальной стратификации. Блау принадлежит множество работ. Однако в данном контексте нас интересует его роль в развитии социологической теории. Ученый разрабатывал два отдельных теоретических направления. Опубликованная им в 1964 г. книга «Обмен и власть в социальной жизни» является одной из показательных для современной теории обмена. Заслуга его состояла в том, что он взял изначально не претендовавшую на изучение масштабных явлений теорию обмена и распространил ее на масштабные объекты. Несмотря на то, что совершенно очевидны определенные недостатки его подхода, это явилось важнейшей попыткой теоретической интеграции социологических вопросов макро- и микроуровня. Кроме того, Блау оказался в авангарде ученых, разрабатывавших структурную теорию. Будучи президентом Американской социологической ассоциации.

              На протяжении всей своей основной работы Блау сопоставляет и сравнивает процессы социального обмена в простых и в более сложных социальных структурах и институтах. Главные социальные силы для него – это дифференциация, интеграция, организация и противостояние (оппозиция). Они и составляют необходимую основу для объяснения диалектики структурных изменений.

   Основная проблематика Блау связана с темой “обмен и власть”, при этом основной методологической задачей является стратегия построения теории микроструктуры и процессов, базирующихся на эксплицитно микроуровневой модели. Ключевой в решении данной задачи становится область перехода – “микро-макрозвено” [3, c.55]. Правда, во второй половине 80-х годов. Блау подверг сомнению конструктивность такого подхода, что подлило масла в огонь жарких теоретических дебатов по этому поводу.

     2  марта  2002г. В Нью-Йорке жизнь Питера  Блау закончилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Теория обмена П.Блау

 

Рассматривая парадигму  обмена, нельзя не охарактеризовать взгляды  еще одного американского социолога  — П. Блау. В отличие от Хоманса, его интересовали больше не психологические, а социологические аспекты обмена, причем не только в межличностных отношениях, но и в различных типах социальных структур. Сам обмен Блау определяет как "действия, зависящие от получаемых одними людьми от других вознаграждений и прекращающиеся с окончанием этих вознаграждений.

Будучи другом и учеником Хоманса, Блау во многом использовал его характеристики обмена как элементарной экономической модели поведения людей. Отсюда — придание категориям выгоды, пользы важного значения, что связано с объяснением различных сторон взаимодействий между индивидами и общественными структурами.

Так, одним из принципов  теоретического подхода Блау к обмену был следующий: чем больше выгоды человек ожидает получить от другого  в ходе осуществления собственной  деятельности, тем больше вероятность  того, что она будет осуществлена. [1, с.102]

Однако этот принцип обмена вполне может быть экстраполирован на взаимодействия между организациями и иными социальными структурами. В отношениях между ними, считает социолог, обмен имеет зачастую не прямой, а косвенный и поэтому значительно более сложный и опосредованный характер. В него активно "вмешиваются" факторы нормативности и контроля. Такой подход дает возможность Блау осуществить попытку перевода трактовки обмена с микроуровня на мезоуровеиь (уровень фирм, организаций, социальных структур, институтов).

Понятно поэтому, что  американского социолога постоянно  интересовали проблемы социальной структуры, социальных организаций и институтов. Определяя в самом общем виде социальные структуры как многомерное  пространство, образуемое линиями дифференциации, он характеризует их как входящие друг в друга серии последующих уровней все более широкого масштаба. Например, "при изучении структуры трудовых коллективов их непосредственной социальной средой являются условия в подразделении организации, где они работают. При изучении структуры фирм такой непосредственной социальной средой являются условия рынка. ...Следующий, более низкий уровень состоит из совокупности элементов изучаемой структуры. Примерами таких составляющих элементов могут быть члены трудового коллектива, этнические группы города, отделы и филиалы компании" [Блау. 1996. С. 19]. Как видно, при конкретном изучении социальной структуры срабатывает "принцип матрешки". [14, с.165]

 

Одна из основных задач  социологии Блау состояла в том, чтобы  соединить, интегрировать теории обмена и социальной структуры. Каждая из них добавляет свое в понимание социального взаимодействия. Так, теория обмена сама по себе недостаточна для объяснения сложных социальных структур (особенно на мезо- и макроуровне). В то же время концепции социальной структуры, лишенные аналитических возможностей характеристики поведения людей в процессе обмена между ними социальными качествами и свойствами, ценностями и благами, не в состоянии объяснить многие отношения и процессы в обществе.

Теория социального обмена позволяет пояснить и прогнозировать поведение свободного индивида в современном обществе. По мнению П. Блау социальное взаимодействие вне экономической сферы имеет ряд общих черт с экономическими сделками, а именно [3, c.45]:

- свободу выбора индивидов при их осуществлении;

- принцип постоянно убывающей маргинальной полезности;

- ожидание вознаграждения за оказанные услуги.

Экономический обмен, по мнению ученого, является лишь частным случаем обмена социального. П.Блау, выделяет существующие между ними различия: [2, с. 98]

- при экономических сделках продукция продаётся по оговоренной цене на определённых условиях, а социальный обмен предполагает инициативное оказание услуги и создание диффузного будущего обязательства, при котором размер и характер вознаграждения и срок его осуществления чётко не оговариваются, не могут быть предметом переговоров;

- поспешная взаимность в осуществлении социального обмена осуждается, а в экономическом – приветствуется;

- социальный обмен требует большего доверия к партнеру, чем экономический;

- экономические ресурсы легче отделяются от своих источников, чем социальные – к примеру, ценность социальных отношений зависит не только от того, какие они, но и с кем осуществляются;

- экономический обмен обычно может быть выражен в ценовом эквиваленте, а социальные выгоды часто не имеют цены, потому что они не продаются и не попадают на рынок.

Наряду с  экономической глобализацией и  виртуализацией нарастает индивидуализация экономической жизни. Изменения  в экономике приводят к появлению  новых видов экономических обменов, ломающих стереотипные схемы и осуществляющихся по принципам обмена социального. Их осуществление всё больше опирается на доверие, может быть растянутым во времени и не использовать универсальный ценовой эквивалент. Примерами таких новых практик могут быть появление банка времени, интернет- магазинов и покупка товаров на заказ, «дресс-кроссинг», франчайзинг, сетевой маркетинг.[2, с. 101]

Для Блау «межличностное притяжение» при элементарном обмене заменяется «разделяемыми ценностями» на макроуровне. Эти ценности можно концептуализировать как «средства социальных взаимодействий», благодаря чему они создают общую группу стандартов для установления сложной цепи косвенного обмена между социальными структурами и их индивидуальными членами. Эти ценности рассматривались Блау как эффективное средство посредничества при сложных обменах, так как индивидуальные члены социальных структур обычно объединялись рядом общих ценностей, что заставляло признать эти ценности как «свойственные» им. Поскольку, пользуясь выражением Хоманса, «люди как таковые» не являются единицами сложных обменов, Блау подчеркивает, что для возникновения и утверждения сложных образцов социальной организации необходимо наличие «функционального эквивалента»  прямого межличностного притяжения [2, c.56]]. И даже если сложные обмены вовлекают «людей», их взаимодействия часто становятся настолько затянутыми и косвенными, что вознаграждение одного индивида зависит от других, которые отдалены друг от друга, что требует управления процессом обмена с помощью общих ценностей.

Цель, которую преследовал Блау, - «понять социальную структуру путем анализа социальных процессов, управляющих отношениями между индивидами и группами. Основной вопрос... в том, каким образом социальная жизнь оказывается организованной в более сложные структуры человеческих ассоциаций». [2, c.14].

Блау  сосредоточился на процессе обмена, который, по его мнению, управляет значительной частью человеческого поведения и лежит в основе как межличностных, так и межгрупповых отношений. Ученый исследовал четырехступенчатую последовательность, направленную от межличностного обмена к социальной структуре и — далее — к социальному изменению [4, c.321]:

1-я ступень – межличностный обмен. Он ведет к следующей ступени, поскольку индивиды не всегда обеспечивают вознаграждение друг друга в равной степени. При этом они постоянно оценивают друг друга с точки зрения обладания ресурсами;

2-я ступень – дифференциация статуса и власти. Здесь возможны  разные варианты взаимного удовлетворения потребностей и переход к организации, признанной всеми участниками обмена;

3-я ступень – легитимация и организация. Социальная структура рождается из взаимодействия отдельных индивидов и сама начинает влиять на это взаимодействие, предполагая два типа организации: первый порождается процессами обмена и конкуренции (он носит случайный характер), при втором организации создаются специально для достижения определенных целей;

4-я ступень – оппозиция и изменение: как правило, создание организаций оборачивается возникновением оппозиции и конфликта между ними.

Интересно, что  Блау больше не признает идеи построения макротеории на микрооснове.

Что касается индивидуального  уровня, то в этом плане Блау и  Хоманса интересовали сходные процессы. Однако концепция социального обмена, выдвинутая Блау, предполагает учет только тех действий, которые обусловлены  или зависят от вознаграждения, предоставляемое другими субъектами, — тех действий, что перестают быть, если не следуют ожидаемые реакции. Люди по многим причинам тянутся друг к другу, и это побуждает их образовывать социальные ассоциации. Когда первоначальные связи установлены, взаимные вознаграждения помогают их поддерживать и расширять. Возможно и противоположное: при недостаточных вознаграждениях ассоциация ослабевает или распадается.

Вознаграждения  бывают внутренние (любовь, привязанность, уважение) или внешние (деньги, физический труд). Стороны не всегда обеспечивают вознаграждение друг друга в равной степени. Такое неравенство приводит к дифференциации власти в ассоциации.

Если же у  одной из сторон есть потребность, которую  способна обеспечить другая сторона, однако взамен первая не способна предложить адекватного вознаграждения, возможны четыре альтернативы. [1, с. 264]

Во-первых, люди могут принудить других оказать  помощь.

Во-вторых, они  могут найти иной источник для  получения требуемого.          В-третьих, можно попытаться обойтись без того, что люди хотят получить от других.

Наконец, и это  самое важное, существует возможность  подчиниться другим людям, предоставляя им «общий кредит» во взаимоотношениях; другие могут пользоваться этим кредитом, когда хотят от них каких-то действий. (Последняя альтернатива, конечно, является существенной характеристикой власти.)

Информация о работе Теория обмена Дж.Хоманса и П.Блау