Теория потребностей Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 03:29, доклад

Краткое описание

Одной из самых важных задач, стоящих перед системой образования, является формирование личности, обладающей необходимыми для жизни в демократическом обществе качествами – готовностью к саморазвитию, к самостоятельному и осознанному выбору направлений и способов социально и индивидуально значимой деятельности, стремлением к самореализации. Положение о внутреннем мире личности, его потребностно-мотивационном и ценностно-смысловом содержании представлено в трудах Абрахама Маслоу

Вложенные файлы: 1 файл

Маслоу чист.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

15. Сопротивление  аккультурации (усредненному “окультуриванию”, приобщению к массовой культуре). Самоактуализирующиеся люди мало приспособлены к социо-культурной среде обитания. Они сосуществуют с культурой, но сопротивляются “окультуриванию”, поддерживают внутреннюю отстраненность от культуры, в которую они погружены. Но они вписываются в рамки условностей вещевой культуры, хотя большого значения она для них не имеет: облегчая жизнь, вещи не стоят того, чтобы поднимать из-за них шум. Спокойно принимается все, что не имеет существенного значения. Но эти условности, если соблюдение их кажется излишним, могут быть сброшены, как надоевшая одежда.

Они не преступники  и не бунтовщики. Считаются с постепенностью прогресса культуры, признавая его  бесспорную необходимость. Но это не прекращение борьбы, ради ведения  которой они, вместе с тем, не пойдут на радикальные меры и бесполезные жертвы. Прекрасно понимают, что оптимизм по поводу быстрых изменений - беспочвен, необходимы спокойные, совершаемые с добродушным юмором ежедневные усилия по улучшению культуры изнутри, не отвергая ее и не выходя за ее пределы. Активно культурны своим критическим отношением, одобрением или неодобрением в отличие от пассивной приверженности культурным стандартам (агрессивная этнокультурная центрация). Автономны, т.е управляемы законами собственного характера, а не законами общества (являются не столько гражданами страны, сколько членами человеческого сообщества)

 

7. Типы поведения, ведущие к самоактуализации

 

Кульминацией  размышлений А. Маслоу о самоактуализации, которые не всегда укладываются в  рамки общепринятого научно-логического  мышления, являются восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

1. Самоактуализация - это полное, живое, концентрированное переживание происходящего с человеком и вне его. Моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Жизнь - это процесс выборов. Самоактуализация предполагает в каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать безопасное - оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устарелым и смешным. Выбирать рост - значит открыть себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном: “Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни”.

3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Реальность - это не только среда, но в первую очередь - самость, сердцевина, уникальная природа индивидуума (темперамент, вкусы, ценности). Самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой: решить для себя, нравиться ли тебе самому определенная пища, фильм, книга, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Искать ответы внутри себя, соприкасаясь со своей совестью, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5. Верить своим суждениям и инстинктам. 

6. Самоактуализация - постоянный процесс развития своих потенциальностей. Большой талант или разумность - это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть со средним талантом, сделали невероятно много. Самоактуализация - это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это - способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

7. “Пик-переживания” - переходные моменты самоактуализации. Это особенно радостные и волнующие моменты в жизни, они вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. По Маслоу “пик-переживания” вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями, в которых человек глубоко чувствует и осознает свою вовлеченность, сопричастность, связь с ними.

8. Обнаружение своих “защит” и работа отказа от них.

В основе личности, считал А. Маслоу, заложена мотивационная сфера, т.е. то, что движет человеком, то, что делает его личностью. Эту сферу образует ряд взаимоподчиненных потребностей: физиологические потребности в безопасности, любви, уважении. Но высшее место занимает потребность в самоактуализации: человек стремится максимально реализовать весь свой потенциал способностей, чтобы "быть тем, кем он может стать". Стремление к самоактуализации, по своей сути, есть стремление к самоутверждению за счет проявления, специфического включения целого набора личностных функций: рефлексии, коллизийности, мотивации, опосредования, смыслотворчества, создания собственной картины мира и т.д.

Самоактуализация  как способность может существовать у большинства людей, но лишь у  небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди - самоактуализирующиеся личности, - являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность.

Но самоактуализированных  людей очень мало, менее 1%. Многие люди не видят своего потенциала, а процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Такое состояние часто увеличивает страх и тревогу, тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты.

Жизнь самоактуализированного человека А. Маслоу определял как "усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу”. Автор предполагал, что актуализация человеческого потенциала возможна "в способствующем обществе", которого практически не было еще в человеческой истории.

Единство потребности  в деятельности и потребности  в самореализации показывает, что  основой существования подросткового  и юношеского возраста является потребность  в деятельностной самореализации или  потребность самоактуализации в  деятельности.

 

8.Позиции природы человека

 

А. Маслоу рассматривал человека, исходя из позиций его  природы. Вероятно, именно эти позиции  имеет смысл учитывать педагогу, рискнувшему создать условия  для самоактуализации своих воспитанников.

Человек в корне свободен и ответственен за свои решения, какой образ жизни выбрать и как стремиться актуализировать свой потенциал; чем старше человек, чем выше он поднялся в иерархии потребностей, тем он свободней.

Поведение человека регулируется рациональными силами, принятием рациональных решений и стремлением рационально актуализировать свой потенциал.

Человек рассматривается как единое целое. “Именно Джон Смит хочет есть, а  не желудок Джона Смита”, поэтому  человек является целостным существом, стремится к самоактуализации.

Умеренный конституционализм, выраженный в концепции мета-потребностей с использованием таких терминов, как “врожденное стремление”, “инстинктивный”, “присущий человеку”, означает, что стремление актуализировать свой потенциал есть врожденное, а не приобретенное качество.

Постоянное стремление к личностному росту, когда люди обладают способностью решать, какими они хотят стать, приводит к тому, что личность непременно меняется.

Каждый человек  уникален в выражении этих потребностей, т. е., человек стремится актуализировать  уникального себя в соответствии со свой собственной оценкой.

Несмотря на то, что потребности являются врожденными, значительная роль ситуационных переменных, т. е. влияние мотивации (врожденных потребностей) и социального и  физического окружения, оказывающих  влияние на поведение человека.

Автор склоняется к положению гетеростаза, ведущего к вершинам личностного роста, однако человек не все время стремится  к росту - часть его жизни включает переживание разрядки напряжения.

Людей нельзя изучать  традиционными методами, именно поэтому они непознаваемы, традиционное изучение человека по частям необходимо заменять таким подходом, который позволяет людям демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере (как иерархию целостностей).

Самоактуализируясь, человек стремится максимально реализовать весь свой потенциал способностей, чтобы "быть тем, кем он может стать". Стремление к самоактуализации, по своей сути, есть стремление к самоутверждению за счет проявления, специфического включения целого набора личностных структур сознания: рефлексии, коллизийности, мотивации, опосредования, смыслотворчества, создания собственной картины мира и т.д.

 
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бондаревская  Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. - М.-Ростов н/Д, 1999. С.199-212.

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М., 1982.

Маслоу А. Мотивация  и личность. В кн.: Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. - Самара: Изд.Дом “БАХРАХ”. 1996. С.422-449.

Кулишов В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников. Дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны, то гуманистическая психология, напротив,  изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины "самоактуализации". Такие "самоактуализирующие" личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития.

Абрахам Маслоу, один из ведущих  психологов в области исследования мотивации, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней:  
Ступень 1 физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная,  потребности  в самозащите.  
Ступень 2 потребность в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости.  
Ступень 3 - социальные потребности. Удовлетворение этой потрбности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.  
Ступень 4 - потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идет речь о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным  лицом, для  этого требуются группы.   
Ступень 5 - потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы  мотивации  человека:  
1) мотивы имеют иерархическую структуру;  
2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;  
3) пока не удовлетворены нижние потребности,  высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;  
4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потреб-ности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску  смысла своей жизни). Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

"Самоактуализирующейся  личности" присущи следующие особенности: 
1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней;   
2) принятие других  и  себя;   
3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на дело;   
4) самостоятельность суждений;   
5) способность к пониманию других людей, доброжелательность к людям;  
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость  опыту;   
7) различение цели и средств, зла и добра;   
8) естественность поведения;  
9) юмор;  
10) саморазвитие, проявление потенциальных возможностей в работе, любви, жизни;   
11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

Конгруэнтность - это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение  понимания своего "реального Я", своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего "реального Я".

Принадлежность  к группе и чувство самоуважения - необходимые условия для самоактуализации, т.к. человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей.

И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты "Я" в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1. Теория  А. Маслоу

2. Иерархия  потребностей

3. Характеристика  самоактуализации

Заключение

Библиографический список

 

Информация о работе Теория потребностей Маслоу