Теория потребностей Маслоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 03:29, доклад

Краткое описание

Одной из самых важных задач, стоящих перед системой образования, является формирование личности, обладающей необходимыми для жизни в демократическом обществе качествами – готовностью к саморазвитию, к самостоятельному и осознанному выбору направлений и способов социально и индивидуально значимой деятельности, стремлением к самореализации. Положение о внутреннем мире личности, его потребностно-мотивационном и ценностно-смысловом содержании представлено в трудах Абрахама Маслоу

Вложенные файлы: 1 файл

Маслоу чист.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 Одной из самых важных задач, стоящих перед системой образования, является формирование личности, обладающей необходимыми для жизни в демократическом обществе качествами – готовностью к саморазвитию, к самостоятельному и осознанному выбору направлений и способов социально и индивидуально значимой деятельности, стремлением к самореализации.

Положение о внутреннем мире личности, его  потребностно-мотивационном  и ценностно-смысловом содержании представлено в трудах Абрахама Маслоу

Особую ценность для теории и практики личностно-ориентированного обучения имеют основные положения гуманистической психологии и педагогики, сформировавшейся в США после второй мировой войны.

Наиболее полно основные идеи гуманистической психологии и  педагогики представлены в трудах ее основоположников Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Центральным в гуманистической психологии оказывается положение о внутреннем мире личности, его потребностно-мотивационном  и ценностно-смысловом содержании, выражающем не только сущность личности, но и определяющем всю систему психологических структур человека. Гуманистическая психология проводит в жизнь новый взгляд на человека как на «субъективно свободного, выбирающего, созидающего свое «Я», ответственного за него [3].

1.Определение понятия «актуализация»

Актуализация -  производное от слова актуальный.

Актуализация – процесс, определяемый характеристиками актуального.

Актуальный - это важный, существенный для настоящего времени, проявляющийся в действительности.

Актуализация направлена на нечто реально существующее, овеществленное. В этом смысле всякое настоящее является актуализацией. Например, актуализированыый труд – actualized labour – это овеществленный труд.

Актуализация требует  действий уже в данный момент. В  этом смысле в актуализации присутствие  забывает свою "бывшесть" и предстаёт  как приспособление к условиям текущей  ситуации.

Наконец, актуализация – это действия, выбранные и оценённые как актуальные самим действующим лицом. В этом смысле актуализация – это абсолютизация принципа деятельности и отождествление реальности с активностью.

2. Определение понятия «самоактуализация»

 

Свое начало понятие самоактуализации получило в философии. Актуализация (филос.) - это осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. В психологии актуализация означает действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнаваемости, припоминании и воспроизведении. В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные, заложенные в сознание от природы нравственные ценности, делать их значимыми для личности. 

В психологии понятие  самоактуализации появляется благодаря  работам Абрахама Маслоу (1908-1970 гг., США). В это понятие он вкладывал  множество смыслов, но наиболее значимым является следующее: Самоактуализация - это стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Поясняя свою мысль, Маслоу уточнял: Самоактуализация это “желание человека самоосуществиться, а именно - его стремление стать тем, чем он может быть. Это полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей и т.п.”. Самоактуализированного человека Маслоу представлял не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято: “Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями”. 

 

3.Трактовка  природы личности в концепции  самоактуализации

 

А. Маслоу в своей концепции самоактуализации предлагает такую трактовку природы  личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди - сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. 

Для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self - actualization (англ.) Развитие человека в этой теории представляется, как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в которых “высвечивается”, с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная природа, связанная с самоактуализацией. Автор полагал, что “люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной”. Вопросы мотивации являются центральными в гуманистической теории личности и описывают человека как “желающее существо”, редко достигающее удовлетворения.

 

 

4. Иерархия  потребностей  по Маслоу

 

Абрахам Маслоу разработал теорию мотивации, в основу которой он поставил пирамиду потребностей. Эта теория объясняет как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы приводятся в действие, как осуществляется мотивация.

Жизнь человека определяется его потребностями. Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными. И чтобы понять, какие цели ставит перед собою индивид, и к чему он стремится, необходимо понимать, какие потребности и когда индивид имеет или может иметь. Эта парадигма реализует системный принцип развития, т.е. движение снизу вверх от простого к сложному.

Исходным пунктом  теории Маслоу выступает пересмотр  понятия инстинкта. Маслоу заменяет понятие инстинкта понятием базовых  потребностей (basic needs), которые имеют  инстинктоидную природу в том  смысле, что они выражают природу  и видовую специфику человека. В отличие от инстинктов они могут остаться неразвитыми, поскольку их врожденный инстинктивный компонент слаб и легко перевешивается другими факторами, связанными

Согласно  Маслоу, «человеческие потребности  располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания». Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются»

Иерархия потребностей, по А. Маслоу, прослеживается с первого  уровня, который составляют физиологические  потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма. По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении - перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, в желании иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство. Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей - потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве.

Вообще  потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь при условии удовлетворения потребностей более низких уровней. И только после удовлетворения всех уровней можно дойти до потребности в самоактуализации ( до которой добирается лишь 1%)

 

 

 

5. Потребность  в самоактуализации как особый  вид потребности

 

Иерархия потребностей, по А. Маслоу, представляет собой пирамиду от низших потребностей (нужды) до высших потребностей (потребности роста). Потребность в самоактуализации - этой особый вид потребности: “Это потребность “роста” в отличие от потребностей “дефицита”, к которым относятся потребности четырех нижележащих уровней”. А. Маслоу писал, что самоактуализация означает “желание человека самоосуществится, а именно его стремление стать тем, чем он может быть”. 

Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, это есть стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовать, воплотить себя человек может только в деятельности. Человек самореализуется в деятельности, и содержанием потребности в деятельности является потребность в самореализации. Потребность в деятельности и потребность в самореализации являются едиными для личности. 

 

Разработанная А. Маслоу теория самоактуализации до сих пор продолжает вызывать дискуссии, споры и даже - протесты. 

Судя по всему, такое неоднозначное отношение  связано с тем, что в качестве образцов самоактуализировавшихся  людей А. Маслоу рассматривал тех, кому присущ некоторый уровень личного  свершения как в профессиональной, так и в личной жизни. Изучая лучших, считал Маслоу, можно исследовать границы человеческих возможностей. Критериями для отбора самоактуализированных личностей он установил относительную свободу от неврозов и наилучшее использование своих талантов, способностей, возможностей: “Самоактуализированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто во-вне себя”.

 

 

6.Характеристики самоактуализации

Проанализировав жизненные достижения и особенности  многих выдающихся людей (А. Линкольна, А. Эйнштейна, А. Швейцера, Б. Спинозы, П. Кропоткина и др.), Маслоу выделил характеристики самоактуализации:

 

 

 

1. Более эффективное  восприятие реальности и более  комфортабельные отношения с  ней. Спокойные люди менее подвержены воздействию влечений, страхов, предрассудков, идеологий на свое восприятие реальности. Они много лучше других отличают свежее, конкретное и индивидуальное от общего, абстрактного и стереотипного. Поэтому они способны жить в реальном мире, а не в той искусственной массе понятий, абстракций, ожиданий, убеждений, стереотипов, которую большинство людей принимают за реальность.

2. Принятие (себя, других, природы). Самоактуализирующиеся люди принимают себя и свою природу без жалоб и смущения, понимая ее недостатки, ее расхождения с идеалом, но не испытывая реального беспокойства.. Они, вместе с тем, чувствуют вину (стыд, тревогу, сожаление) за непоправимые недостатки (лень, бездумие, бездеятельность); за боль, причиненную другим;

3. Спонтанность, простота, естественность. У самоактуализирующихся людей отсуствуют искусственность и желание произвести эффект. Мотивация обычного человека - стремление к отсутствующему удовлетворению базовых потребностей. Мотивация самоактуализирующегося человека - рост, развитие, созревание и выражение характера. 

4. Центрированность на задаче (проблемная центрация). Проблемно-центрированы, а не эго-центрированы. Не представляют проблемы для себя и не слишком озабочены собой.

5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении. Стремление к одиночеству, невовлеченность в то, что захватывает и поглощает других. Сохраняют достоинство даже в недостойных ситуациях. “Нормальными” людьми устраненность (сторонняя позиция) интерпретируется как холодность, снобизм, бесчувственность. Сами создают содержание своего сознания, в то время как многие люди предоставляют делать это другим - рекламодателям, родителям, партийным агитаторам, телевидению и газетам

6. Автономия,  независимость от культуры и  среды. Независимость от окружения (социо-культурного) означает для них стабильность перед лицом лишений, крушения надежд, ударов судьбы. Им свойственна самодостаточность.

7. Постоянная свежесть оценки. Умение получать удовольствие от простых радостей жизни. Черпают силу из основных жизненных переживаний. Обычные же люди узнают истинную ценность обыденному окружению (природы, близких, работы) только после того, как лишаются их.

8. Мистичность и опыт высших состояний. Имеются в виду не теологические и сверхъестественные переживания, а физические, в частности - оргазм, сопровождающийся чувствами безграничности открывающихся горизонтов, всемогущества и крайней беспомощности, восторга и трепетного ужаса, потери ощущения своего места в пространстве и времени, уверенности в том, что происходит крайне важное и ценное, что изменяет человека и придает ему силы даже в обыденной жизни. 

9. Чувства сопричастности, единения с другими. По отношению к другим людям, самоактуализирующиеся личности испытывают глубокие чувства идентификации, симпатии, любви, подлинное желание помочь По А.Адлеру это - “отношение старшего брата”.

10. Более глубокие межличностные отношения. Более глубокие межличностные отношения, основанные на большей самоотдаче, любви, более полному выходу за границы своего “Я”.

11. Демократическая структура характера. Не замечают классовых, социальных, профессиональных, расовых и т.п. различий.

12. Различение средств и цели, добра и зла. Сильные моральные стандарты. Но их представления о добре и зле часто не совпадают с обычными.

13. Философское, невраждебное чувство юмора. Не приемлют смех над причинением вреда другому, смех превосходства, протеста против власти. Обладают реалистическим юмором, близким к философии: мягкое высмеивание реальных человеческих недостатков

14. Самоактуализирующееся  творчество. Универсальная характеристика, присущая всем самоактуализирующимся личностям. Отлична от специального таланта. Их творчество похоже на всеобъемлющее творчество ребенка (потенциал, данный от рождения каждому), “вторая наивность” (Дж.Сантаяна). Внешние ограничения (образование, культура, идеологии), загоняющие способность к такому творчеству вовнутрь, на них не распространяются. Творчество, как выражение здоровья личности, проецируется на весь мир и окрашивает любую деятельность. Все делается с определенным отношением к делу, с настроением. Человек может даже видеть творчески, как видит ребенок. В этом смысле есть творческие сапожники, клерки, каменщики.

Информация о работе Теория потребностей Маслоу