Технологии социальной работы с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 02:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ технологий работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Для реализации данной цели были разрешены следующие задачи:
Раскрыть понятие технологии социальной работы и их классификацию.
Рассмотреть общие характеристики девиантного поведения подростков.
Изучить формы работы с девиантными подростками.
Рассмотреть технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – р

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с девиантными подростками 7
1.1.Определение и классификация технологий социальной работы 7
1.2.Общая характеристика девиантного поведения подростков. 14
1.3.Формы работы с подростками девиантного поведения 21
Глава 2. Технологический аспект деятельности социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.1.Технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.2.Специфика работы социально реабилитационного центра для несовершеннолетних (на базе г. Волгодонска) 29
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

4_SR_kusovaya_rabota_2.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Технологический аспект деятельности социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних

2.1. Технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних

Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних, использует различные технологии,  которые отличаются от технологий работы с другими категориями клиентов социальной работы.

Рассмотрим специфику  технологической деятельности  социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, оказывающих помощь данной категории клиентов.34

Саратовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в своей работе использует следующие технологии:

  1. Качественная диагностика причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении, отклонений в развитии ребенка;
  2. Консультативная помощь с использованием психотерапевтических технологий:
    • подросткам: по проблемам возраста, личностного и профессионального самоопределения;
    • родителям по вопросам отклоняющегося поведения детей, нарушения развития по проблемам детско-родительских отношений;
    • консультативная помощь детям с девиантным поведением;
    • педагогам и психологам по вопросам оказания оптимальной помощи детям с трудностями в развитии.
  3. Коррекционная помощь детям с различными отклонениями в развитии психических функций, с нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении (в групповой и индивидуальной форме). Основные виды коррекции: психологическая; специально-педагогическая;
  4. Взаимодействие специалистов центра с учреждениями для девиантных детей

-   Первичная диагностика  детей, поступающих в детские  дома и школы интернаты с  целью определения типа и формы  школьного обучения.

-Рубежная диагностика  с целью коррекции программы  индивидуального сопровождения  ребенка.

-Динамическое наблюдение за реализацией программ индивидуального сопровождения ребенка.

-Консультирование детей, педагогов, специалистов по проблемам психолого-педагогического сопровождения.

- Реализация программ  профессионального самоопределения  подростков.

  1. Научно-методическое и просветительское направление:
    • Организация и проведение семинаров, практикумов для специалистов по актуальным проблемам психолого – медико - педагогического сопровождения;
    • Просвещение родителей, педагогов, общественности по вопросам предупреждения отклоняющегося психологического развития и социально-обусловленных заболеваний;
    • Разработка и реализация программ, проектов, методических рекомендаций, содействующих решению социально-психологических проблем ребенка и семьи.35

Ставропольский областной социально  – реабилитационный центр для  несовершеннолетних, использует такие  технологии как:

  1. Комплексная реабилитация воспитанников Центра проходит по реабилитационным программам, разработанным специалистами Центра:

-«Радуга» (организация детского самоуправления);

-«Жизнь в радости» (комплексная реабилитационная программа для воспитанников оздоровительно-реабилитационной группы);

-«Академия права» (граждановедение, профилактика правового нигилизма у подростков);

- «Мир вокруг» (программа социокультурной реабилитации).

  1. профилактика отклоняющегося поведения;
  2. новой технологией в работе Центра  является оздоровительно-реабилитационная группа для детей 5-12 лет из семей «группы риска».

Дети проходят комплексную  реабилитацию, состоящую из медико-социального, психолого-педагогического и логопедического  сопровождения по программе «Жизнь в радости». 

Специфичным  в работе данного центра является внедрение  новой технологии  в практику оказания помощи данной категории клиентов.36

В Алтайском областном  социально – реабилитационном центре, используются такие технологии   как:

  1. коррекция и профилактика различных форм девиантного поведения;
  2. социализация несовершеннолетних через трудовую деятельность;
  3. профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни;
  4. овладение трудовыми навыками;
  5. социальная адаптация  и реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей37.
  6. Специфичными технологиями данного центра являются социализация несовершеннолетних через трудовую деятельность, профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, овладение трудовыми навыками.

Таким образом, специфичным  является внедрение новых технологий в работу с девиантными подростками. Наряду с традиционными технологиями  внедряют новые технологии, специфика этих технологий заключается в том,  что они позволяют оказывать комплексную помощь.  Инновационные технологии направлены  на работу семьёй и ребёнком,  попавшим в трудную жизненную ситуацию. Центры, внедряя свои технологии, являются инноваторами, тем самым развивая систему социальной защиты и работы с девиантными подростками.

 

2.2. Специфика работы социально реабилитационного центра для несовершеннолетних (на базе г. Волгодонска)

Стремление подростков к  объединению — это своеобразная форма самозащиты, возможность самореализовать себя, утвердиться в социуме, приобрести значимые для себя социальные черты и опыт.

В условиях социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних г. Волгодонска, воспитанниками которого являются в основном дети из неблагополучных семей, и где отсутствуют воспитательные усилия со стороны родителей, воспитательные возможности педагогического коллектива несколько сужены. Кроме того, приходится учитывать наличие взаимозависимости процесса воспитания с влиянием социальной среды, в которую погружён ребёнок.38

Воспитанники социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних отличаются педагогической запущенностью (низкий уровень интеллектуального развития, бедная эмоциональная сфера и воображение, неумение управлять своим поведением, слабо выраженные навыки самоконтроля). Вступая в самостоятельную жизнь, они часто оказываются неготовыми к взаимоотношениям, существующим в современном обществе. Поэтому им необходимо дать определённый объём знаний и практических умений, которые повысили бы их конкурентоспособность, содействовали бы их занятости на рынке труда, способствовали развитию предпринимательских черт характера и успешной социализации.

Основные усилия педагогического  коллектива социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних направлены на то, чтобы способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и позитивного самоутверждения личности воспитанников. Для решения стоящих перед нами задач необходимо, чтобы условия жизни детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних были приближены к тем, что существуют в благополучных семьях, создавали психологический комфорт, способствовали развитию положительных эмоций.

В своей деятельности центр преследует  следующую цель: осуществление профилактики безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью девиации и их семей.39

Задачами центра являются:

  1. создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей;
  2. развитие коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в детском коллективе;
  3. формирование лидерских качеств и организаторских способностей у подростков;
  4. активизация и развитие интеллектуального и творческого потенциала подростков.40

Для достижения целей Центр  осуществляет следующие виды деятельности: 
1. Социально – бытовые услуги:

  • выявление детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
  • обеспечение временного проживания детей в учреждении, с предоставлением полного государственного обеспечения (обеспечение одеждой, обувью, организация питания);
  • разработка и реализация индивидуальных программ социальной и комплексной реабилитации;
  • выявление причин социальной девиации, их беспризорности и безнадзорности;
  • восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
  • восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;
  • организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное и учебное время;
  • содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования;
  • формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
  • содействие родителям в оплате жилья и коммунальные услуг (помощь в оформлении субсидии);
  • помощь родителям в организации летнего отдыха и оздоровления детей, обучения детей в школе.
  1. Социально - медицинские услуги:
    • медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждение, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
    • систематическое наблюдение за состоянием здоровья;
    • проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей;
    • санитарно-просветительская работа;
    • социально-медицинский патронаж;
    • содействие в предоставлении детям, нуждающихся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно - курортное лечение;
    • индивидуальная работа, направленная на предупреждение вредных привычек и избавление от них;
    • содействие в прохождении реабилитации.
  1. Социально-психологические услуги:
    • социально-психологическое консультирование родителей;
    • диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школе;
    • психолого-медико-педагогическое обследование социально девиантных детей, направленное на установление форм и степени девиации, её источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей;
    • психическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей;
    • психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психической помощи;
    • психопрофилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;
    • социально-психологический патронаж.
  1. Социально-педагогические услуги:
    • психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;
    • содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;
    • обучение навыкам самообслуживания;
    • формирование здорового образа жизни;
    • оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы;
    • коррекция педагогической запущенности;
    • подготовка детей к самостоятельной семейной жизни;
    • организация досуговых мероприятий.41

В свою очередь социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска ставит перед собой следующую цель: повышение охвата эффективности профилактических мероприятий по безнадзорности несовершеннолетних, профилактики семейного неблагополучия и уменьшения степени девиации среди несовершеннолетних.42

Информация о работе Технологии социальной работы с девиантными подростками