Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить и проанализировать опыт социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе;
- дать характеристику психолого-педагогическим особенностям детей-инвалидов;
- охарактеризовать технологию социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Содержание понятий «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе………………………………..….……..6
2.Психолого-педагогическая характеристика семей, имеющих детей-инвалидов…………….................................................................................11
3.Технология социальной работы с семьями детей-инвалидов………………………………………………………………………...15
4.Анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов…………………………………….………………………….........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54
Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как это принято в клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.
Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.
В комплексной реабилитационной
программе следует активно
Под профессионально-трудовой реабилитацией понимается система гарантированных государством мероприятий по профориентации, профессиональному обучению и в дальнейшем трудоустройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Профессиональное обучение проводится в обычных или специальных учебных заведениях, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях.
Специалисты справедливо
считают, что реабилитация детей-инвалидов
должна начинаться на самых ранних
стадиях болезни, осуществляться непрерывно
до достижения в минимально возможные
сроки максимального
В детских домах, школах-интернатах
для детей с ограниченными
физическими возможностями
Проблемной стороной
реабилитационного процесса в условиях
дома-интерната для детей с
ограниченными возможностями
Социально-педагогическая деятельность по поддержке лиц с ограниченными возможностями - это непрерывный педагогический процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах и при участии всех социальных институтов. Л. С. Выготский предупреждал, что отклонения в развитии приводят к «выпадению» из социального и культурного пространства, к нарушению связи с социумом, культурой как с источником развития. Поэтому организация социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с ограниченными возможностями - это построение образовательного пространства. Она осуществляется усилиями различных специалистов, но ведущая и интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальному педагогу. Свою деятельность социальный педагог осуществляет во взаимодействии с представителями всех социальных институтов: педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями и другими заинтересованными лицами.
Таким образом, анализируя современную ситуацию в России в сфере специализированной помощи детям с ограниченными возможностями можно выделить инновационные направления в ее стратегии:
становление государственно-общественной системы специализированной помощи (создание специальных образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов;
создание принципиально новых форм учреждений для оказания специализированной помощи;
организация ранней помощи
детям с ограниченными
4. Анализ опыта социальной работы с семьями, воспитывающими детей - инвалидов
Проблемы семьи, семейной
Сегодня в ст. Павловской на учете состоит 499 семей воспитывающая детей-инвалидов.
Из числа семей на 01.01.2011 год:
- семьи, имеющие 3-х детей - 145;
- семьи, имеющие 4-х и более детей - 11;
- семьи, имеющие 5 детей - 3.
Меры социальной поддержки семей воспитывающие детей инвалидов.
- компенсация расходов в размере 30% на оплату коммунальных услуг предоставлена 159 семьям.
- ежемесячное пособие семьям до достижения им возраста 18 лет. Приняты и реализуются нормативно-правовые акты, направленные на материальную поддержку семьи и детства.
С 1999 года в ст. Павловской действует общественная организация "Надежда", которая оказывает посильную помощь семьям, является инициатором в проведении акции "Помогите детям собраться в школу", участвует в новогодних праздниках и других городских акциях.
Социальная помощь семьям осуществляется наряду с неполными семьями, семьями, имеющими детей-инвалидов и др. максимальный упор при работе с семьями имеющие детей – инвалидов делается на оказание психолого-педагогических услуг, консультативную работу по вопросам воспитания, материального обеспечения, работу с детьми и подростками по различным направлениям.
Павловский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим медицинскую, психологическую и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии от рождения и до 16 лет. Центр разрабатывает специальные методики и социальные технологии, основанные на достижениях в области медицины, психологии, социологии и педагогики, использует индивидуальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями.
В структуре центра
1. Отдел разработки
программ социальной
2. Медико-реабилитационный отдел.
3. Отдел психолого-
4. Отделение дневного пребывания.
5. Стационарное отделение.
6. Социально-реабилитационный отдел
7. Отдел правовой защиты
8. Летний стационар-лагерь «Лесной».
Рассмотрим опыт деятельности отдельного центра.
Отделение диагностики семей и разработки программ социальной реабилитации обеспечивает разработку индивидуальных программ реабилитации, своевременное внесение в нее корректив. Специалисты отдела фактически являются социальными кураторами семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Проблемы, возникающие в семье: медицинские, психологические, юридические, и т.д., решаются работниками отдела с привлечением специалистов из других подразделений центра. Специалисты по социальной работе осуществляют научно-практическую связь с региональными учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования. Социальный работник осуществляет деятельность по реализации следующих мероприятий:
выявление семейных потребностей и ресурсов;
координация диагностического обследования;
информирование семей о доступных источниках поддержки;
координация и мониторинг оказываемых услуг.
Отделение обслуживает около 2000 детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями. Медицинская реабилитация, проводимая в Центре, включает в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, ручной, аппаратный и подводный массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажеров и мягких модулей, ароматерапию, занятия на стабилометрическом комплексе, СКЕНАР-терапию, магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космической медицины и реабилитологии являются скафандры - лечебные костюмы «Адели». Лечебный комплекс "Адели" представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм пособствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.
Методика применяется при всех формах ДЦП за исключением двойной гемиплегии. Эффективность методики по мнению авторов - до 70%. Выраженность положительного эффекта ЛК "Адели" зависит от степени тяжести заболевания, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), наличия патологических синергии и мотивации к становлению движений. Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами п 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости). Это метод применяется совместно с лечебной физкультурой, физиотерапией и лечебным массажем.
Наряду с реабилитацией больных с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата ОРЦ занимается восстановительным лечением больных с бронхолегочной патологией.
К методам реабилитации
таких больных можно отнести
прерывистую нормобарическую
Медицинская реабилитация проводится в стационарном отделении Центра, располагающим 35 кроватями. За год курс стационарной реабилитации проходит более 400 детей. Эффективность реабилитации достигает 80-90%.
Структура психолого-педагогический отдела представлена:
- круглосуточным стационаром (40 мест);
-дневным отделением (75 мест).
Сотрудники: 14 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 3 логопеда, 3 педагога-психолога.
Основная задача: оказание
комплексной психолого-
Направления работы:
1. Разработка и реализация
индивидуальных и групповых
2. Организация образовательно-
3. Моделирование инновационных
и применение адаптированных
коррекционно-развивающих
Основным направлением работы социального отдела является социально-культурная реабилитация. Специалисты отдела организовали спортивно-оздоровительную работу на стадионе "Локомотив", в городе работают 9 кружков, ведется большая культурно-массовая работа, организовываются походы в театры, музеи, цирк, семейные выезды на природу.
Методическая работа направлена на составление программ для реабилитационного лагеря "Лесной» и разработку методических пособий для вожатых и воспитателей.
На стадионе "Локомотив" проводятся спортивно-оздоровительные индивидуальные и групповые занятия по специальным комплексам, разработанным с учетом заболевания ребенка. Дети с различными нарушениями функций занимаются вместе с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Занятия дают не только физическое развитие, направленное на коррекцию нарушений, но и общение, необходимое каждому ребенку. На базе отделения "Локомотив" проводятся праздники и выезды на природу, которые сплачивают не только детей-инвалидов, но и их родителей.
Дети, имеющие диагноз ДЦП, участвуют в многокилометровых пробегах и других соревнованиях ("веселые старты", дартс, армреслинг, легкая атлетика, пулевая стрельба, плавание и т.д.), что также способствует процессу социализации и росту личности ребенка-инвалида.
Летний реабилитационный лагерь "Лесной" является структурной единицей Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Помимо детей-инвалидов, в лагере отдыхают дети из неблагополучных, социально-незащищённых семей Павловского района. В четыре смены проходят реабилитацию 1200 детей и подростков.
Информация о работе Технология социальной работы с семьёй, имеющей ребенка-инвалида