Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 23:56, реферат
Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к детям.
Под третичной профилактикой безнадзорности понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов безнадзорности и противоправной деятельности среди детей и подростков.
Введение
1.Определение безнадзорности как социальной проблемы
А) Причины детской и подростковой безнадзорности
Б)Проблемы детской и подростковой безнадзорности
2.Третичная профилактика безнадзорности
3.Профилактика безнадзорности на примере РТ
4.Программы Республики Татарстан по профилактике безнадзорности
А)Долгосрочная программа «Дети Татарстана»2011-2013
Б)Комплексная программа по профилактике правонарушений
в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы
Список использованной литературы
Заключение
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Казанский
национальный исследовательский
(ФГБОУ ВПО КНИТУ)
Кафедра социальной работы педагогики и психологии
Реферат
по дисциплине «Профилактика безнадзорности и беспризорности»
на тему: «Третичная форма профилактики безнадзорности в РТ»
Выполнила: студентка гр3103-21
Исмагилова Л.И
Казань – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Определение безнадзорности как социальной проблемы
А) Причины детской и подростковой безнадзорности
Б)Проблемы детской и подростковой безнадзорности
2.Третичная профилактика безнадзорности
3.Профилактика безнадзорности на примере РТ
4.Программы Республики Татарстан по профилактике безнадзорности
А)Долгосрочная программа «Дети Татарстана»2011-2013
Б)Комплексная программа по профилактике правонарушений
в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы
Список использованной литературы
Заключение
Введение
Под детской безнадзорностью
понимается «отсутствие или
Под третичной профилактикой
безнадзорности понимается комплекс социальных,
образовательных и медико-
Актуальность темы. В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальна проблема роста числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, религиозный экстремизм, наркомания среди подростков и молодежи. Острой остается проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от "трудных" детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое насилие в молодежной и подростковой среде. Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности молодежи, повышение степени е общественной опасности, появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в республике Татарстан, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью, убедительно свидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы для борьбы с ними. Профилактика преступлений молодежи представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.
Объектом исследования является процесс третичной профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Предмет исследования – меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних на уровне РФ и РТ. Методы борьбы с ростом безнадзорности.
Субъект –несовершеннолетние дети и подростки , попадающих в «группу риска», вследствие социальной неблагополучности семьи и ряда других факторов влекущих безнадзорность, для которых создается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов безнадзорности и противоправной деятельности.
Задачи исследования:
1 Раскрыть третичную профилактику безнадзорности несовершеннолетних, и разработать методы для предотвращения безнадзорности несовершеннолетних.
2.Рассмотреть безнадзорность несовершеннолетних как социальную проблему.
3.Определить почему средства использующиеся на сегодняшний день в РФ и РТ являются неэффективными, и почему происходит рост беспризорных в РТ и по России в целом.
4. Рассмотреть международную законодательную базу, законадательные акты Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере борьбы с безнадзорностью.
5.Рассмотреть программы
РТ в сфере профилактики
Правовую основу программы третичной профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
А также социальные программы, принятые и действующие на территории республики Татарстан, а именно:
в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы
Степень разработанности темы. Проблема безнадзорности несовершеннолетних, всегда стояла перед обществом и государством в частности , и вызывала интерес у ведущих учёных и практиков. Наибольший вклад в изучение проблемы такого социального явления как безнадзорность несовершеннолетних внесли Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. М.: Социальный проект, 2004, Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. Минск: Народная Асвета, 1989 Камалдинова Э. Ш. Безнадзорность и беспризорность, Арефьев А. Ненужные дети России // Население и общество. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2003. № 113—114
Вышеизложенные обстоятельства и обусловили выбор темы данного исследования.
1.Определение безнадзорности как социальной проблемы
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична, его развитие деформировано. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.
Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, его рассматривают как на государственном уровне, так и на частном.
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 №120 ФЗ предлагает следующие определения: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Э.Р. Баянов определяет: безнадзорность как отсутствие или недостаточный контроль над поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей (законных представителей) или лиц замещающих[3].
Л.В. Мардахаев определяет понятие «безнадзорные дети» - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Крайнее проявление безнадзорности – беспризорность[4].
Безнадзорный –
По данным социологического
исследования, проведенного Институтом
социально-экономических
Беспризорных детей на наших улицах становится все больше и больше. Но это уже никого не удивляет, и стало даже чем-то обыденным и привычным. Мы как-то сразу смирились и приняли факт существования таких детей как должное.
На сегодняшний день, содействие
неконкурентоспособным группам
населения, становится одной из приоритетных
задач государства. В отношении
беспризорных детей, наиболее эффективными
признаются меры, носящие комплексный
и профилактический характер. Несмотря
на то, что в отношении этой категории
граждан уже проделана большая
работа и, в целом, ситуацию, угрожающую
некоторое время назад
Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.
Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.
Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес. Интерес, как правило, не преследующий благие цели. А ведь именно в детском возрасте формируется устойчивое представление об образе жизни. И то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.
Причины детской и подростковой безнадзорности
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:
– рост числа асоциальных семей;
– безработные родители;
– беженцы и вынужденные переселенцы;
– нестабильные браки (разводы);
– низкий уровень благосостояния семьи;
– негативный опыт отношений с родителями;
– неготовность
школы оказывать социально-
– наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
В исследованиях, проведенных
учеными Общественного
– социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
– социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
– психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
К способам устранения роста числа безнадзорных подростков можно отнести следующие:
-пересмотр социальной политики государства, т.к одной из основной причин является малообеспеченность семей, их материальная несостоятельность, а также увеличить поддержку многодетных семей;
-обеспечить равный доступ
к образованию, и равные
-увеличение ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних;
- создание системы социальной адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний;
-ограничение детей от негативного воздействия СМИ, разрушающих их моральное здоровье, влекущее за собой девиантное поведение
-вовлечение детей в занятие спортом;
-повышение культурного уровеня подростков, благодаря специально организованным общественным мероприятиям;
Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненую ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность, которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Информация о работе Третичная форма профилактики безнадзорности в РТ