Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:21, контрольная работа
Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие;
Введение………………………………………………………………...3-5
Понятие «уровня жизни» и его составляющие…………………..5-7
Социальные нормативы и потребности………………………….7-10
Международные стандарты уровня жизни …………………….10-12
Динамика уровня жизни в Российской Федерации в сопоставлении с международными стандартами……………………………………12-15
Уровень жизни населения в ХМАО………………………………...16-20
Заключение………………………………………………………………20-22
Литература………………………………………………………………..23
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: «Теория социальной работы»
Тема: «Уровень жизни населения»
Ф. И. О. студента: Коцур Инна Сергеевна
Курс 5 , Группа 51-СР _______________________
Место работы: МДОУ «Росинка»
Должность: воспитатель
Домашний адрес: п. Высокий, г. Мегион, 8 мкр., д. 5, кв. 21
Дата поступления работы на
Заполняется преподавателем
Рецензия______________________
Оценка________________________
Фамилия преподавателя_________________
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………
Литература…………………………………………………
Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти, поэтому он более удобен для проведения сопоставлений, прежде всего, во временном и межрегиональном аспектах и, наконец, 3) этот термин наиболее распространен в практике международных сопоставлений.
Вопросам изучения уровня жизни населения посвящены труды многих российских ученых. Это работы В.Н.Бобкова, В.А.Литвинова, Н.А.Смирнова и др.
Труды Бобкова В.Н. посвящены методологии использования международных стандартов и индикаторов при характеристике уровня жизни россиян, региональному неравенству уровня жизни, вопросам преодоления бедности населения. По его мнению, для повышения уровня жизни населения необходимо кардинально изменить политику доходов и жилищную политику. [3, с.16]
Литвинов В.А. также актуализирует повышение уровня жизни населения путем поэтапного повышения доходов. [2, с.12]
Смирнова Н.А. считает ключевым фактором повышения и стабилизации уровня жизни населения формирование условий и компонентов продуктивной занятости.[3, с.14]
Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства – восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения.
Нашему обществу необходимо преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни населения. Они действуют во всех основных сферах жизнедеятельности:
Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие "уровень жизни населения" включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин "качество жизни". [7, c.87]
Выделяют четыре уровня жизни населения:
Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.
Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: "Благо народа - высшая цель". Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой ставится человек. Рыночная экономика - экономика массового потребления, именно потребитель - король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей. [8, c.228]
Возможны три аспекта изучения уровня жизни:
Точно спрогнозировать динамику уровня жизни можно только при детальном анализе условий (факторов), которые влияют и даже определяют возможные изменения в уровне жизни населения страны. Эти факторы принято подразделять на группы.
Наиболее существенными факторами, которые могут координально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.
Сильное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические
факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее.
Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают две основные формы бедности: абсолютная – при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и относительная – когда доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране. [7, c.89]
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы:
• потребительского бюджета и др.
К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах - личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. [3, c.278]
Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
Социальные потребности связанны с функционированием человека в обществе - это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т. д.
Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека. [2, c.64]
Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые (рациональные) отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.
Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.
Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т. д. [5, c.93]