Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:42, реферат
Естественно, люди из разных социальных групп конструируют свою социальную реальность. К примеру, одно дело знание российской молодежи военных лет о таком социальном феномене как “немцы” и совсем другое представление об этом феномене у наших молодых современников. Феноменологов интересуют не только эти очевидные различия, но и то, как реальность (“немцы”) конструируется, исходя из соответствующего знания и повседневных человеческих взаимодействий.
2. Феноменологическая парадигма: предмет и методы
Как считал Шютц, предметом феноменологической социологии является все то, что считается “знанием” в обществе, делая акцент на том, что люди “знают” как “реальность”.
Социолог полагал, что мир состоит из множества реальностей – реальностей науки, религии, снов, искусства и т.д. Но главной реальностью является наша повседневная жизнь. В работах Шютца речь идет об изучении обыденного, повседневного знания, исследовании того, как эти знания социально распределяются в конкретных группах людей в особой исторической и культурной обстановке и, конечно, того, как, полагаясь на эти знания, люди конструируют социальную реальность. «Под термином “социальная реальность», – пишет Шютц, – я понимаю всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в которых все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения»1.
Естественно, люди из разных социальных групп конструируют свою социальную реальность. К примеру, одно дело знание российской молодежи военных лет о таком социальном феномене как “немцы” и совсем другое представление об этом феномене у наших молодых современников. Феноменологов интересуют не только эти очевидные различия, но и то, как реальность (“немцы”) конструируется, исходя из соответствующего знания и повседневных человеческих взаимодействий. Иначе говоря, социологи этой парадигмы занимаются изучением социальных интеракций и феноменов как «жизненного опыта» нашего сознания. «Исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и, в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук»2.
1 Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. В кн.: Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. – С. 485
2 Там
Типизация и конструирование идеальных типов
Как же у людей складывается запас повседневного знания? С помощью каких методов его исследовать?
Согласно феноменологической традиции, индивиды входят в контакт с окружающим миром прежде всего посредством чувств – осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса. С их помощью начинается познание мира. Однако простое наличие чувств недостаточно для осмысления мира. Если люди будут воспринимать их чувственные ощущения такими, какими они лежат на поверхности, то они столкнутся с неупорядоченной массой впечатлений от цветов, звуков, запахов, ощущений. Чтобы разрешить эту проблему, люди организуют окружающий мир в явления, классифицируют их чувственный опыт в виде вещей, обладающими типичными характеристиками. Используя типизации, люди могут вступать в общее с другими людьми, будучи уверенными, что они видят мир таким же образом. Постепенно член общества создает запас того, что Шютц назвал знанием здравого смысла, которое разделяют и другие члены общества, что позволяет им жить и общаться. Знание здравого смысла, по Шютцу, состоит из конструктов первого порядка (идеальных типов) – обыденных интерпретаций социальных реалий.
Социолог считал, что эти конструкты первого порядка крайне важны для выполнения практических задач повседневной жизни. При этом Шютц особо подчеркивал, что знание здравого смысла не является раз и навсегда данным, неизменным. Напротив, знание здравого смысла постоянно изменяется в процессе интеракции. Социолог признает, что каждый индивид по-своему интерпретирует мир, воспринимая его несколько своеобразным образом, но запас знания здравого смысла позволяет понимать, по крайней мере, частично действия других.
Этнометодология Г. Гарфинкеля |
05.06.2007 г. |
Этнометодология
Г. Гарфинкеля
Г. Гарфинкель для изучения современного общества применял методы социальной антропологии и этнографии. В этнографии важно интерпретировать обычаи, стремясь понять их в рамках ментальности самого описываемого народа. Гарфинкель предложил изучать современность с методологической позиции социальной антропологии. Процедура интерпретации повседневной деятельности была очень важна для Гарфинкеля. Он задается несколькими требованиями: 1) описание будет осмысленным, если у участников взаимодействия общий контекст; 2) участники взаимодействия используют однозначные термины; 3) смысл материалов зависит от контекста. Гарфинкель перенес ситуацию взаимодействия исследователя и его аудитории на взаимодействие в повседневной жизни. На этом основании он утверждал, что все люди в обществе – социологи. Само же социологическое объяснение он трактует как некие кодировочные таблицы, служащие для выделения, подчеркивания общих свойств в ущерб особенным, уникальным свойствам. Ученый считал, что человек стремится рационально объяснять все свои действия, тем самым делая их рациональными, что позволяет упорядочить социальную жизнь. Важное условие взаимодействия – это взаимопонимание, но взаимопонимание – не просто правило регистрации событий, это некое соглашение между людьми, которое признает нормальными те или иные действия. Фактически социальное взаимодействие становится игрой. Изучение социального взаимодействия – это изучение правил этой игры. Гарфинкель предлагал эксперименты для изучения этих правил: понятные всем правила игры нарушать и наблюдать реакцию людей. По этим реакциям можно регистрировать нормы взаимоотношений, которые негласно существуют, считаются естественными. Изучая эти правила можно глубже понять законы взаимоотношения людей. |
Этнометодология (Г. Гарфинкель)
Этнометодология – слово (ethnos – народ, группа; method – метод, logy- исследование) означает «методы», к которым прибегают люди в своей повседневной деятельности. Возникновение этнометодологии связывают с выходом сборника статей Гарольда Гарфинкеля (р. 1917). Этнометодология актуализирует в качестве первостепенной темы социологии – мир повседневности. Акцент делается на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным. Объективная реальность социальных фактов – это не внешняя сила по отношению к индивидам. Акторы сами создают эту реальность постоянно, без перерывов, без возможности уклониться, передать другому, отсрочить.
Этнометодология напомнила социологам, которые часто придают главное значение формальным аспектам социальной жизни, о том, что правила общения образуют сложную структуру. Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.
Мы все считаем многое само собой разумеющимся, особенно когда общаемся с людьми, которых очень хорошо знаем. Например, общение между мужьями и женами может быть похожим на своего рода стенографию - им не требуется произносить все слова, чтобы понять друг друга. Прислушайтесь к своим диалогам. Вопрос: «Сдал?» Ответ: «Ну да…». Собеседники знают, что речь идет об экзаменах, а не о стеклотаре. «Ну да….» тоже расшифровывать не нужно. Собеседник знает, что это значит: «ей с первого захода разве сдашь!».
Определенные структурные стереотипы воздействуют на людей независимо от того, какое значение они им придают. Например, подчиненный и начальник могут договориться о правилах, регулирующих их взаимодействие; возможно, иногда подчиненный может указать начальнику, что следует делать. Но существует определенный предел: это тот момент, когда подчиненный стремится поменяться местами со своим начальником.
На взаимодействия влияют невысказанные предположения, сложные переплетения значений. В нашей речи скрыты сложные социальные структуры, которые можно обнаружить методом документальной интерпретации. Этнометодологами был проведен ряд исследований:
а) Нарушение привычных правил (эксперимент со студентами, которые вели себя дома как вартиранты) показало, что мы действуем на основе восприятия структурного сходства ситуаций;
б) Изучение практического разума судей обнаружило, что содержание решения возникает до его официального принятия. Затем происходит процедура, заключающаяся в ретроспективном определении этого решения.
в) Записи медиков в больничных картах продемонстрировали значение скрытых структур и стенографичность речи.
Информация о работе Феноменологическая парадигма: предмет и методы