Формирование добрых традиций, как средство формирования добрых человеческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
Национальные праздники, традиции и обряды - это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, и наша задача - доказать, что эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………………… 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. …………………………………………………………….. 6
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ. 6
§2. РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ. 11
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ. ……… 16
§1. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ И МЕТОДЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 16
§2. ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ, ОБЫЧАЯМ И ОБРЯДАМ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………….. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ……………………………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

вся работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

введение.  ………………………………………………………………… 2

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание  подрастающего поколения одна из главных задач нашего общества. Ребенок  – это доверие Всевышнего к родителям, его чистое сердце подобно редкостной, драгоценной жемчужине, в которой отсутствует какая-либо царапина и рисунок. И точно также сложено сердце ребенка, – на нем легко оставить любой след. И он поворачивается ко всему тому, к чему его склоняют. Если его обучают и склоняют к добру, то он привыкнет к этому и будет счастливым. Но если его приучают к плохому и на него не будут обращать никакого внимания, то он станет несчастным.

Традиции и  обычаи как педагогическое творчество народа представляют разнообразные формы и методы педагогического воздействия на чувства, волю, сознание и поведение детей. Будучи общественным явлением, традиции, выступают также в виде принципов, норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и личной жизни, они одобряются и поддерживаются общественным мнением.

Мы живём  в новом веке, ещё не сделано  множество великих открытий, которые  принёс нам век ушедший - двадцатый. Как бы открывая новую страницу в  истории человечества, нам дано узнать больше чем знали наши отцы, деды, прадеды. Они внесли свою долю знаний в колесо прогресса, дав нам базу для развития, как впоследствии и мы отдадим самое лучшее нашим детям.

Всё в нашей  жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что  же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И, всё-таки, есть ещё в мире вещи, до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось, дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша культура. Ведь культура - это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии. С другой стороны эти слова могут вызвать представления о силе прошлого, стремящейся подчинить себе новое, молодое, задержать ход развития жизни. Именно так мы иногда представляем смысл этих древних и мудрых слов, забывая порой, что обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, именно они стабилизируют общественные отношения, закрепляя то, что было достигнуто веками поколениями наших предков.

Традиции как  бы организуют связь поколений, на них  держится духовно-нравственная жизнь  народа. Преемственность старших  и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы.

Положительное влияние на всестороннее формирование личности оказывают добрые внутрисемейные отношения. Цементируют эти отношения  и усиливают их влияние на детей  семейные традиции. Слово "традиция" означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Традиция (от лат. "передача") - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предкам к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени. (см. 8 стр. 480)

Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. С их помощью укрепляются семейные отношения, утверждаются нравственные нормы поведения.

Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве  культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности. Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные праздники, которые она отмечает со всем своим народом. В большинстве хороших семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. В субботний или воскресный день все члены семьи собираются на семейный совет. Такие советы - одна из традиций семьи, как и путешествие по родному краю, прогулка в лес, дружба с книгами, совместные походы в театр, цирк и т.д. Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения.

Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.

Национальные праздники, традиции и обряды - это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, и наша задача - доказать, что эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии.

Проблема сохранения культуры - остается актуальной проблемой нашего времени. Мы обязаны беречь культуру, способствовать ее развитию и делать достойной частицей всего великого многонационального российского народа.

Жизнь без духа, бездуховность, никогда не была присуща человеку и народу в целом, нашей истории  и культуре. В нашем народе всегда сильна была власть идей добра, справедливости, праведности, нравственности. Именно сегодня мы переживаем кризис духовности, индивидуализм, что совершенно не свойственно дагестанскому менталитету.

Протестом против подобных тенденций, губительно действующих  на молодое поколение, я считаю, может стать воспитание интереса к отечественной истории, культуре, традициям. Эту убеждённость переношу в свою работу.

Предметом исследования стали народные традиции, обычаи национальные праздники  как средство формирования добрых человеческих отношений  детей в семье и в школе.

Цель исследования - определение  путей эффективного использования  достижений  семейных и народных традиций, обычаев и национальных праздников в духовно-нравственном воспитании детей школьного возраста в стенах школы и в семье.

Задачи исследования:  определить пути и формы использования народных и семейных традиций и обычаев в духовно - нравственном воспитании детей, а так же определить способы внедрения новых традиций в практику семейного и школьного воспитания.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы: 1) анализ трудов педагогов, психологов, историков, дающих возможность осветить и проанализировать изучаемую проблему в разных условиях; 2)изучение  художественно-исторических произведений дагестанских классиков литературы, позволяющих на реальных примерах пронаблюдать влияние народных традиций и обычаев на формирование добрых и теплых человеческих отношений.

Объектом исследования послужили дети, воспитывающиеся  в обычных дагестанских школах и  семьях.

 

Глава I.  Теоретико-методологические основы традиций, обычаев, национальных праздников и их роль в формировании добрых человеческих отношений.

§ 1.  Значение народных традиций, обычаев и национальных праздников  в воспитании учащихся.

 

На сегодняшний  день перед нами стоит задача приобщения наших учащихся, нашего нового поколения к исторической памяти народа, приобщения их к нашим традициям, обычаем, обрядам, которые играют огромною роль в воспитании учащихся. Именно благодаря традициям, обычаям и обрядам мы можем внести большие коррективы в духовно- нравственное и патриотическое воспитание учащихся, воспитывать в них теплые чувства, любовь и добрые человеческие отношения.  Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народным традициям обрядам и обычаем  не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

- помочь ребенку  вспомнить свою национальную  и родовую память;

- уважительно  относиться к своим древним  корням;

- чтить и  уважать память предков;

- систематическое  и целенаправленное приобщение  детей к истокам народной культуры.

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки к народу. Как отмечает И.В. Суханов, «устойчивость обычаев, традиций, обрядов, их неискоренимость были поистине спасительным для сохранения и передачи новым поколениям достижений культуры» (см. 2 стр. 216)

Народные  традиции обряды и обычаи являются внутренним двигателем формирования добрых человеческих отношений. Самым действенным и чтимым законом для дагестанских народов является дагестанский кодекс, который не позволяет нам быть иными. Нам нужно дать понять учащимся, что именно от их поведения зависит моральный статус его семьи, тухума и народа, так как настоящим богатством во се времена были и остаются моральные ценности.

Нация, народ  – понятие, связанное с чисто  человеческими отношениями. Положительный  пример добрых человеческих отношений  передавался из поколения в поколение.

Главная традиция дагестанских народов  - воспитание нравственно чистых отношений, достойного поведения и трудолюбия.

Именно наши дагестанские традиции помогают нам  творить настоящего человека. Испокон  веков в Дагестане действовали  установленные нормы общения  и отношений между людьми. Чем  выше культура общения, отношений между людьми, тем выше уровень жизни в семье и обществе. ( см. 1 стр. 67)

У народа же главным  мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда. Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.

А сколько  детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они  преследовали определенные педагогические цели.

Погружение  детей в традиционную фольклорную  среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с  окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все  это делается в яркой эмоциональной  форме, понятной и доступной.

Народные  традиции, передаваемые из поколения  в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Одним из средств  передачи традиции являются песни, сказки , скороговорки, пословицы. Народные песни  впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви. Песни сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы  друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится учащимся  и усиливает воспитательное значение. Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество.  Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Одним из средств  народной культуры являются пословицы  и поговорки. В пословицах и поговорках  много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть – глаз божий».

Основным  фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм  – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб – батюшка, Волга  – матушка.

Информация о работе Формирование добрых традиций, как средство формирования добрых человеческих отношений