Характер социально-трудовых отношений и их влияние на экономическое поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:28, реферат

Краткое описание

Одной из актуальных тем в современном обществе на сегодняшний день является тема социально-трудовых отношений. Социальная значимость проблемы определяется тем, как такой тип отношений влияет на экономическую сферу жизни общества. Данная работа имеет целью показать типы и субъекты социально-трудовых отношений, раскрыть сущность и основные направления социальной политики, перечислить трудовые отношения партнерства, изобразить социальное партнерство в виде механизма регулирования социально-трудовых отношений, а также узнать, какой международный опыт регулирования социально- трудовых отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Характер социально-трудовых отношений и их влияние на экономическое поведение………………………………………………………………………….4
Типы и субъекты социально-трудовых отношений……………………………..4
Понятие производственного поведения………………………………………..8
Сущность и основные направления социальной политики………..……..…..10
Социальное партнерство как механизм регулирования социально-трудовых отношений.……………………………………… ……………………………….16
Социальные и демографические показатели жизненного уровня населения…………………………………………………………………………18
Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕР.docx

— 45.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Характер социально-трудовых отношений и их влияние на экономическое поведение

Реферат по экономической социологии

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Характер социально-трудовых отношений и их влияние на экономическое поведение………………………………………………………………………….4

Типы и субъекты социально-трудовых отношений……………………………..4

Понятие производственного поведения………………………………………..8

Сущность и основные направления социальной политики………..……..…..10

Социальное партнерство как механизм регулирования социально-трудовых отношений.……………………………………… ……………………………….16

Социальные и демографические показатели жизненного  уровня населения…………………………………………………………………………18

Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений………………………………………………………………………21

Заключение…………………………………………………………………….23

Список используемой литературы…………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из актуальных тем в современном обществе на сегодняшний день является тема социально-трудовых отношений. Социальная значимость проблемы определяется тем, как такой тип отношений влияет на экономическую сферу жизни общества. Данная работа имеет целью показать типы и субъекты социально-трудовых отношений, раскрыть сущность и основные направления социальной политики, перечислить трудовые отношения партнерства, изобразить социальное партнерство в виде механизма регулирования социально-трудовых отношений, а также узнать, какой международный опыт регулирования социально- трудовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Социально-трудовые отношения

Социально-трудовые отношения - это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.  Социально-трудовые отношения характеризуют экономические правовые и психологические аспекты взаимосвязей людей и их социальных групп в трудовых процессах. Поэтому социально-трудовые отношения всегда субъективированы, и отражают степень сочетания интересов субъектов этих отношений.

Социально-трудовые отношения характеризуют как социально-экономические и психологические аспекты названных взаимосвязей, так и правоотношения, отражающие проекцию фактических социально-трудовых отношений на институциональный, законодательный, нормотворческий уровень.

Система социально-трудовых отношений имеет сложную структуру, которая в условиях рыночной экономики включает следующие элементы: субъекты социально-трудовых отношений, уровни и предметы социально-трудовых отношений, принципы и типы социально-трудовых отношений.

Предметом социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, наем – увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и др. Предметом коллективных социально-трудовых отношений является кадровая политика. Все их многообразие обычно сводится к трем группам социально-трудовые отношения:

1) занятости;

2) связанные с организацией и эффективностью труда;

3) возникающие в связи с вознаграждением за труд.

Выделяются следующие типы социально-трудовых отношений, характеризующие социально-психологические, этические и правовые формы взаимоотношений субъектов в процессе трудовой деятельности.

Патернализм, характеризуется жесткой регламентацией способов поведения субъектов социально-трудовых отношений, условий и порядка их взаимодействия со стороны государства или руководства организацией. 

Социальное партнерство, характеризуется защитой интересов субъектов социально-трудовых отношений и их самореализация в политике согласования взаимных приоритетов по социально-трудовым вопросам для обеспечения конструктивного взаимодействия. 

Конкуренция, представляет собой соперничество субъектов социально-трудовых отношений за возможность и лучшие условия реализации собственных интересов в социально-трудовой сфере (одной из форм реализации конкуренции является соревнование). 

Солидарность, определяется взаимной ответственностью людей, основанной на единодушии и общности их интересов, за перемены в системе социально-трудовых отношений и достижение согласия в принятии общественно важных решений в социально-трудовой сфере. 

Субсидиарность, выражает стремление человека к личной ответственности за достижение своих осознанных целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем.

Дискриминация представляет собой произвольное, незаконное, ничем не обоснованное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений, в результате, которого нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. 

Конфликт – это крайняя степень выражения противоречий интересов и целей субъектов в социально-трудовых отношениях, проявляющихся в форме трудовых споров, забастовок.

Рассмотренные типы социально-трудовых отношений в чистом виде не существуют, а выступают в форме моделей, имеющих качественное разнообразие типов социально-трудовых отношений. Это связано с влияние множества факторов: социальной политикой в государстве, глобализацией экономики, развитием общественного труда и производства.

 

                          

 

 

                      Субъекты социально-трудовых отношений

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.

Наемный работник (группа работников) – это гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем предприятия и отдельным лицом. Договор найма может быть письменным или устным, но и в том и в другом случае он определяет социально-трудовые отношения между его участниками. Важную роль для наемного работника играют такие его качества как: возраст, пол, состояние здоровья, образование, уровень квалификации, стаж работы, профессиональная и отраслевая принадлежность. Кроме того, наемный работник должен быть готовым и способным к участию в социально-трудовых отношениях.

В качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать как отдельный работник, так и группы работников, различающихся по своему положению в социально-профессиональной структуре, направленности интересов, мотивации труда и др.

Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, выступающих от имени наемных работников, представляющих и защищающих их интересы. Это – профессиональные союзы. Профсоюзы – добровольные массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. В Трудовом кодексе Российской Федерации декларируется принцип профсоюзного плюрализма, согласно которому количество профсоюзов, представляющих интересы работников отрасли или предприятия, не ограничено. Возможны и другие организационные формы объединения наемных работников;

Работодатель согласно международной классификации статуса занятости – это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для осуществления трудового процесса одного или нескольких работников. Обычно в мировой практике он называется собственником средств производства. Но в практике российских социально-трудовых отношений работодателем также является и руководитель в государственном секторе экономики, который нанимает наемных работников по договору (директор государственного предприятия), хотя он сам является наемным работником и не владеет средствами производства;

Государство как субъект социально-трудовых отношений выполняет функции законодателя, защитника прав, работодателя, арбитра и др. Мера реализации каждой из этих функций определяются историческими, политическими условиями развития государства.

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 Производственное поведение

Производственное поведение - это широкий круг экономических действий, связанных с комбинированием и преобразованием экономических ресурсов с целью получения прибыли. То есть производственное поведение есть конкретная реализация функции максимизации выгоды (прибыли, дохода), не важно в какой форме она проявляется. В этой связи о производственном поведении говорят, имея в виду институциональные субъекты( фирмы, предприятия), ассоциативные субъекты( товарищества, акционерные общества, корпорации), а также индивидуальных субъектов (хозяев предприятий, наемных менеджеров, работников).

С социологической точки зрения производственное поведение может рассматриваться в различных аспектах:

Как максимизирующие действия коллективных экономических акторов в их взаимодействии с социокультурной и институциональной средой:

  • Как организационное поведение
  • Как управление факторами производства
  • Как трудовое поведение индивидов
  • Как система взаимодействия работодателей с наемными работниками и т.д.
  • Как система взаимодействия хозяев и менеджеров производства

Весьма усложняется процесс рассмотрения производственного поведения и «заложенных» в нем (рационально и грандиозно) принципов максимизации при выделении двух важнейших аспектов его реализации.

Первый аспект касается объединения человеческих ресурсов, проявляется в функционировании институциональных механизмов их интеграции. Второй аспект касается специфики профессиональных действий множества людей, включенных по различным причинам в производственный процесс и реализующих множество программ и моделей трудового поведения. Трудовое поведение — это специализированная профессиональная активность, связанная преимущественно с использованием и применением исходных ресурсов (факторов производства), преобразующихся, трансформирующихся в конечные или промежуточные продукты. Однако, реализуя эти функции, значительное большинство занятых имеют весьма смутное, а часто вообще не имеют никакого представления о том, кто, каким образом, какими средствами и в какой степени обеспечивает целостность и конечную эффективность (прибыльность) производственного процесса. Следовательно, их ареал экономических интересов в основном концентрируется вокруг функций, заданных тем рабочим местом, которые они занимают.

Производственное поведение не обязательно связано с предложением осязаемых благ, но именно всего спектра экономических ценностей, которые могут быть предметом спроса. S-том же производственного поведения является любое предприятие (фирма, организация), которые выступает в качестве продуцента каких-либо экономических ценностей.

 

                        

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сущность и основные направления социальной политики

 

 

 Социальная политика — система мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Ее определяют и как деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан. 
   Основными задачами социальной политики являются: 
   •  повышение благосостояния; 
   •  улучшение условий труда и жизни людей; 
   •  осуществление принципа социальной справедливости. 
   Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества. 
   В литературе выделяют следующие задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества: 
   1)  социальная защита человека и его основных социально-экономических прав; 
   2)  обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом; 
   3)  поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества; 
   4)  развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация); 
   5)  формирование экономических стимулов участия в общественном производстве; 
   6)  создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде. 
   Слово “социальный” характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса. 
   Однако рынок не может обеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его социально уязвимым слоям. Такую задачу выполняет государство, проявляя заботу о благосостоянии всех граждан общества. 
   В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Что касается результатов экономического роста, то по мере его ускорения создаются благоприятные социальные условия для граждан, происходит рост их благосостояния, создаются стимулы к эффективной экономической деятельности. В то же время чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. 
   Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности: 
   1)  социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала; 
   2)  региональная социальная политика применительно к регионам; 
   3)  государственная социальная политика; 
   4)  межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости групп стран. 
   Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика вступила в инновационную стадию развития. Ее отличительные особенности: высокая наукоемкость производства, непрерывный инновационный процесс, требующий нового уровня профессионализма человеческого ресурса. 
   Теоретическое осмысление эти процессы получили в концепции “развития человеческих ресурсов”. Основные положения этой концепции: 
   •  ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу; 
   •  непрерывность процесса обогащения знаний и роста квалификации; 
   •  гибкость организации труда; 
   •  демократизация систем экономической власти; 
   •  партнерские отношения между участниками производства. 
   Данная концепция легла в основу так называемой теории человеческого капитала. 
   Социальная политика — это не чисто экономическая проблема. Она включает в себя и экономические механизмы реализации этой политики. К последним в первую очередь относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения. 
   Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества.

Информация о работе Характер социально-трудовых отношений и их влияние на экономическое поведение