Шпаргалка по "Истории социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на экзаменационные вопросы по социологии

Вложенные файлы: 1 файл

1 семестр. ответы.docx

— 91.54 Кб (Скачать файл)

Эти идеи стали базовыми для фашизма и нацизма.

Б – ШАРЛЬ ЛЕТУРНО.

Нет существенной разницы  между человеком и остальным  живым миром. «Человек – животное, находящееся на более высокой  ступени развития, чем другие животные, живущие на земле». РАСЫ возникли в  зависимости от степени несовершенства организма человека на земле - черная, желтая и белая расы. Черный –  самый низший человек.

В – ОТТО АММОН.

Нахождение особых параметров относительно той или иной расы (величина головного указателя – отношение  ширины лба к его длине). Самая  высшая раса – нордическая.

Г – ХАУСТОН ЧЕМБЕРЛЕН.

Создание «тевтонской  культуры», базирующейся на превосходстве  арийцев над не-арийцами. Он- «Пророк 3 Рейха».

Расово-антропологическое  направление в социологии нельзя определить как научно-подлинное, так  как в нем абсолютизируются расовые  и этнические предрассудки, пропагандируются социальные мифы, имеющие тенденциозно-идеологический характер. У этой школы мало сторонников.

21. Социальный  дарвинизм.

Социальный дарвинизм  – это направление в социологии, провозгласившее в качестве определяющих факторов общественной жизни принципы естественного отбора и биологической  эволюции и рассматривающее их как  принципы социального отбора и социальной эволюции.  
Наиболее общий признак социального дарвинизма – это рассмотрение социальной жизни как арены непрерывной и повсеместной борьбы, конфликтов, столкновений между индивидами, группами, обществами, а также между социальными движениями, институтами, обычаями, нравами, социальными и культурными типами и т.д.

Эволюция человеческого  общества происходит точно так же, как эволюция в природе, — путем  необузданной конкуренции и выживания  наиболее приспособленных. Исходя из этого, жесточайшая конкуренция в капиталистическом обществе конца XIX века и порожденное ею колоссальное социальное неравенство воспринимались как «естественное» состояние этого общества. 
Социальным конфликтам приписывают статус естественности (в природе – внутривидовая и межвидовая борьба).

Представители – Гумплович, Ратценхоффер, Смолл, Самнер.

В целом, ключевые понятия  теории биологической эволюции - такие, как естественный отбор, борьба за существование, выживание сильнейшего – стали  характерными для всей социальной науки 2 половины 19в. Поэтому социальный дарвинизм выступил как определенная парадигма, проникшая в разные направления социальной мысли.

А - Гумплович.

Социология – наука, изучающая  социальные группы и отношения между  ними. Основное состояние отношений  между группами – непрерывная  и беспощадная борьба: она является главным фактором их социальной жизни. Стремление подчинения одной социальной группы другой – стремление к господству + стремление к удовлетворению материальных потребностей => Борьба – групповая, интересы – индивидуальные. Аналогия с живой природой – помогает лишь доходчиво понять общественные процессы. Индивид – результат группового взаимодействия. Группы: простые (примитивные человеческие сообщества – орды, племена, роды) и сложные (структурны и функциональны – сословия, государства, классы).

Расы – нации (народы), находящиеся в состоянии биосоциального неравенства => Расовая борьба.

Б – Ратценхоффер.

Закономерности в обществе, как в органической природе. Центр  его интереса – социальная группа. Основные соц. явления – борьба за существование и расовая расчлененность общества. Интерес движет поведением групп и индивидов => конфликты  м\у группами и людьми – конфликты интересов. Классификация интересов - 5 типов:

1) прокреативные, стимулирующие деятельность по продолжению рода;

2) физиологические, реализующиеся в питании;

3) индивидуальные, в которых воплощается стремление к самоутверждению;

4) социальные, выражающиеся в стремлении к родственным и групповым связям;

5) трансцендентные, означающие  связь с религией.

В – Смолл.

Интерес – неудовлетворенная  способность. 6 классов: пища и сексуальные  отношения, богатство, связи между  людьми, знания и наука, наслаждение  эстетическим, правота. Конфликт интересов => конфликт между людьми из-за удовлетворения собственных интересов за счет других индивидов.

Главное – переход от социального конфликта к социальному  согласию. Все проявления связаны  с психическими проявлениями личности.

Г – Самнер.

Нравы и обычаи – способ сознания и поведения людей, как  образ жизни людей. Способы деятельности людей, вырабатывающиеся для удовлетворения потребностей, постепенно превращаются в повседневные, привычные. Объект социологии – группа. Общество – совокупность соревнующихся групп. В центре этой борьбы – каждый конкретный индивид, который связан с группой => обществом.

22. Антропосоциология. Жорж Ваше де Ляпуж.

Основная идея де Лапужа лучше всего отражена в двух его основных сочинениях: «Социальная селекция"(1896) и "Ариец и его социальная роль" (1899).

Лапуж разделил европейцев на три главные расы: homo europaeus — длинноголовая, светло-русая и высокорослая раса; homo alpinus — короткоголовая, темная по цвету волос и глаз и малорослая раса; homo mediterranaeus — длинноголовая, черноволосая раса.

homo europaeus — раса, в психологическом отношении отличающаяся тщеславием, энергией, умом, идеализмом. Homo alpinus – консервативная, осторожная и малогениальная раса, а homo mediterranaeus морально стоит ещё ниже. «Длинноголовые блондины исполняют функции мозга и нервов в общественном организме, а короткоголовые и их метисы играют роль мышц и костей. Тысяча брахицефалов не стоит тысячи долихоцефалов», — такова сердцевина концепции Лапужа. Абсолютно новым в ней было также и то, что Лапуж низвел человека с постамента любимого творения Бога и подчинил его биологическим законам, единым для всего живого. Поэтому его сочинение об «Арийце» начинается словами: «Эта книга является монографией о homo europaeus, то есть о том виде, которому давали различные названия светловолосой долихоцефальной расы, германской или арийской. Я повсюду буду обозначать ее научным термином, данным Линнеем. Это наиболее надежное средство, чтобы напоминать постоянно читателю о том, что существо, о котором идет речь, не является неким совершенно особым животным, но входит в общую систему природы и подчиняется общим биологическим законам. Произвольное в человеческих делах существует лишь в воображении мистиков, тогда как дарвинистская политическая наука или антропосоциология стремится как раз к тому, чтобы заменить конкретными понятиями метафизические и мистические концепции философской социологии». Лапуж приписывал белокурой долихоцефальной расе образование высших классов в Египте, Халдее, Ассирии, Персии и Индии, так же как и большое влияние на всю греко-римскую цивилизацию. «Действительно, на памятниках Египта, Халдеи и Ассирии, все высокопоставленные лица изображены белокурыми, голубоглазыми и высокорослыми. Тип героев Греции, несомненно, был таков же. Боги и герои Гомера всегда блондины высокого роста и со светлыми глазами».

Все походы, борьба за идею, движения крестоносцев и инквизиция уничтожили самых энергичных представителей длинноголового типа, и когда они  гибли, короткоголовые брюнеты берегли  свои силы и побеждали при помощи пассивного выжидания.

Великая французская революция, во главе которой по преимуществу стояли блондины, лишь узаконила антропологический  факт: плоды инициативы длинноголовых  блондинов достаются безынициативным  короткоголовым брюнетам. Антропологический  результат войн Наполеона — снижение среднего роста мужского населения  Франции на 10 см., и его резкое потемнение. Политическое ничтожество  Франции конца XIX века, по Лапужу, также есть следствие засилья короткоголовых брюнетов.

Была создана шкала  биологической ценности рас. Культурные достижения каждой из них отныне являются универсальным мерилом, позволяющим  без труда по процентному соотношению  исходных биологических компонентов  прогнозировать социальную активность того или иного общественного  организма.

Приняв во внимание новую  трактовку истории, Жорж Ваше де Лапуж сформулировал свои знаменитые одиннадцать антропосоциологических законов:

1. Закон распределения  богатств: в странах со смешанным  населением homo europaeus – homo alpinus богатство возрастает в отношении, обратно пропорциональном головному указателю.

2. Закон высот: в местностях, где существуют совместно homo europaeus и homo alpinus, первый локализуется на более низких местах.

3. Закон распределения  городов: важные города почти  исключительно локализованы в  долихоцефальных областях или  в наименее брахицефальных частях  брахицефальных областей.

4. Закон городского головного  указателя: головной указатель  городского населения ниже, чем  сельского населения.

5. Закон эмиграции: среди  населения, начавшего диссоциироваться (разъединяться, разделяться) перед перемещением, эмигрирует наименее брахицефальный элемент.

6. Закон браков на новых  местах: менее брахицефальные элементы  особенно склонны к бракам  вне своей страны.

7. Закон концентрации  долихоцефалов: мигрирующие элементы  привлекаются центрами долихоцефалии,  которые все больше обогащаются  долихоцефалами. Закон этот может  формулироваться и так: в областях, где существует брахицефальный  тип, он стремится локализоваться  в деревнях, а долихоцефальный  тип – в городах.

8. Закон городской элиминации (исключения): городская жизнь производит  отбор в пользу долихоцефальных  элементов и разрушает, или  элиминирует (исключает) наиболее  брахицефальные элементы.

9. Закон стратификации:  головной указатель в одной  и той же местности распространяется, уменьшаясь от низших классов  к высшим. Средняя высота роста и количество высокорослых возрастают от низших классов к высшим.

10. Закон интеллигентов:  череп интеллигентов более развит  во всех направлениях, и особенно  в ширину.

11. Закон увеличения указателя:  начиная с доисторических времен, головной указатель везде и  непрестанно увеличивается.

Список законов Лапуж заканчивает рядом замечаний, суммированных следующим образом: «Как ни удивительны эти законы, мы еще только в начале открытий. Остается еще много других, о которых еще и не подозревают. Ясна необходимость полного антропологического кадастра в каждом государстве, и если он будет произведен надлежащим образом, то даст политические результаты, важность которых едва может быть предвидена».

23. Инстинктивизм. Уильям Мак-Дугалл.

В качестве основной движущей силы поведения индивида Мак-Дугалл рассматривал неосознаваемые инстинкты, стремления, импульсы.

Инстинкт – врожденное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида обращать внимание на определенные объекты и  испытывать при этом эмоциональное  возбуждение, действовать по отношению  к этим объектам определенным образом  или, по крайней мере, ощущать импульс  к такому действию. Инстинкты –  наследственно обусловленные каналы разрядки нервной энергии, непосредственно  определяющие поведение человека. Инстинкты  здесь – первичны. С ними связаны эмоции – например, родительский инстинкт (эмоции нежности), бегства (самосохранение), драчливости (страх и гнев), любопытство (удивление). Итого – 18 базовых инстинктов.

Инстинкт стадности –  эмоции принадлежности. Он удерживает людей в совместной жизни и  деятельности, является основой для  многих социальных процессов (войн, развития производства) и институтов (семьи, торговли и др.). Проявление его –  в совместном проведении свободного времени, в росте городов, в возникновении  семьи, в массовых сборищах, демонстрациях, толпах и др.

Простые эмоции объединяются в сложные группы => возникают чувства.

Любое общественное явление, социальный процесс опирается на инстинкт. Войны – следствие инстинкта  драчливости, религия – результат  инстинктов самоуничтожения, любопытства  и эмоционального возбуждения, капиталистическое  общество и рост богатства – инстинкты  скупости и стяжательства.

24. Психология  народов. Вильгельм Вундт.

Основной движущей силой  исторического процесса является народ, этнос, который характеризуется  активным началом в виде «народного духа», проявляющегося в культуре, религии, языке, мифах, обычаях, нравах. Этот «народный  дух» определяет индивидуальное сознание, психику людей, являющихся представителями  данного народа (этноса). На основании  анализа народного духа допустимо  нарисовать определенный социально-психологический  портрет данного этноса, который  будет включать его мифологию, народные обычаи, национальную культуру и таким  образом может подлежать конкретному  исследованию.

Работа «Психология народов». Вундт рассматривал психические  процессы в тесной связи с физическими, полагая, что они составляют 2 стороны одного реального бытия, которое извне проявляется как тело, а изнутри – как душа.

«Психология народов –  самостоятельная наука наряду с  индивидуальной психологией». Психология народов – синтез индивидуальных сознаний.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории социологии"