Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:01, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по социологии
Психология народов охватывает 3 большие области и 3 основные проблемы, требующие специального психологического исследования – язык, мифы, обычаи, которые представляют собой «общие духовные явления, настолько тесно сросшиеся друг с другом, что одно из них немыслимо без другого».
Задачи психологии народов: исследования ИХ взаимодействия и стремление психологически познать сущность духа народа и открыть законы, по которым протекает его духовная деятельность.
Язык, мифы и обычаи –
есть непосредственный продукт творчества
духа народа, они представляют сам
этот дух в его относительно еще
не затронутом индивидуальными влияниями
отдельных процессов
«Язык содержит в себе общую
форму живущих в духе народа представлений
и законы их связи. Мифы таят в себе
первоначальное содержание этих представлений
в их обусловленности чувствованиями
и влечениями. Обычаи – возникшие
из этих представлений и влечений
общие направления воли». Эти
элементы связывают индивидов
«Эволюция мифологических представлений дает образец для анализа созданий индивидуальной фантазии, и история обычаев освещает развитие индивидуальных мотивов воли».
25. Теория подражания. Жан Габриель Тард.
3 основных типа социальных
процессов: подражание, противоположение
и приспособление. Подражание –
самый главный социальный
Подражание – основной объяснительный принцип всей жизни: как индивидуальной, так и общественной. Подражание – постоянное, всемирное социальное явление. Продукт подражания – рост государства, экономическое развитие, язык, религия и другие процессы социального мира. Все акты человеческой жизни совершаются как следствие подражания. Последователи делили его на взаимное подражание, подражание обычаям и образцам и подражание идеалу.
Общество – это продукт взаимодействие индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний и намерений.
Толпа = публика = духовная, интеллектуальная общность. Личность получает возможность самовыражения.
26. Психология народов и масс. Гюстав Лебонн.
Работа «Психология толп».
В толпе человек теряет индивидуальное мышление.
Виды ТОЛПЫ: однородная (классы, касты, секты) и разнородная (парламентские собрания, уличная толпа).
Толпа – это разрушительная и рациональная бессознательная сила, и поведением толпы управляет «закон духовного единства толпы».
Черты толпы:
1. Зараженность общей идеей.
2. Сознание неопределенности собственной силы.
3. Утрата чувства
4. Нетерпимость.
5. Восприимчивость к внушению.
6. Предрасположенность к импульсным действиям.
7. Готовность к бездумному следованию за лидером.
8. Неспособность обдумывать.
9. Отсутствие рассуждения и критики.
Происходит деперсонализация (расстройство самосознания, чувство изменения своего «Я») и деиндивидуализация (люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой) => «Закон духовного единства в толпе».
2- Расовые проблемы.
Коллективная душа.
Раса (нация, народ) – определенные моральные и интеллектуальные психологические способности, составляющие то, что называют национальным характером.
Душа – то бессознательное, что толкает на действия. Душа расы управляет всей эволюцией народа, душа толпы – ее поведением.
4 группы рас:
- Первобытные (те, которые
остановились на эпохе
- Низшие (чернокожие, так как существуют только зачатки цивилизации)
- Средние (китайцы, японцы, семитские народы; создали высший тип цивилизации)
- Высшие (только индоевропейские;
способность к великим
Черты – настойчивость, энергия, способность владеть собой, нравственность.
Фундамент социальной революции – не разум, а эмоциональная сфера психической жизни (чувства и верования). «Психологические черты рас обладают большой устойчивостью, и из этих черт вытекает история народов».
27. Психические факторы цивилизации. Л. Уорд.
Работа «Психические факторы
цивилизации» - Уорд пытается раскрыть
психологические причины
Т. К. действия людей осуществляются в
их взаимном общении, они являются социальными
действиями. Действующий в обществе человек
выступает как социальное существо =>
Проблема законов и принципов социальных
действий людей. Эти законы выступают
как законы социальной деятельности людей
и человеческой эволюции. Они осуществляются
под влиянием психологических сил – человеческих
желаний и воли, которые Уорд называет
основными психическими факторами цивилизации.
Сознательное воздействие на них позволяет
придать развитию общества социально
направленный характер, совершенствовать
его в интересах большинства людей.
28. Коллективное сознание рода. Франклин Гиддингс.
Ввел понятие «сознание
рода» - чувство тождества, испытываемое
одними людьми по отношению к другим.
«Первичный элементарный субъективный
факт в обществе есть сознание рода.
Под этими словами
+ Общество есть психическое
явление, обусловленное
В обществе есть 2 основных типа сил: «волевой процесс» и силы «искусственного отбора как сознательного выбора». Социальные силы – влияние на индивида группы или общества => Достижение групповых целей любого характера (пример – общественное мнение и законодательство) => Социальный процесс – это взаимодействие сознательных мотивов, волевой ассоциации и физических сил.
В общественном развитии действуют
2 силы – сознательная и бессознательная
=> главные факторы эволюции –
объективно-природные и
Сознание рода, подобно коллективному разуму, управляет и создает стабильность в обществе. Все действия индивида мотивированы сознанием рода, а любой социальный конфликт можно рассматривать через призму рода.
29. Общность и общество. Фердинанд Тённис.
Социология изучает различные формы социальных связей между индивидами (связанность людей). Т. е. происходит исследование взаимозависимости и взаимодействия людей. Например, обмен – простейший случай социальной связанности. «Если всякую взаимную деятельность понимать как обмен, то очевидно, что любая совместная жизнь также есть беспрерывный обмен взаимной деятельностью и взаимным содействием».
2 типа связей и 2 типа общества: общинные (общностные) и общественные.
1. Общностные связи
2. Общественный связи
– присущи характеристики
тот тип отношений свойственен капиталистическим обществам. Общественные отношения имеют вещную природу и строятся в рамках принципов и структур рациональности. В обществе превалируют расчетливый разум, механические рациональные отношения. Общество – это совокупность неформальных групп.
30. Эволюция морали. Эдвард Вестермарк.
Анализируя мораль в целом, Вестермарк пришел к выводу, что все человеческие отношения определяются моральными импульсами, суждениями и правилами, вытекающими из базовых инстинктов и эмоций, созданных наследственностью, В частности, центральное место в его системе занимает чувство симпатии, чувства одобрения и неодобрения как конкретные акты, переживаемые в терминах симпатии. К числу первично значимых чувств он относит также благодарность и обиду. Для человека как вида они имеют ценность как значимые для биологического выживания. Сами по себе они неморальны, но они становятся моральными по мере того, как общество постепенно признает и санкционирует типы поведения, к которым они относятся. Тем самым они приобретают качества всеобщности, объективности, безличности.
Моральные идеи, лежащие в основании всех социальных институтов, вводят в жизнь и регулируют определенные типы поведения. В конечном счете они основываются на фундаментальных инстинктивных предрасположенностях человека, соответствующих эмоциях одобрения и неодобрения, благодарности и обиды и его способности и симпатии. Возникновение и формирование моральных идей (или санкций) — это в действительности процесс институализации. Институализация как установление общественного порядка, как создание системы морали есть в действительности и по существу моральный процесс.
31. Эволюция и цель. Леонард Хобхауз.
32. Буржуа и капитализм. Вернер Зомбарт.
Капиталистическая цивилизация – не промежуточный исторический этап, а феномен.
Страсть к богатству и наживе присуща большинству людей всех времен и народов. Буржуазные натуры наличествуют в любой человеческой популяции. Требуется провокация для активации буржуазного духа. Зомбарт пришел к выводу, что семя буржуазности в человеческом обществе заложено самой природой – ее либо нет, либо она есть. Так же, как и другие инстинкты, буржуазность передается по наследству. И ничто не способно вбить ее в человеческую особь. Корни теории – развитие капиталистических идей в зависимости от инстинктов человека к обеспечению себя достатком => безбедное существование.
Книга «Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека».
1 - Развитие капиталистического духа в истории человечества.
Буржуазная натура складывается из предпринимательского инстинкта (активное начало) и мещанских добродетелей (пассивное начало). Буржуазным натурам противостоят эротические натуры, которые всячески сопротивляются капиталистическому укладу жизни.
Возникновение капитализма:
капиталистический
Предпринимательский дух – из жажды денег и предприимчивости (насилие, героизм, авантюризм, страсть к приключениям).
Мещанский дух – склонность
к рационализации, умеренности, трудолюбию,
благоразумию, деловитости.
Существо предпринимательского духа связано
с типами завоевателя, организатора и
торговца. Существует 6 типов: разбойники,
феодалы, государственные чиновники, спекулянты,
купцы, ремесленники. Носители буржуазного
духа наконец учредили капитализм (на
бирже). Голландия, 16 век – первая финансовая
пирамида, тюльпанная горячка => выявление
носителей буржуазного духа => капиталистическое
предпринимательство.