Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:53, шпаргалка
1. Понятие семейного права как отрасли права
2. Предмет и метод семейного права. Соотношение семейного и гражданского законодательства
3. Принципы семейного права
4. Семейное законодательство Российской империи
5. Основные моменты развития семейного законодательства России с 1917 года по настоящее время
6. Юридические факты в семейном праве
7. Понятие семьи. Родство и свойство, их юридическое значение
Деятельность других, кроме
органов опеки и
В соответствии со ст. 122 СК РФ должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства
в течение трех дней со дня получения
таких сведений обязан провести обследование
условий жизни ребенка и при
установлении факта отсутствия попечения
его родителей или его
Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.
Орган опеки и попечительства
в течение месяца со дня поступления
соответствующих сведений, обеспечивает
устройство ребенка и при невозможности
передать ребенка на воспитание в
семью направляет сведения о таком
ребенке по истечении указанного
срока в соответствующий орган
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации для учета в
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), - совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
региональный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, содержащая документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях;
федеральный банк данных о детях - часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях;
Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется указанным законом.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
При усыновлении усыновитель принимает на себя по отношению к ребенку, который не является его сыном или дочерью, все те обязанности, которые законом возложены на его родителей, и приобретает все права, которыми пользуется родитель.
Усыновление следует рассматривать как правоустанавливающий юридический факт, поскольку в результате усыновления возникает новая правовая связь между усыновителем и усыновленным. Вместе с тем, поскольку в результате усыновления одновременно прекращается правовая связь усыновленного с его кровными родителями и его другими родственниками, то такой факт можно одновременно считать и правопрекращающим.
Основная цель усыновления
заключается в том, чтобы восстановить
нормальную семейную жизнь у тех
детей, которые не имеют родителей
вообще либо их родители не в состоянии
воспитывать должным образом
по тем или иным причинам. Не будь
усыновления, единственным способом воспитания
потерявших родителей детей была
бы передача детей в детские
Вместе с тем следует
учитывать то обстоятельство, что
усыновление одновременно отвечает
и интересам самих
СК РФ устанавливает границы, в пределах которых осуществляется усыновление, а также условия усыновления. Как следует из ст. 124 СК РФ, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах.
Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Закон запрещает посредническую деятельность по усыновлению детей, то есть любую деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей.
Однако не является посреднической деятельностью деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности.
Дети могут быть переданы
на усыновление гражданам
Закон предусматривает обязательное личное участие лиц, желающих усыновить ребенка, в судебном процессе по усыновлению. Вместе с тем они могут иметь своего представителя в таком процессе, а также пользоваться услугами переводчика.
Норма закона о том, что
усыновление допускается только
в отношении
Закон не рассматривает понятия "интересов ребенка". Как известно, на практике это понятие сводится лишь к материальной стороне дела. Однако, поскольку как для самого усыновления, так и для его отмены предусмотрен судебный порядок, то очевидно предполагается, что в каждом конкретном случае суд будет исходить из обстоятельств дела.
Закон допускает усыновление братьев и сестер разными лицами, если такое усыновление отвечает интересам детей. Примером такого усыновления могут служить случаи. Когда один ребенок при разводе остался с отцом, а другой - с матерью. При повторном браке бывших супругов каждый ребенок может быть усыновлен разными людьми, если суд решит, что такое усыновление в их интересах.
СК РФ окончательно решил вопросы, связанные с так называемым "международным усыновлением" или, другими словами, усыновления иностранными гражданами и лицами без гражданства российских детей. Такое усыновление возможно только в том случае, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей, независимо от гражданства и места жительства этих родственников. При усыновлении ребенка супругами, имеющими различное гражданство, должны быть соблюдены требования законодательства обоих государств при условии, что Российская Федерация связана с ними соответствующими международными договорами. В случае отсутствия международно-правовых отношений в этой сфере между государствами усыновление не может быть осуществлено, так как отсутствуют гарантии соблюдения прав и законных интересов усыновляемого ребенка.
Как следует из п. 1 ст. 125 СК,
усыновление производится судом
по заявлению лиц (лица), желающих усыновить
ребенка. Рассмотрение дел об установлении
усыновления ребенка
Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства. При этом права и обязанности как усыновителя, так и усыновленного возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.
Усыновителями могут быть только совершеннолетние граждане, способные надлежащим образом выполнять свои родительские функции. Исходя из этого, СК РФ исключает из числа возможных усыновителей лиц, признанных недееспособными, ограниченно дееспособными, лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.
Определенные требования
предъявляются к состоянию
Ребенок может быть усыновлен одним лицом, мужчиной или женщиной либо двумя лицами разного пола, состоящими в браке (в противном случае усыновление не допускается).
Усыновителями могут быть
лица, состоящие в родстве с
ребенком (например, дядя, тетя, дедушка,
бабушка) или не являющиеся ему родственниками.
Если супруги-усыновители
Действующее законодательство
предусматривает разницу в
Для усыновления требуется волеизъявление определенных указанных в законе лиц. Волеизъявление самого усыновителя должно быть выражено в виде письменно оформленного заявления с просьбой произвести усыновление. Что касается других лиц, то с их стороны достаточно только согласия на усыновление. Прежде всего, требуется согласие родителей на усыновление.
Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.