Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Социология".
40.Факторы, влияющие на стабильность и продолжительность брака. Факторы успешного брака кратко обозначены в работе известного американского профессора психологии Дж. Майерса «Социальная психология». Итак, люди обычно остаются в браке, по мнению Майерса, если они: 1. Стали супругами не моложе 20 лет. 2. Оба выросли в стабильном доме с двумя родителями. Здесь идет речь о жизненных сценариях, усвоенных как женихом, так и невестой. Если у одного из них семья неполная, то велика вероятность того, что семейный сценарий либо не сложился, либо «дал брешь», как например при разводе родителей ребенка, находящегося в подростковом возрасте. Другой случай, если один из родителей неумерен в тяге к спиртному, да еще и поднимает руку на остальных членов семьи, - в этом случае такой дом не может считаться стабильным, хотя такие пары порой живут друг с другом всю жизнь. 3. Встречались в течение длительного периода до женитьбы. К сожалению, счастливые браки, заключенные через несколько месяцев после знакомства - скорее исключение. В начале знакомства люди ослеплены любовью-страстью, а она схожа с «розовыми очками». Они видят только хорошее в партнере, причем половину этого хорошего выдумывают сами. Если пара заключает брак, поддавшись любви-страсти, то период охлаждения приходится на первый год такого брака. Охлаждение несомненно наступает и быстро, так как в браке появляется сразу много обязательств бытового и материального плана, которых не было в романтических отношениях. Влюбленные, парившие высоко в небесах, больно падают на грешную землю, где голодный муж требует есть (причем как минимум трижды в день), а жене вечно не хватает денег. «Чем выше летаешь, тем больнее падать», - гласит пословица, поэтому лучше, чтобы более спокойная фаза отношений наступила до брака. Она характеризуется тем, что люди видят недостатки своего партнера, которые, впрочем не собираются исправлять, ценят достоинства, а также признают и принимают жизненные цели, принципы, привычки друг друга. 4. Хорошо обеспечены, имеют хорошую работу и стабильный доход. Это к вопросу о бедных студентах. Невозможность обеспечить семью собственным заработком нередко становится краеугольным камнем в семейных отношениях. Во-первых, часто родители молодых изначально против такого брака, полагая (и довольно справедливо!), что брак - это обязательства, а их надо выполнять. Во-вторых, молодые, привыкшие к определенному уровню достатка в родительской семье, будучи отпущенными в «свободное плавание» получают «шок от реальности», когда обнаруживают, что продукты не растут в холодильнике. 5. Живут в маленьком городке или на ферме. Да, действительно, жители крупных городов разводятся чаще жителей небольших населенных пунктов. Это объясняется тем, что в маленьких городках или деревнях гораздо более тесные связи между жителями («все всех знают»), часто существуют так называемые «старейшины», следящие за нравственным поведением. Также там меньше стрессогенных факторов, характерных для крупных городов. 6. Не имели сожителя и не забеременели до брака. Брак буде крепче, если супруги считают эти отношения самыми важными в своей жизни. Если у же у них была в прошлом значимая связь, закончившаяся разрывом, нужно убедиться, что она завершена. Расставание произошло давно, после чего люди уже не встречались, а негативное влияние на следующие отношения сохраняется: подсознательно человек ждет такой же гадости от нового партнера. Это называется незавершенными отношениями. Еще один негативный фактор - беременность невесты. Нередка ситуация, когда люди давно вместе, им в общем-то хорошо друг с другом, но отношениям перестало хватать живости. В этом случае беременность может стать началом нового уровня отношений, и такой брак имеет все шансы стать счастливым. Если же беременность «настигла» партнеров недавно знакомых, рассчитывавших лишь на необременительный роман, то заключенный брак потребует от супругов больше сил и терпения для его сохранения. 7. Верующие. Практически все религиозные течения исповедуют чистоту до брака, верность и терпимость супругов по отношению друг к другу, что без сомнения семье лишь на пользу. Но это является укрепляющим фактором лишь в случае, когда супруги одной веры, и эта вера глубока. 8. Одного возраста, вероисповедания и образования. Партнеры должны быть близкими по возрасту, то есть как минимум принадлежать к одному поколению, так как в браках по принципу «он ей в сыновья /отцы годится» у партнеров зачастую обнаруживаются психологические барьеры, мешающие создать полноценную семью с человеком того же возраста. Это, например, желание повысить свою самооценку и подчинить себе партнера: «я старше, значит я умнее (что может быть совершенно не так!), значит, ты должна меня слушаться". У обоих партнеров должен быть одинаковый образовательный уровень, который может быть отражением близких жизненных целей, уровня общих знаний, похожих воспоминаний (например, студенческие вечеринки) и т.д. И снова здесь встает вопрос самооценки и относительного «неравенства»: если один из партнеров имеет университетское образование, а другой еле закончил 11 классов, то для первого всегда будет оставаться соблазн встать в доминирующую позицию. Для создания семьи также важен фактор вероисповедания. Первый вопрос, который возникает при подготовке к свадьбе, например католички и иудея, - в какую церковь идти венчаться? При этом родители католички не хотят идти в синагогу, у иудея - в католический храм. После свадьбы, особенно в случае, если у обоих супругов вера сильна, начинаются споры, о том, чья вера лучше. Затем появляются дети - чьей веры они будут? В этой ситуации возможны два «хороших» выхода: либо жена переходит в веру мужа, и дает детям следовать за отцом, либо оба супруга отказываются каждый от своей веры, продолжая верить в Бога и воздавать ему на более высоком уровне.
41. Психологическая особенность фаз брачно-семейных отношений. Психологические задачи в браке: 1. Отделить себя эмоционально от семьи своего детства с тем, чтобы можно было в полной мере вложить силы и чувства в свой семейный союз, но, в то же время, переоценить возможные точки соприкосновения с обеими родительскими семьями. Во вторых браках в эту задачу входит сопротивление привязанностям к прошлым партнерам, равно как и избавление от призраков первого брака. 2. Данная задача близко связана с первой задачей - это задача создания общности, основанной на взаимной идентификации, разделяемой близости и широком сознании, относящимся к обоим партнерам, одновременно с этим - установление границ, защищающих автономию каждого партнера. Центральной проблемой современного брака является постоянная напряженность при сохранении баланса между общностью и автономией партнеров. 3. Создание полноценных и приносящих радость сексуальных отношений и защита их от вторжений со стороны обязательств, связанных с выполнением домашних и иных работ. 4. Объединение усилий, связанных с пугающими обязательствами в связи с рождением ребенка, способность "держать удар" при драматическом появлении малыша в семье, при этом защита прав личности и близости супружеской пары. 5. Умение противостоять и побеждать неизбежные кризисы жизни, поддерживать мощь семейных уз перед лицом неблагоприятных обстоятельств. 6. Создание безопасного пространства внутри семьи для выражения и разрешения разногласий, гнева и конфликтов. 7. Использование смеха и юмора при выяснении истинного положения вещей, а также чтобы избежать скуки и отчуждения. 8. Обеспечение условий ухода и комфорта в отношении партнера, а также удовлетворение постоянной потребности партнера в получении эмоциональной и иных типов поддержки. 9. Последняя задача, как и все другие, сопровождает семейную пару на протяжении всей жизни: сохранение романтических, идеализированных представлений о любви при встрече с отрезвляющими реальностями, встречающимися на жизненном пути.
42. Добрачный период. 1.Возраст будущей пары. Не рекомендуется вступать в брак слишком рано, так как личности еще не сформированы и впоследствии могут возникнуть проблемы. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключения. В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Всё больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 25 - 27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска». 2. Родители, как пример для подражания. Существует концепция дублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет. Вот почему психологи рекомендуют в добрачный период чаще бывать в родительской семье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга. 3. Специфика добрачного периода. Анализ специфики добрачного периода позволяет сформулировать его функции: Накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создаётся своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволяет более успешно и менее «болезненно» адаптироваться к ней; Более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейной жизни; Проектирование семейной жизни. Этот момент, как правило, не рассматривается будущими супругами или не осознаётся ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнёрами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представление о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки др. 4. Различные точки зрения на роль идеализации партнёра в добрачном периоде: 1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнёру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворённости партнёром, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учётом более реального образа партнёра приводит к распаду отношений. 2. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т.е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология). 3. Идеализация партнёра является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).
43. Стадия предродительства. Стадия предродительства – от заключения брака до рождения первенца. На стадии предродительства супруги готовятся стать родителями и сформировать семью в строгом смысле слова, ибо лишь рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену – в отца и мать. Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака. Задачи: выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада; решение вопросов главенства и установление лидерства; распределение ролей, принятие ответственности супругов за их выполнение; определение финансово-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания); организация досуга; брачно-семейная адаптация супругов как приспособление к жизни в семье; формирование семейного самосознания «Мы», выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей; установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов). От успешности решения задач формирования новой семейной системы существенным образом зависят жизнестойкость семьи и ее будущее. На смену осознанию отношения «Я и Ты» приходит осознание нового качества отношений — «Мы». Завершение «медового месяца» знаменует собой начало перестройки прежних отношений близости и интенсивности переживания чувства любви и обращение к решению всего спектра задач данной стадии. Именно тогда молодая семья особенно сенситивна к воздействию стрессоров. Нередко браки распадаются, что свидетельствует как о сложности задач данной стадии жизненного цикла семьи, так и о недостаточной психологической готовности молодых супругов к их решению, обусловленной низкой эффективностью решения задач предшествующей стадии, в частности сохранением эмоциональной, поведенческой, ценностной зависимости от родите; лей, отсутствием экономического самостоятельности молодой семьи и т.д. Серьезным моментом инициации молодых супругов к готовности к супружеской жизни является решение ими задачи установления новой системы отношений с расширенной семьей на основе автономии от семей прародителей. Особенностью российской семьи является то, что начало семейной жизни молодых супругов зачастую происходит на территории одной из родительских семей и сопровождается приходом в родительскую семью нового члена. Позиционирование членов расширенной семьи осуществляется в координатах «свой — чужой», что порождает опасность группового давления расширенной семьи на «чужака», его не «равнозначного» положения в семье. Эту ситуацию хорошо отражает значение слова «примак» в русской разговорной речи, обозначающего мужа как нового члена семьи. Примак — супруг, «принятый» в расширенную семью и в силу своего положения не обладающий полнотой и эквивалентностью прав в отличие от «коренных» членов семьи. Брачная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспособления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств симпатии, любви, дружбы и уважения друг к другу. Брачная адаптация включает: 1) адаптацию к новым брачно-семейным ролям и согласованной ролевой деятельности; 2) адаптацию к потребностям, жизненным ценностям, интересам и стилю жизни супруга; 3) адаптацию к индивидуально-типологическим особенностям, характеру и личностным качествам партнера; 4) адаптацию к профессиональной деятельности партнера; 5) сексуальную адаптацию партнеров.
44.Стадия репродуктивного родительства. Стадия репродуктивного родительства – период между рождением первого и последнего ребенка. Он может частично пересекаться (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со следующим периодом. На стадии репродуктивного родительства появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей – в зависимости от потребности семьи в детях. Эта стадия может быть короче или длиннее – в зависимости от числа рождений. И лишь в одном случае она не имеет никакой длительности, когда в семье только единственный ребенок. Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов. Задачи: изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем; формирование родительской позиции матери и отца; адаптация семейной системы к включению детей; выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация; установление новых отношений с расширенной семьей с включением для прародителей ролей бабушек и дедушек.
45. Стадия социализационного родительства. Социологи отмечают ряд кризисов, соответствующих стадиям развития семьи. Выделяется несколько стадий в развитии семьи: 1-я – стадия бездетности; 2-я – стадия репродуктивного родительства; 3-я – стадия социализационного родительства; 4-я – стадия прародительства. Каждая из этих стадий имеет свои проблемы, кризисы и качественные изменения отношений. Массовая однодетность семьи, свидетельствующая об элиминировании стадии репродуктивного родительства и преобладании "контрацептивно-абортного" родительства, привязывает семейную социализацию к этапам взросления единственного ребенка и сводит ее к монополии наставничества родителей при отсутствии социализации в группе братьев-сестер. Однодетная семья, как изначально нацеленная на быстрый развод, будет и далее способствовать такой Форме брака, которая максимально облегчает выход из брака, то есть благоприятствует фактическому браку, сожительству. Семейный цикл при сожительстве начинается с рождения первого и последнего ребенка и заканчивается при переключении хотя бы одного из супругов на другое сожительство при достижении школьного возраста ребенка. Сожительства уменьшают социализационный период кровных родителей при дополнении его "социальным родительством" сожителей. В какой мере для всего этого процесса чередования сексуальных партнеров и "умножения родителей" единственного ребенка применимо понятие "семья", можно судить по скорости девальваций семейного образа жизни, но рано или поздно наступит момент, когда от этого слова с облегчением откажутся как, может быть, от последнего реликта "патриархальщины".
46. Методика изучения совместимости потребностей супругов. Примером системной интерпретации семейного взаимодействия может служить попытка изучения потребностей супружеской пары и совместимости индивидуальных потребностей каждого из них. Английский социолог и активист просемейного движения Р. Уайтфилд весьма чдачно воспользовался пирамидой потребностей американского психолога А. Маслоу для описания удовлетворения потребностей каждого из супругов в браке. Как известно, в динамической концепции потребностей, по Маслоу, в основании пирамиды находятся базовые физиологические потребности в питье, пище, сне и т. д., которые наиболее настоятельны и неотложны, — длительное их неудовлетворение ведет к разного рода патологии и в конечном счете к смерти. Но как только они насыщаются на некоем среднем уровне, достаточном для жизнедеятельности организма человека, сразу же актуализируется второй уровень потребностей, менее настоятельных, чем первый уровень, но более настоятельный, чем все последующие уровни. По мере их удовлетворения становятся все более активными и ведущими в иерархии потребностей нужды третьего уровня — потребности в принадлежности к социальным группам, в том числе к семье и сферам обшения. В этой идеальной конструкции предполагается, что очередность насыщения и актуализации уровней именно такая, а не иная, — от элементарных нужд физиологического свойства к потребностям психофизиологическим, затем к потребности в принадлежности к человеческим объединениям и группам и, наконец, к вершинам человеческих проявлений жизни — к потребностям в самоактуализации и в самотран сценденции. Самоактуализация личности предполагает реализацию индивидуальных притязаний в социальной сфере — достижение определенного социального положения, статуса, удовлетворение потребностей в творчестве и смысле жизни. Каждый уровень представлен несколькими разновидностями конкретных потребностей, и считается, что чем больше у человека потребностей и чем дальше они отходят от физиологии, уступая место более актуальным, насущным потребностям, тем богаче жизнь человека. В реальной жизни актуальными, настоятельными могут оказаться не потребности высших этажей пирамиды, а низших, что явится характеристикой социальной сути личности. Уайтфилд переворачивает пирамиду Маслоу, помещая на самый высший уровень потребность в выходе за пределы своего Я, но не в смысле мистики и философской транс-цендентальности. Это вполне земная потребность, которую многие называют альтруизмом и которая так необходима в семейной жизни, ибо эта потребность характеризует состояние эмоциональной и моральной зрелости. Уайтфилд говорит, что самотрансценденция — это невозможность любви только к самому себе, это выход за пределы нарциссизма, это способность принять и любить других такая же, как и способность принять и любить себя. Другими словами, здесь повторяется библейская заповедь «возлюби ближнего твоего как самого себя» Взаимное удовлетворение через самотрансцендениию является истинной супружеской и семейной любовью и может схематически изображаться в виде совмещенных пирамид мужа и жены. Представлен идеальный вариант совместимости, совпадения систем потребностей супругов на общем уровне взаимного уважения и взаимной любви. Реальные варианты совмещения пирамид могут отличаться, разумеется, от идеального, и зона совместимости может ограничиваться физиологией либо безопасностью или потребностью в принадлежности друг другу, но все это будет признаком незрелой семейности, несовершенного единения отдельных Я в семейном МЫ.