Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 125.90 Кб (Скачать файл)

Наиболее крупными представителями  психологического эволюционизма являются американские социологи Лестер Уорд (1841-1913)гг. и Франклин Гиддингс (1855-1931)гг

Социальная эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут  и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические  принципы, психологические, а не биологические  механизмы общественной жизни.

Как видно, Уорд стремится объединить изучение природного и социального  в социологической науке. Соединительным звеном при этом становится человек - наполовину природное, наполовину общественное существо.

В учении Л.Уорда концепция социальных сил, действующие в коллективном состоянии человека» стала центральным звеном. Социальные силы определяют поведение человека

Первичной социальной силой оказываются  желания - голод, жажда, половые потребности. На их основе возникают вторичные - интеллект, моральные, эстетические силы - желания.

Общий вывод, который следует из рассмотрения концепции Уорда, состоит  в выявлении двух взаимосвязанных  позиций, подчеркивающих характерные  особенности его учения. Это психологическая  социология процессов и утопизм  социальных преобразований. В целом  же Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением  доказать, что социальной революции, имеющей активный характер, ведущую  роль имеет психология человека и  его воля.

 

Рассмотрим творчество американского  социолога Ф.Гиддингса. Он был первым создателем кафедры социологии (1894) в Колумбийском университете, избирался президентом Американского социологического общества (1908).

В соответствие с его идеями социология - наука, которая стремится понять общество в целом и объяснить  его посредством космических  законов и причин. Основная же особенность  социологии состоит в том, что  ее представители объясняют социальные явления посредством использования  причин психического характера.

Центральная идея Гиддингса - идея «себеподобного сознания» (родового сознания), то есть это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим.

Сознание рода и социальный разум  означает духовное единство разумных существ, что делает возможным их сознательное взаимодействие друг с  другом при сохранении индивидуальности каждого.

 

Любопытна у Гиддингса трактовка классовой структуры общества:

  1. социальный класс, состоящий из людей, активно защищающих общественный строй;
  2. «несоциальный класс», состоящий из тех, кто тяготеет к узкому индивидуализму и равнодушен к общественным делам;
  3. «псевдосоциальный» класс, состоящий из бедняков стремящихся жить за счет общества; в-четвертых, «антисоциальный класс», куда входят инстинктивные или привычные преступники, у которых сознание рода почти исчезло и которые ненавидят общество и его институты.

Подводя краткий итог, следует отметить, что влияние работ Гиддингса на развитие социологической мысли не было слишком значительно и сохранилось только в рамках эволюционизма.

9 вопрос

1.Эмпирическая социология

В эмпирической социологии можно  выделить две ветви: прикладную и  академическую.

Прикладная ветвь решает практические задачи. Объект академической  ветви - системное знание отдельных  областей общественной жизни.

2. Структурный функционализм

Представители этого направления Т. Парсонс, Р. К. Мертон, К. Девис, и другие возродили некоторые идеи позитивистского органицизма. Структурный функционализм сближает с позитивизмом ориентация на такие каноны научного метода, как «объективность» и «свобода от ценностей». Самой влиятельной концепцией структурного функционализма является концепция Т. Парсонса.

Внешняя ориентация связана с адаптацией и интеграцией. При наложении  осей ориентации (по схеме Т. Парсонса) возникает инвариантный набор функциональных проблем. К ним относятся: 1) адаптация, 2) целедостижение, 3) интеграция, 4) воспроизводство структуры, 5) снятие напряжение. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая система, функцию интеграции -верования, мораль, институты социализации (семья, образование) и т.д. С помощью этого набора можно описать систему на любом уровне.

Особым видом социальной системы является общество. Общество -это целостность, самодостаточность, которая обеспечивается его главными структурами, среди которых выделяются:

1)  социальные системы  (общественные институты);

2)  культурная система,  являющаяся регулятивной силой;

3)  поведенческие системы,  задающие принципы, правила;

4)личностные системы (репертуар ролей и личностная мотивация).

3. Феноменологическая социология

Философской основой феноменологической социологии стали идеи работ Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти. Основателем этого направления в социологии можно считать австрийского социолога А.Щюна.

Согласно  Э.Гуссерлю феноменология должна описывать феномены, к которым он относит данные не только чувственного опыта, но и воображения, первоначальный опыт, то, что предшествует всякому познанию, - предмет изучения всех вариантов феноменологической социологии. Цель феноменологии - выяснить смысл этого мира, который каждый из его обитателей

Феноменологическая  социология претендует на восстановление человеческой субъективности и преодоление  раскола между жизненным миром  и миром науки.

4. Символический интеракционизм

Основоположником  этой концепции является Ч. X. Кули. Он сформулировал феноменологическую точку зрения: наше отношение к  людям определяется не тем, чем они  являются на самом деле, а тем, чем  они являются в нашем представлении  о них. Идеи Ч. X. Кули о специфике  социального познания получили названия в работах Дж. Г. Мида.

Социальное  взаимодействие рассматривается по двум направлениям:

1)  анализ процесса взаимодействия  на микроуровне;

2)изучение   стабильных   символических   структур,   т.е. социодраматический подход: актер, сцена и т. д.

Это направление внесло существенный вклад в изучение процессов взаимодействия на микроуровне.

5. Этнометодология

Основатель  этого направления - Г. Гарфинкель. Предмет изучения -принятые на веру правила, регулирующие столкновения между людьми.

Конфликт  – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и  параметры входят в определение  понятия «конфликт», зависит предмет  научной дисциплины, изучающей конфликты  и связанные с ними явления.

Конфликт  в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Объектом  конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

1) социальные; 2) внутриличностные; 3) зооконфликты.

До  конца XIX в. конфликты рассматривались  лишь в самом общем виде через  призму философских категорий: противоречие, борьба, добро, зло и т.д.

Первые  попытки создать социологическую  теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась  работа английского социолога Герберта Спенсера (1820-1903) «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности  самого явления. Согласно его теории состояние противоборства, общество будет развиваться до тех пор, пока не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.

10 вопрос

17.  Развитие социологической мысли  в России в конце Х1Х- начале  ХХ века.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой  социологической науки. Испытывая  влияние со стороны различных  течений западной социологии, она  вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие  развития российского общества. В  развитии социологической мысли  в России ^следователи выделяют три  основных этапа. Первый этап - с середины XIX века до 1918 года XX века, второй - с  начала 20-х годов до сонца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных  социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление  социальной мысли получило название субъективной социологии. Цивилизация  истолковывается субъективными  социологами как сознательное историческое движение, главной движущей силой  общественного развития выступает  критически мыслящие личности, передовая  интеллигенция.

Второй этап развития социологической  имели в России характеризуется  нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической  наукой статуса социального института. В1918-1919гг.в Петроградском и Ярославском  университетах были созданы кафедры  социологии, введена ученая степень  по социологии. На втором этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20-х годах издается обширная социологическая  литература. Основная направленность этих работ состояла в выявлении  соотношения истории русской  социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма  и определить ее место в системе  марксизма.

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве юридической  основы общества, социология была объявлена  философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология марксизма».

 Социологические исследования, как научные исследования, опирающиеся  на точные факты, были не  нужны тоталитарному режиму. Начиная  с этого времени, осуществляется  идеологизация общественной жизни, в том числе и науки. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование

Возрождение социологии как науки  начинается в конце 50-х - на-60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были ведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса  на социальную и профессиональную структуру  работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление  планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований накоплен богатый фактический материал; отработаны методики оологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

Третий этап. В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального  института. В середине 1960 года было создано первое социологическое  учреждение - отдел социологических  исследований в институте философии  АН СССР и лаборатория социологических  исследований при Ленинградском  госуниверситете. В 1962 году была создана  Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических  исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических  исследований АН СССР. С 1974 года начал  выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические  факультеты университетах..

11 вопрос

Общественная жизнь России во многом определила своеобразие ее мировоззренческих  теорий по сравнению с социальными  теориями Запада и США. Основные из них заключаются в следующем.

Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.). Не случайно Плеханов, говоря о великом русском критике Белинском, охарактеризовал его как «великого социолога». Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Крижанича, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева, с идеологией славянофилов, а также с трудами русского религиозного философа, поэта и критика B.C. Соловьева. В своих работах они показали блистательные образцы социологического анализа российского общества и личности, доказали, что в понимании многих вопросов государственного устройства и общественных отношений российские мыслители не уступают своим коллегам из других стран, а в чем-то и значительно их превосходят.

Во-вторых, возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской. Первое направление было ориентировано на усвоение и развитие уже на российской почве идей великих европейских философов — Канта, Гегеля, Фихте и т.д. Славянофильство же предполагало в первую очередь осмысление исторической судьбы России, се культуры и места в мировой цивилизации. По большому счету, обществоведы России не придержи вались узких рамок, а стремились к синтезу идей, полемике с западной наукой.

Третьей и, пожалуй, главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух течений, складывающихся на основе идей Запада, — позитивизма и марксизма. И это не случайно, так как при всей самобытности русской социологии ее развитие в основе своей протекало в общем русле мирового движения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"