Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"
Наиболее крупными представителями психологического эволюционизма являются американские социологи Лестер Уорд (1841-1913)гг. и Франклин Гиддингс (1855-1931)гг
Социальная эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни.
Как видно, Уорд стремится объединить изучение природного и социального в социологической науке. Соединительным звеном при этом становится человек - наполовину природное, наполовину общественное существо.
В учении Л.Уорда концепция социальных сил, действующие в коллективном состоянии человека» стала центральным звеном. Социальные силы определяют поведение человека
Первичной социальной силой оказываются желания - голод, жажда, половые потребности. На их основе возникают вторичные - интеллект, моральные, эстетические силы - желания.
Общий вывод, который следует из рассмотрения концепции Уорда, состоит в выявлении двух взаимосвязанных позиций, подчеркивающих характерные особенности его учения. Это психологическая социология процессов и утопизм социальных преобразований. В целом же Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что социальной революции, имеющей активный характер, ведущую роль имеет психология человека и его воля.
Рассмотрим творчество американского социолога Ф.Гиддингса. Он был первым создателем кафедры социологии (1894) в Колумбийском университете, избирался президентом Американского социологического общества (1908).
В соответствие с его идеями социология
- наука, которая стремится понять
общество в целом и объяснить
его посредством космических
законов и причин. Основная же особенность
социологии состоит в том, что
ее представители объясняют
Центральная идея Гиддингса - идея «себеподобного сознания» (родового сознания), то есть это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношению к другим.
Сознание рода и социальный разум означает духовное единство разумных существ, что делает возможным их сознательное взаимодействие друг с другом при сохранении индивидуальности каждого.
Любопытна у Гиддингса трактовка классовой структуры общества:
Подводя краткий итог, следует отметить, что влияние работ Гиддингса на развитие социологической мысли не было слишком значительно и сохранилось только в рамках эволюционизма.
9 вопрос
1.Эмпирическая социология
В эмпирической социологии можно выделить две ветви: прикладную и академическую.
Прикладная ветвь решает практические задачи. Объект академической ветви - системное знание отдельных областей общественной жизни.
2. Структурный функционализм
Представители этого направления Т. Парсонс, Р. К. Мертон, К. Девис, и другие возродили некоторые идеи позитивистского органицизма. Структурный функционализм сближает с позитивизмом ориентация на такие каноны научного метода, как «объективность» и «свобода от ценностей». Самой влиятельной концепцией структурного функционализма является концепция Т. Парсонса.
Внешняя ориентация связана с адаптацией и интеграцией. При наложении осей ориентации (по схеме Т. Парсонса) возникает инвариантный набор функциональных проблем. К ним относятся: 1) адаптация, 2) целедостижение, 3) интеграция, 4) воспроизводство структуры, 5) снятие напряжение. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая система, функцию интеграции -верования, мораль, институты социализации (семья, образование) и т.д. С помощью этого набора можно описать систему на любом уровне.
Особым видом социальной системы является общество. Общество -это целостность, самодостаточность, которая обеспечивается его главными структурами, среди которых выделяются:
1) социальные системы (общественные институты);
2) культурная система, являющаяся регулятивной силой;
3) поведенческие системы, задающие принципы, правила;
4)личностные системы (репертуар ролей и личностная мотивация).
3. Феноменологическая социология
Философской основой феноменологической социологии стали идеи работ Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти. Основателем этого направления в социологии можно считать австрийского социолога А.Щюна.
Согласно Э.Гуссерлю феноменология должна описывать феномены, к которым он относит данные не только чувственного опыта, но и воображения, первоначальный опыт, то, что предшествует всякому познанию, - предмет изучения всех вариантов феноменологической социологии. Цель феноменологии - выяснить смысл этого мира, который каждый из его обитателей
Феноменологическая социология претендует на восстановление человеческой субъективности и преодоление раскола между жизненным миром и миром науки.
4. Символический интеракционизм
Основоположником
этой концепции является Ч. X. Кули. Он
сформулировал
Социальное взаимодействие рассматривается по двум направлениям:
1)
анализ процесса
2)изучение стабильных символических структур, т.е. социодраматический подход: актер, сцена и т. д.
Это направление внесло существенный вклад в изучение процессов взаимодействия на микроуровне.
5. Этнометодология
Основатель этого направления - Г. Гарфинкель. Предмет изучения -принятые на веру правила, регулирующие столкновения между людьми.
Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.
Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.
Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:
1) социальные; 2) внутриличностные; 3) зооконфликты.
До конца XIX в. конфликты рассматривались лишь в самом общем виде через призму философских категорий: противоречие, борьба, добро, зло и т.д.
Первые
попытки создать
10 вопрос
17.
Развитие социологической
Социологическая мысль в России
развивается как часть
Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение, главной движущей силой общественного развития выступает критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Второй этап развития социологической
имели в России характеризуется
нарастанием процесса институционализации,
приобретением социологической
наукой статуса социального института.
В1918-1919гг.в Петроградском
В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве юридической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология марксизма».
Социологические исследования,
как научные исследования, опирающиеся
на точные факты, были не
нужны тоталитарному режиму. Начиная
с этого времени,
Возрождение социологии как науки
начинается в конце 50-х - на-60-х годов,
на волне «хрущевской оттепели».
В этот период были ведены масштабные
социологические исследования по изучению
влияния научно-технического прогресса
на социальную и профессиональную структуру
работников, их отношение к труду.
Большое распространение
Третий этап. В 60-х годах социология
вновь восстанавливает статус социального
института. В середине 1960 года было
создано первое социологическое
учреждение - отдел социологических
исследований в институте философии
АН СССР и лаборатория социологических
исследований при Ленинградском
госуниверситете. В 1962 году была создана
Советская социологическая
11 вопрос
Общественная жизнь России во многом определила своеобразие ее мировоззренческих теорий по сравнению с социальными теориями Запада и США. Основные из них заключаются в следующем.
Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.). Не случайно Плеханов, говоря о великом русском критике Белинском, охарактеризовал его как «великого социолога». Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Крижанича, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева, с идеологией славянофилов, а также с трудами русского религиозного философа, поэта и критика B.C. Соловьева. В своих работах они показали блистательные образцы социологического анализа российского общества и личности, доказали, что в понимании многих вопросов государственного устройства и общественных отношений российские мыслители не уступают своим коллегам из других стран, а в чем-то и значительно их превосходят.
Во-вторых, возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской. Первое направление было ориентировано на усвоение и развитие уже на российской почве идей великих европейских философов — Канта, Гегеля, Фихте и т.д. Славянофильство же предполагало в первую очередь осмысление исторической судьбы России, се культуры и места в мировой цивилизации. По большому счету, обществоведы России не придержи вались узких рамок, а стремились к синтезу идей, полемике с западной наукой.
Третьей и, пожалуй, главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух течений, складывающихся на основе идей Запада, — позитивизма и марксизма. И это не случайно, так как при всей самобытности русской социологии ее развитие в основе своей протекало в общем русле мирового движения.