Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 125.90 Кб (Скачать файл)

Реформа 1861 г., положившая водораздел между до- и послереформенным этапами русской истории, заострила проблемы экономической, социальной и духовной жизни. Разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений имели своим следствием: а) ослабление позиций общинного социализма; б) рост буржуазно-либеральных взглядов: в) усиление влияния марксистской теории на основе активного роста социальной базы. Четко проявляется также потребность в осмыслении традиций и новаторства в условиях быстро меняющегося общественного уклада.

Таким образом, развитию социологии в  России способствовали следующие факторы:

  • все возрастающий интерес интеллигентных слоев к социальному устройству и социальным проблемам общества;
  • бурное развитие капиталистических отношений, усложнение социальной структуры общества и рост социальной мобильности населения;
  • развитие теорий гуманистической направленности, стремящихся помочь угнетенным людям.

12 вопрос

Становление любой  науки связано с ее институционализацией, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института. Выделяются две формы институционализации: внешняя и внутренняя. В процессе внешней институционализации науки  можно выделить три основных направления, последовательное развитие которых  углубляет институционализацию [см.: 95. С. 366-381; 48. С.174; 177. С.19; 203. С.9]:

1. Появление и  рост разного рода публикаций (статьи, книги, монографии и т.д.), а также создание специализированных  периодических изданий (журналов, сборников, ежегодников и т.д.).

2. Включение новой  науки в систему образования.  Введение в качестве обязательного  предмета в учебные планы различных  типов учебных заведений (университетов,  школ и т.д.). Создание в высших  учебных заведениях отделений  и кафедр по данной научной  дисциплине. Создание специализированных  учебных заведений. Выпуск учебников  и учебных пособий по новой  дисциплине. Присвоение профессиональных  классификаций и ученых степеней  по новой науке.

3. Создание как  национальных, так и межнациональных  обществ и ассоциаций, а также  различных специализированных научных  учреждений.

 

Если рассматривать  более детально этот вопрос, то в  развитии социологической мысли  и институционализации социологии как науки в России условно  можно выделить пять основных этапов.

Первый этап - 1860-1890 гг.

Второй этап - 1890 г. - начало XX в.

Третий этап - первая четверть XX в.

Четвертый этап - 20-е - 30-е годы XX в.

Во  время первого этапа появление  новой науки было встречено довольно настороженно правящей бюрократией. В  России со стороны властей с самого начала к социологии сложилось однозначно негативное отношение. Шутливое название социологии во Франции - "blaguologie", в нашей стране было переведено как "пустословие" и долгое время имело широкое хождение. Даже во многих ученых советах именно это подразумевалось под социологией [см.: 119. Т. 1. С.29].

Второй  этап (1890-е г. - начало XX в.). В конце XIX века позитивистская социология в  России столкнулась с глубокими  теоретическими трудностями, стало  явным внутреннее противоречие натуралистического редукцио-низма. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появления неокантианства, последователи которого критиковали вульгарный натурализм, эволюционизм и механицизм [см.: 246. С.255].

Третий  этап (первая четверть XX века). Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как  общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм31 - А.С.Звоницкая (1897-1942), К.М.Тахтарев (1871-1925), П.А.Сорокин (1889-1968).

Четвертый этап (20-е -30-е годы XX в.). Процессы, происходящие на третьем этапе, в конечном итоге  привели к размежеванию между  буржуазными (немарксистскими) и марксистскими  социологами. Часть представителей старого поколения, которые не захотели или не смогли смириться с советской  властью, в конце 1922 г. были отстранены от преподавания в университетах  и институтах и высланы из страны. Около 160 деятелей науки и культуры было выслано в это время из России [см.: 177. С.14]. Среди них - П.А.Сорокин. С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, П.Б.Струве. С.Л.Франк, А.В.Пошехонов, В.А.Мяко-тин и многие другие. Таким образом, многим ведущим профессорам- обществоведам того времени пришлось покинуть Россию. Другая часть старого поколения сумела найти свое место в появившейся новой советской науке. Среди них можно отметить Н.И.Кареева, Н.А.Гредескула, Е.В.Тарле (позднее они даже избирались членами Академии Наук СССР), М.К.Лемке, К.М.Тахтарева, В.В.Свят-ловского, В.С.Серебренникова, Н.С.Державина, А.Ф.Кони, Н.Я.Марра.

Пятый этап (конец 50-х - 90-е гг.). Только в  конце 50-х - начале 60-х годов, во время  хрущевской "оттепели", снова положительно заговорили о социологии, так как  возникла необходимость в более  эффективном управлении социальными  процессами во всех сферах общественной жизни. Очень трудно быть беспристрастным  при восстановлении истории социологии этого периода. Во многом это связано  с тем, что непосредственные участники  и свидетели того, как все это  происходило, живут и здравствуют, а их воспоминания часто противоречат тем официальным документам, которые  хранятся в архивах, и тем данным, которые публиковались в периодической  печати и других печатных источниках того времени. Поэтому ниже штрихами будут обозначены только основные вехи процесса институционализации социологии, начавшегося в конце 50-х годов, которому так же, как и всей истории  социологии, были свойственны свои взлеты и падения.

13 вопрос 

Социальные институты  – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др.

Каждый более или менее  оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией  социальной деятельности на различные  виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости  от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:

  • регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);
  • воспитания, образования, обучения, производства;
  • обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);
  • регулирующие деятельность в сфере культуры.

По характеру организации различают  формальные и неформальные институты.

Деятельность формальных институтов основана на строго установленных  предписаниях (право, устав, должностные  инструкции). Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения  в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы  в виде устава.

Социальный институт включает в себя:

  • определённую сферу деятельности;
  • группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
  • организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);
  • материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

  1. Экономико-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, различные хозяйственные объединения – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя вместе с тем экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
  2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти.
  3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, защищает определённые ценности и нормы.
  4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу.
  5. Нормативно-санкционирующие–осуществляют социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах.
  6. Церемониально-символические Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которого выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Особенно остро эта проблема возникает во времена революций или быстрых социальных изменений, когда многие традиционные общественные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых социальных задач.

Основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

  1. Чёткое определение цели и круга выполняемых действий или же объёма функций.
  2. Рациональное разделение труда и рациональная его организация.
  3. Деперсонализация действий. Официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии с предписаниями,
  4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или её преобладающей части.
  5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов.

14 вопрос

        

Рис. 16. Основные социальные институты  

К основным социальным институтам относятся (рис 16):

Экономика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу производства и обмена материальных и идеальных благ; 

Политика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу регулирования общественных отношений и распределения благ и ценностей;

Культура как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу отбора, хранения и передачи социокультурных образцов деятельности людей, общества;

Мораль (нравственность) как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная в общественном сознании людей;

Право как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства;

Государство как социально-политический институт общества, обладающий монопольным правом на нормирование (законодательная власть) и регулирование (исполнительная власть) общественных отношений, на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), основанном на естественных экономических монополиях (монополия на выпуск денег, монополия на земельные ресурсы, монополия на право взимать налоги, монополия на производство спирта и т.д.);

Семья как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу биологического и социального воспроизводства людей;

Образование как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей и их различных объединений.

Религия как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу веры людей и их различных объединений в существование бога и “потустороннего мира”;

Идеология как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система господствующих взглядов людей и их различных объединений на окружающую социальную реальность;

Наука как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу соответствия деятельности людей и их различных объединений окружающей действительности, увеличивающая возможности человека по ее преобразованию;

Здравоохранение как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу охраны здоровья людей и их различных объединений;

Природопользование (природосбережение, ресурсосбережение) как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу использования материалов естественной природы в деятельности людей и их различных объединений;

Финансы как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу обмена результатами деятельности людей и их различных объединений.

15 вопрос

Цивилизация как степень  культурного развития.

1. К настоящему времени  ученые насчитывают более 500 определений  культуры. Это множественность в  определениях связана с долгой  историей становления культуры.

В Древнем Риме под культурой (colture) понимали возделывание земли, связывая это понятие с трудом крестьянина. Для европейца 18 века культура приобрела духовный, аристократический оттенок. Культурным называли человека начитанного, утонченного в манерах. И в наше время “культура” связывается с оперным театром, хорошим воспитанием, картинной галереей.

В 20 веке этому слову антропологи  придали новое значение. Изучая племена, живущие по первобытным законам, они заключили, что, хотя у них  нет театра, картинных галерей, у  них есть то, что объединяет их с  самыми цивилизованными народами мира. Это система убеждений, ценностей, выраженных через язык, песни, танцы, обычаи, традиции все то, что упорядочивает  жизненный опыт, регулирует взаимодействие людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"