Шпаргалка по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 07:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)

Вторая идея:

В результате исследований оказалось, что деньги нельзя рассматривать  в качестве постоянно действующего побуждающего фактора, поскольку люди работают за деньги лишь до определенного  предела, границе которого является удовлетворение личного представления  о том, что такое "хорошая жизнь". Деньги и премиальные Херцберг называл "негативными побуждающими стимулами". При их отсутствии люди чувствуют себя неудовлетворенными, но при их наличии они не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность. Повышение заработной платы лишь побуждает людей оставаться там, где они работают.

 

 

  1. Теория стилей руководства Мак – Грегора

Широкую известность получила "Теория X" и "Теория У" Д. Макгрегора, разработанная им в 1957 г.

"Теория X" описывает  черты авторитарного стиля руководства:  жесткий контроль, принуждение к  труду, негативные санкции, акцент  на материальных стимулах.

"Теория У" характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении.  
Выделив два противоположных стиля управления, Д. Мактрегор по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль "X", характерный, по его мнению более всего для тейлоризма, а сейчас наступает эпоха стиля "У", к которому призывает доктрина "человеческих отношений".

 

 

 

  1. Современные теории управления в социологии

 

  1. Социология бюрократии

- особый тип организации,  особая система  управления, основанная на подчинении человека  не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории  бюрократия  введена Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного, модерного общества, один из главных "локомотивов модернизации". Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип  рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями:  
1. строго иерархическая структура;   
2. формальное статусное подчинение;   
3. управление  по формальным, безличным правилам;  
4. эмоциональная нейтральность  отношений.  
Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации ( патриархальная, патерналистская ), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием  и церковью.   
Современная социология  отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством – предсказуемостью и стандартностью действия. Она способна обеспечить лишь ограниченный социальный контроль,  особенно в современной ситуации, отличающейся быстрыми социальными изменениями и требующей нестандартных решений. В современном мире, характеризующемся нарастанием непредсказуемости развития социальных процессов, бюрократия становится все менее эффективной и вытесняется иными системами организации и управления (см. организация социальная  ). 
- социальная структура,  состоящая из иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и базирующаяся на разделении функций и власти. Согласно М. Веберу, идеальный тип  рациональной организации общества, характеризующийся максимальной эффективностью  управления. 
- англ. bureaucracy; нем. Burokratie. 1. Система  управления, в к-рой решающую роль  выполняет бюрократический аппарат.  2. По М. Веберу - тип идеальной рациональной организации, к-рый характеризуют: эффективность  административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; безличностные отношения, основанные на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений;  отделение  административных функций от собственно средств управления. 3. Синоним бюрократизма  - отчуждение  государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; формализм,  канцелярщина, бездушность, рутина,  служебная волокита.

 

  1. Социальная структура общества, социальные группы

В социологии понятие социальная структура (упорядоченные в одно целое отдельные части общества) трактуется в широком и узком  смыслах. 
В узком смысле социальная структура  это социальная стратификация, т.е. распределение в иерархическом порядке групп и слоев, выделенных по какому-либо признаку (экономическому, политическому, профессиональному и др.). 
В широком смысле социальная структура  совокупность социальных институтов, статусных отношений, групп, слоев, классов данного общества.

Социальная структура  общества – строение и внутренняя форма его организации, образованная относительно устойчивыми взаимосвязями, составляющих его элементов. 
Таким образом, социальная структура общества формируется на основе взаимной и, как правило, двухсторонней связи его элементов, основными их которых являются малые и большие группы, в том числе семья, социальные слои, классы, расы, нации, народности и т.д. 
Специфика социальной структуры состоит в том, что каждый элемент представляет собой относительно самостоятельную социальную подсистему с присущей ей внутренней структурой. 
Социальные структуры во многих случаях организуется при очевидном приоритете субординационных связей по отношению к координационным, в результате чего они приобретают форму «социальной пирамиды». Примером тому могут служить: социальная «вертикаль» общества (немногочисленная элита, опирающиеся на высшие, средние, низшие слои общества, численный состав которых растёт с геометрической прогрессией по мере удаления от социальной «вершины»); система образования (общеобразовательные школы – образовательные учреждения профессионального начального образования – техникумы, колледжи – институты, университеты); семьи (глава семьи, члены семьи, ближайшие родственники, дальние родственники); производственный коллектив. 
Главными элементами социальной структуры являются: 
а) взаимодействующие друг с другом индивиды, или люди; 
б) образуемые людьми социальные общности; 
в) сложившиеся в обществе социальные институты.

· Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих  целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

· В социологии выделяют следующие  виды групп: референтные, большие и малые; внутренние и внешние; формальные и неформальные; первичные и вторичные.

· Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства: наличие (помимо совпадающих  целей) единой общегрупповой цели; принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой; устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповых взаимоотношений.

· Выделяют следующие  функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.

  1. Понятие социальных институтов

Социальный институт  это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Иначе говоря, социальным институтом называют взаимодействие людей по определённым правилам для того, чтобы удовлетворить значимые потребности. Примерами такого взаимодействия являются государство, семья, собственность, церковь и др. 
Признаки социального института: 
1. Особый тип регламентации. В идеале функционирование социального института отличается регулярностью, большой четкостью, предсказуемостью и надежностью. Функционирование социального института связано с механизмом социального контроля. 
2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. Каждый должен выполнять свою функцию, от него ожидают ее выполнения окружающие. 
3. Обезличенность требований. В рамках социального института права и обязанности должны быть обезличены, т.е. упрощенно говоря, люди в структуре института могут меняться, но каждый из вновь приходящих будет выполнять ту же функцию, которую осуществлял его предшественник. 
4. Разделение труда и профессионализация. 
5. Социальные учреждения (формальная, "бумажная" часть социального института.) 
Классификация социальных институтов: 
1. Экономические институты  наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации. Они регулируют социальные связи в сфере хозяйственной деятельности. 
2. Политические институты  институты, связанные с борьбой за власть, ее осуществление и распределение. 
3. Институты культуры, социализации и жизнеобеспечения включают в себя наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации молодого поколения, овладения им культурными ценностями общества (семья, образование, наука, художественные. учреждения), функционирования систем жизнеобеспечения, напрямую не связанные с экономикой.

 

  1. Социальные институты управления

Современное государствоведение позволяет выделить пять подходов к понятию государства:

  • Теологический  - наиболее распространенный в средние века и среди современных сторонников исламского фундаментализма.
  • Классический – государство рассматривается как единство трех элементов: власти, территории и населения. Такой подход характерен для западных политологов.
  • Юридический – сторонники этого подхода рассматривают государство как систему правоотношений, нормативное единство.
  • Социологический – наиболее широко распространенный подход, как марксистского, так и немарксистского направления.
  • Марксистский подход рассматривает государство как диктатуру господствующего класса. Немарксистские социологические школы при рассмотрении государства объединяют юридические, экономические и политические признаки: государство определяется как официальный представитель общества.

 

     Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе.     

 Принципиальное значение  сущности государства заключается  в том, что это территориальная организация людей:  

 ♦ этим преодолеваются  родоплеменные («кровные») взаимосвязи  и заменяются на общественные отношения;   

 ♦ создается структура  нейтральная к национальным, религиозным  и социальным признакам людей.     

 Государство особым, юридическим  способом объединяет людей, посредством  института гражданства. Институт  гражданства в правовом смысле  выравнивает людей между собой  и делает их равноправными  по отношению к государству.    

 Объединяя всех людей  проживающих на одной территории, государство является выразителем  общих интересов и определителем  цели жизнедеятельности всего  сообщества в границах государства.      

 Основная проблема  заключается в определении «золотой  середины» между обеспечением  прав человека, предоставлении ему  свободы для самореализации и  творчества и, с другой стороны,  в упорядочении деятельности  каждого индивидуума в интересах  сообщества. Государство не решает  проблемы, как это может показаться  на первый взгляд, а создает  и поддерживает в работоспособном  состоянии организационные и  правовые условия для решения  проблем.     

 Особенность государства  как социального института заключается  и в том, что только через  его структуры и механизмы  формируется и закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законотворчество и принуждение.    

 Для обеспечения реализации  своих целей и функций государство  создает и содержит специальный  аппарат управления – совокупность  людей, профессионально занимающихся  выполнением функций государства.  Одна часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.    

 Как форма общества  государство выступает одновременно  структурой и механизмом общественного  самоуправления. К сожалению, десятилетиями  в нашей стране формировалось  мнение о сверхъестественности  людей находящихся у власти, что  приводило к удалению государства  от общества, народа. Между тем,  государственно-правовые институты  создаются обществом для ведения  общественных дел, и люди, занимающие  различные государственные посты,  воспитываются и выдвигаются  обществом. Государство должно  иметь только те институты,  которые служат интересам общества, а в решении задач государства  и их осуществлении должно  принимать все общество. Поэтому  открытость государства обществу  и степень вовлечения граждан  в государственные дела характеризуют  уровень развития государства  как демократического и правового.     

 Отличительной чертой  государства является также его  целостность, поскольку представляет  собой объединенное им общество  людей. Именно через государство  поддерживаются международные отношения,  и государство воспринимается  на мировой арене как самостоятельная  и независимая структура.

 

 

  1. Социальные организации. Особенности управления в организациях

Термин организация (с  лат.) — сообщаю, строю, вид, устраиваю, и используется в трех значениях:

1) С.О. — это объект, элемент социальной структуры  общества, который сам обладает  внутренней структурой,

2) Организация — это  вид деятельности по созданию  упорядоченности, включающей в  себя распределение функций, координацию  и налаживание связей, т.е. это  процесс.

3) Организация — это  степень внутренней упорядоченности,  согласованности элементов. 

В целом С.О. оформляет  социальные группы в коллективы. Общие  черты:

- наличие единой цели,

- члены организация располагаются  в иерархической лестнице,

- разделение труда (вертикальное  — программирующая, программируема; горизонтальное — рациональное разделение труда).

Четыре принципа выделения  специальных групп:

-- разделение по цели,

-- про процессу (основой являются технологии);

-- по географии (основанной  на территориальном размещение подразделений);

-- смешанное деление,  совмещает разные уровни организации.

4) Управление, т.е механизм упорядочивающий взаимодействие людей, соединение разнородных деятельностей в единый процесс, т.е. устанавливается социальный порядок: ограничения свободы автономности; установление универсальных правил.

Любая организация имеет  внутреннюю и внешнюю среду. Внешняя  среда — совокупность факторов влияющих на жизнедеятельность организации. Внутренняя среда организации включает:

-- цели, (одну или несколько);

-- стратегия организации  (оборонительная, позитивная);

-- технология (совокупность  средств);

-- размер организации;

-- тип персонала (носители  культуры);

-- организационная и  деловая культура.

Критерии разделения организаций, две подсистемы:

1. ФОРМАЛЬНАЯ О. —  это служебные, деловые отношения которые подчиняются законам организации. Типы:

+ по формам организации:  добровольные (свободный вход и  выход); принудительные (изоляция людей); унитарные; 

+ по организации правовым: коммерческие (акционерные общества, кооперативы); не коммерческие; не  являются юридическими лицами (товарищества, религиозные объединения).

Информация о работе Шпаргалка по "Социология управления"