Эмпирическая социология
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:05, реферат
Краткое описание
В настоящее время идет активный процесс развития социологии как самостоятельной научной дисциплины. Публикуются различные курсы и программы, издан ряд учебников общей и теоретической социологии. При знакомстве со многими из них возникает ощущение «теоретической свалки», напоминающей опыт небезызвестной «науки» — научного коммунизма.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2 1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (20—40-е годы) 7 1. Методический «взрыв». 8 2. Теоретические разработки. 12 3.Советская социология. 13 3.1. Возникновение советской социологии. 13 2. СОЦИОЛОГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (50—60-е годы) 21 1. Теории индустриального общества. 24 2. Развитие системных идей в социологии. 25 3. Структурно-функциональное направление в социологии. 27 3. НОВЕЙШАЯ СОЦИОЛОГИЯ.. 30 2. Социология качественного стиля. 35 3. Критическая социология. 35 4. Социология постиндустриального развития. 37
Вложенные файлы: 1 файл
данного направления связана с именами
Р. Бейлза, Р. Мак-Айвера, Р. Мертона,
Т. Парсонса, Н. Смелсера, Э. Шилза и др.
Однако отцом структурного функционализма
в социологии, претендующего на роль
общесоциологической теории, является
Талькот Парсонс (1902-1979), работавший
в Гарвардском университете, который
занимал лидирующее положение в
американской социологии. В это время
здесь также работали Э. Мэйо, Р.
Мертон, П. Сорокин и др. Под их влиянием
происходило пробуждение интереса к
социологии в университетской среде
— теоретиков-аналитиков в целом. Это
обусловило тенденцию усиления «академической
социологии», с её
устремленностью к общим теориям, способствующим
преодолению тупиков
эмпиризма. Филиация (проникновение)
системно-кибернетических идей,
математического моделирования в социальное
познание стимулировала
формирование системного подхода (анализа)
к изучению социальных явлений.
Структурный функционализм Т. Парсонса
стал его выразителем и занял ведущее
положение в академической социологии.
Свою карьеру Т. Парсонс начал с изучения
биологии. Однако его вскоре
заинтересовали экономика и социология.
В частности, обучаясь в Лондонской
школе экономики, в том числе и у Б. Малиновского,
он получил представление о
структурализме и функционализме. Но
на него оказали влияния также
кибернетические идеи — кибернетический
образ системы с обратной связью,
спонтанно поддерживающей свое равновесие.
В результате Парсонс создает
теорию, охватившую структурный подход
и функциональное описание этой
структуры, разрабатывает общие схемы
объяснения социальных систем, а также
методику и технику исследования, противостоящие
эмпиризму.
Парсонс исходит из идеи равновесия,
основанной на принципе спонтанного
саморегулирования социально-экономических
процессов, опирающихся на
традиционные приоритеты частной собственности
и индивидуальной свободы
(предпринимательства). Последние являются
ценностями функционального
приспособления к стихии рыночного хозяйства
капиталистического общества.
Данные механизмы поддерживают его в
состоянии равновесия1. Тогда роль
государства сводилась лишь к поддержанию
законности и порядка. В этом плане
Парсонс является противником политики
«Нового курса» президента Рузвельта
в
период «Великой депрессии» 30-х годов,
предложившего для выхода из кризисной
ситуации использовать государственные
(плановые) механизмы вмешательства в
капиталистическую экономику (идеи кейнсианства).
Его теоретико-
социологическая позиция в этом вопросе
нашла отражение в теории
«социального действия», модифицированной
впоследствии в структурно-
функциональное направление.
После второй мировой войны политико-экономическое
состояние США было
достаточно благополучно. Переход к реконструкции
мирного времени не вызвал
особых затруднений: возвращение к приватным
интересам, наступление НТР
создавали ощущение благополучия и стабильности
американской социально-
экономической системы. Вместе с тем,
в памяти ещё жила ужасная
действительность прошедшей войны и
люди были готовы броситься в любую
иллюзию, утверждающую, что «все прекрасно
в этом лучшем из миров».
Разрабатываемая Парсонсом идея равновесия
и интеграции социальных систем
как нельзя лучше соответствовала духу
времени и приобрела широчайшую
популярность в 50—60-е годы. Воздавая
должное, его ещё при жизни называли
«новым классиком».
Основные доктринальные тезисы Т. Парсонса,
интегрированные в «общую теорию»
социологии, основаны на конвергенции
концептуальных схем М. Вебера, Э.
Дюркгейма, А. Маршалла, В. Паре-то.
1. В обществе господствует
инструментальная, функциональная
рациональность -
организационная цель.
2. Общество имеет
технико-экономическую структуру
— профессиональную и
стратификационную.
А. Технология и экономика являются источниками
социальной динамики.
Б. Культура - это консервативная сила,
стабилизирующая общество.
3. Степень влияния в
обществе определяется положением
в иерархии
отношений на ролевой основе.
3. НОВЕЙШАЯ
СОЦИОЛОГИЯ
Мир - это плюриверсум, а не универсум.
Н. Абанъяно
В 60-е годы мир переживал острейшие социально-политические
и экономические
потрясения: угроза ядерной войны (Карибский
кризис — Куба, 1963 г., война
США во Вьетнаме, арабо-израильские войны,
ввод советских войск в
Чехословакию, 1968 г., и др.)» расовая дискриминация,
экология,
бюрократизация, масс-скультура. Возник
исторический парадокс — продвижение
человека на пути развития познания и
технического могущества сопровождалось
повышением мощи разрушительных сил,
расширением масштабов грозящей
человечеству катастрофы. Формируется
убеждение, что нельзя построить
«общество всеобщего благоденствия»
в условиях угрозы уничтожения Земли в
глобальном масштабе. На этом фоне «оптимистическая»
позиция теоретиков
индустриального развития выглядит странно
и неадекватно: обнаруживается
резкий контраст между их претензией
объяснить все и неспособностью отвечать
на реальные проблемы современности.
Индустриализм, оказавшийся доминантой
событий, повлек за собой последствия
(«сюрпризы на дне ящика Пандоры»),
которые не могли предусмотреть его апологеты.
Противоречивость множественной, разнокачественной
и динамической
действительности достигла такого уровня,
когда даже самая изощренная теория
не в состоянии была придать ей концептуальное
единство. В конце 60-х годов
гегемония структурного функционализма
была разрушена под волной критики,
имевшей как теоретический, так и политический
характер. Она шла по нескольким
направлениям.
Во-первых, подверглась сомнению имплицитная
посылка Парсонса, что все виды
социального действия (поведения)
можно уложить в логическую структуру
«социальной системы» («прокрустово
ложе»). Есть такие виды деятельности,
которые в неё не укладываются,
в частности «эксцентричное»
научное
поведение. В деятельности ученого
помимо жесткого набора процедур, чтобы
прояснить концепцию в его аналитической
работе, используются интуиция
и воображение. В этой ситуации
исследователь не скован правилами и
методом — они отступают
на задний план. Да и развитие
общества -
это творческий процесс порождения нового,
в котором присутствует «фактор X»,
— то неизвестное, которое обусловливает
неожиданные повороты, и
предусмотреть их невозможно. Поэтому
управление сложной социальной
действительностью нельзя свести к жесткому
программированию.
Парсоновские функциональные императивы
заключали в себе форму ограничений
количества, полезности функций и их
структурно-институционального
обеспечения. Это проявилось в том, что
предложенная им схема структурно-
функционального анализа оказалась нечувствительной
к негативным сторонам
современности — проявлениям в ней дисфункций,
дестабилизирующих социальный
мир и ведущих к распаду систем. Уже в
мертоновской концепции введение понятий
эуфункция и дисфункция, чуждых подходу
Парсонса, заметно расширяло идею
функциональности и поле исследовательских
проблем. Влиянием данных
характеристик нарушения равновесия
объяснялось всякое отклонение в
социальных действиях людей от господствующей
в обществе системы норм и
ценностей (преступность, рассовые волнения,
революционные выступления и т.
п.), являющееся источником напряженности
в обществе.
Кроме того, в рамках данной схемы поведение
человека интерпретировалось под
определяющим воздействием социальных
институтов и всеобъемлющего
нормативизма, которые налагали ограничения
на свободу выбора в человеческой
деятельности. Но человек несет ответственность
перед совестью за свои
деяния: их можно совершить или не совершить,
т. е. они лежат в полосе
свободы.
Во-вторых, естественнонаучная и универсалистская
ориентация структурного
функционализма в качестве идеала акцентирует
функции и цели, а не людей с их
практическими и субъективными аспектами
в повседневной жизни. Однако
социальные изменения предстают как
замена одних социальных структур
другими, смена одних образов жизни, ценностей
другими и т. д. При этом
человек выступает как творец мира, способный
его изменить.
Социология — это наука о людях и для
людей. Поэтому она должна повернуться
к
человеку и связанному с ним «субъективному
смыслу» — мотивационно-смысловой
сфере человеческой деятельности. Движение
маятника началось в обратном
направлении — к идеалам гуманизма и
герменевтическим традициям. Главный
лозунг данного этапа: «Вернуть в социологию
человека».
В-третьих, в действительности нормой
выступает наличие альтернативных,
конкурирующих социальных явлений —
религии, политических идеологий,
моральных представлений и т. п. Поэтому,
помимо равновесия, имеют место
столкновения культур, социальные изменения,
конфликты ценностей, которые
являются типичными и неизбежными для
современного дифференцированного и
стратифицированного общества. Снятие
с них обвинения в аномальности
превращало теорию равновесия в догму
и способствовало проникновению в
социологию теории организации. Последняя
разрабатывает «рациональное
регулирование» социальных конфликтов
по определенным правилам игры,
приемлемым для обеих спорящих сторон
и приводящим их к «общему знаменателю».
Эти и другие доводы использовали критики
структурного функционализма для
раскрытия несостоятельности его линии
на создание «большой теории» и
неспособности охватить всю социальную
реальность. Данная концепция была
дискредитирована и перестала быть единой
теоретической платформой в
социологии: начался процесс её сатурации
(затухания). Западная социология
начала новый этап своего развития.
Критика структурного функционализма
и связанные с этим изменения духовного
климата в «академической» социологии,
обеспечили в 60-е годы почву для
осуществления модификаций «большой
теории» социологии и «теоретического
взрыва». Он был связан с развитием и
обогащением критикуемых идей,
переработкой ключевых вопросов проблемы
сценариев развития настоящего,
способного принять вызов будущего. Никто
не хочет жить по-старому, и все
стремятся к прорыву в новое качество
социальной жизни. За всем этим стоит
потребность иметь как можно более точное
знание о том, что и как должно
подвергаться регулирующему воздействию
и изменению, социальному контролю.
Проблема состоит и в том, каким образом
наиболее рационально сохранить
плюральность социального мира — разнообразие,
толерантность и свободу как
общественный идеал.
В борьбе со структурным функционализмом
формируется теоретический авангард в
лице социологии «среднего значения»,
качественного стиля (символический
интеракционизм, феноменология и т. п.),
ведущих поиск путей и средств решения
социальных проблем в рамках существующего
статус-кво. Наряду с ними
формируется критическая социология,
ставящая под сомнение индустриалист-ские
начала общества. Такое быстрое умножение
вариантов теоретического поиска есть
весьма обычный симптом кризиса науки:
новые теории предстают как
непосредственная реакция на данный
кризис.
С утратой структурно-функциональным
направлением своего престижа вновь встал
вопрос о связи теорий и методов в социологии,
о теоретической основе
эмпирических исследований. В его решении
в рамках трихотомии -
методология—теория—метод» наметилось
два принципиальных подхода. Сторонники
одного стояли на позиции принципиального
разрыва между философской
методологией и теоретической системой
в социологии. В частности, такой
подход разрабатывался Р. Мертоном, защищавшим
позитивистскую ориентацию
социологии на «модель» естественнонаучного
знания. Применительно к теориям
«среднего ранга» разрабатывалась также
методика и техника социологического
исследования, технология внедрения
его результатов. Все это соответствовало
сознательно выдвигаемой установке построения
единой методической методологии
и её сближения с принципами гуманитарного
знания.
Сторонники другого, наоборот, стояли
на позиции обязательного философско-
методологического обоснования теоретических
проблем социологии и
привязанности методов исследования
к соответствующим теоретико-
методологическим принципам. Это заставляло
их искать новые подходы к
построению «общей теории», но уже в рамках
гуманистической тенденции в
социологии, качественного подхода к
социальным явлениям. Данная волна на
многие годы определила контуры новейшей
социологии и создала основу
«интеллектуального социологического
климата», свойственного гуманитарным
наукам.
Вместе с тем, сторонники обоих подходов
разделяли точку зрения о
необходимости установления принципиальной
взаимосвязи между теориями и
методами в социологии: между определенной
трактовкой социального мира и
соответствующим набором методов и техники
(конкретных методик) его
исследования. Но тогда неизбежно возникал
другой вопрос: какие теоретические
Информация о работе Эмпирическая социология