Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:50, курсовая работа
Актуальность исследования. В последнее время в обществе возрастает потребность в образовательных реформах, несущих в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и позволяющих сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «психического выгорания». При этом очень мало действующих эффективных психолого-педагогических и медицинских технологий, направленных на сохранение здоровья педагога, снижающих риск формирования синдрома «психического выгорания» и появления кризиса профессии в целом.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности педагога…………………….…6
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. ……….………………….6
1.2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания……………………………….………………………………………..10
1.3. Симптомы эмоционального выгорания……………………………………15
1.4.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания..18
Глава 2. Эмпирическое исследование синдрома выгорания у учителей…………………………………………………………………………..24
2.1. Организация эмпирического исследования синдрома выгорания у учителей…………………………………………………………………………..24
2.2. Анализ результатов исследования синдрома выгорания у учителей……………………………………………………………………….….27
Заключение………………………………………………………………….……30
Литература……………………………………………………………………….31
Приложения……………………………………………………………………...
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
1) определяется сумма балов раздельно для каждого из 12 симптомов.
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов – симптом не сложился;
- 10-15 баллов – складывающийся симптом;
- 16 и более – симптом сложился.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме.
2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования ЭВ. В каждой из фаз оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления качественно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась (в большей или меньшей степени):
- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
3) находится итоговый показатель синдрома ЭВ – сумма показателей всех 12 симптомов.
2.1. Анализ результатов исследования синдрома выгорания у учителей
Протокол № 1
Набранные баллы
| Испытуемые**** | Итог по группе | Средн. Арифмет. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
Фаза* «Напряжения» | 1 | 7 | 6 | 8 | 12 | 3 | 6 | 8 | 2 | 4 | 9 | 65 | 6,5 |
2 | 15 | 9 | 8 | 10 | 2 | 8 | 8 | 15 | 6 | 3 | 84 | 8,4 | |
3 | 0 | 3 | 11 | 2 | 7 | 9 | 4 | 16 | 5 | 4 | 61 | 6,1 | |
4 | 9 | 9 | 2 | 5 | 7 | 6 | 7 | 4 | 5 | 6 | 60 | 6 | |
Всего | 31 | 27 | 29 | 29 | 19 | 29 | 27 | 37 | 20 | 22 | 270 | 27 | |
Фаза** «Резистенции» | 1 | 12 | 11 | 5 | 0 | 13 | 4 | 6 | 12 | 14 | 13 | 90 | 9 |
2 | 27 | 7 | 9 | 8 | 6 | 6 | 9 | 5 | 10 | 5 | 89 | 8,9 | |
3 | 12 | 17 | 12 | 12 | 15 | 9 | 9 | 18 | 8 | 2 | 114 | 11,4 | |
4 | 12 | 4 | 7 | 11 | 5 | 3 | 5 | 6 | 9 | 0 | 62 | 6,2 | |
Всего | 63 | 39 | 33 | 31 | 39 | 22 | 29 | 41 | 41 | 20 | 355 | 35,5 | |
Фаза*** «Истощения» | 1 | 15 | 13 | 18 | 13 | 9 | 4 | 0 | 17 | 4 | 12 | 105 | 10,5 |
2 | 15 | 6 | 7 | 6 | 8 | 12 | 7 | 3 | 6 | 9 | 79 | 7,9 | |
3 | 23 | 8 | 7 | 12 | 11 | 5 | 3 | 12 | 5 | 17 | 103 | 10,3 | |
4 | 9 | 6 | 12 | 8 | 15 | 7 | 8 | 4 | 16 | 23 | 108 | 10,8 | |
Всего | 62 | 33 | 44 | 39 | 43 | 28 | 18 | 36 | 31 | 61 | 395 | 39,5 | |
Итого: | 156 | 99 | 106 | 99 | 101 | 79 | 74 | 114 | 92 | 103 | 1020 | 102 |
* 1 - Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».
2 - Симптом «неудовлетворенности собой».
3 - Симптом «загнанности в клетку».
4 - Симптом «тревоги и депрессии».
** 1 - Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
2 - Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
3 - Симптом «расширения сферы экономии эмоций».
4 - Симптом «редукции профессиональных обязанностей».
*** 1 - Симптом «эмоционального дефицита».
2 - Симптом «эмоциональной отстраненности».
3 - Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».
4 - Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».
****
№ | Испытуемые |
1 | Артеменко С.О. |
2 | Демирчан А.Э. |
3 | Ильгунин В.А. |
4 | Красникова С.А. |
5 | Мирошниченко Д.В. |
6 | Окунь И.Д. |
7 | Петров А.А. |
8 | Разумихина О.А. |
9 | Светлакова С.В. |
10 | Якушева М.С. |
Таким образом, мы видим, что ни у одного испытуемого не сформировались все три фазы эмоционального выгорания. У всех без исключения испытуемых фаза «напряжения» не сформировалась. Фаза «резистенции» полностью сформировалась только у испытуемого под № 1. У испытуемых под номерами 1 и 10 сформировалась фаза «истощения». В целом, у педагогов средней школы № 25 не выявлен синдром эмоционального выгорания.
Выводы:
1. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания у большинства испытуемых являются: симптом «расширения сферы экономии эмоций», симптом «эмоционального дефицита», симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» и симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений», причем эти симптомы ярче выражены у более взрослых испытуемых с больших стажем работы в школе.
2. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания не носит монотонный возрастающий характер, существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
3. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные факторы, но влияние личностных факторов преобладает.
4. Личностные и организационные факторы усиливают влияние друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная курсовая работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Мы постарались обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности. В работе были выявлены личностные качества педагогов, а также организационные характеристики, влияющие на формирование и развитие данного явления.
Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:
1. Изучена литература по данной проблеме;
2. Проведено психологическое исследование;
3. Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома;
4. Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов в процессе профессионализации.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы и эти факторы взаимно усиливают друг друга.
Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург 1999г.
2) Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. Вопросы психологии № 5, 1988г.
3) Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просвещение, 1989г.
4) Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск, 1992г.
5) Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996.
6) Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика,1991г.
7) Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. Вопросы психологии N4. 1994г.
8) Гоноболин Ф.Н. Психология. М., Просвещение,1973г.
9) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. С.П., 1997г.
10) Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. Детский психолог. 1993г.
11) Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение» 1989г.
12) Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003г. Интернет.
13) Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.
14) Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985 г.
15) Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. М., 1988г.
16) Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.
17) Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение , 1993 г.
18) Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья, 1978. Интернет.
19) Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии № 6. 1987г.
20) Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М., издательство «Флинта», 2001 г.
21) Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., «Просвещение» 1986 г.
22) Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической психологии и психоанализа. 2001г. сентябрь.
23) Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000г.
24) Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., ВЛАДОС, 1998 г.
25) Селье Г. «Стресс без дистресса» М.,1982г.
26) Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.,2000г.
27)Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. М. 1999г.
28) Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.
29) Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. «Вопросы психологии», 1994 г., № 6.
30) Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Статья, интернет.
31) Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения. Интернет 2002г.
32) Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000г.
33) Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журнал практического психолога. 1998 г., № 7.
Приложение 1
2. Методика В.В. Бойко на выявление эмоционального выгорания.
1. Организационные недочеты на работе постоянно принуждают меня нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сейчас я доволен собственной профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии либо профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня волнует то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, отменно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами совсем зависит от моего настроения -- хорошего либо отвратительного.
6. От меня как специалиста не достаточно зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтоб со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость либо напряжение, то стараюсь поскорее решить трудности напарника (свернуть взаимодействие).
Информация о работе Эмпирическое исследование синдрома выгорания у учителей