Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 22:01, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.
Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок.
Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.
Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени.
В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) y.
Уровни ряда – это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время – это моменты или периоды, к которым относятся уровни.
При построении ряда динамики принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации. Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики может быть меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость можно путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции [14].
Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок – это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП при дефиците менее 1,0% ВВП (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млрд. рублей
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Доходы, всего |
24 515,3 |
25 941,0 |
28 617,8 |
31 413,7 |
%% к ВВП |
36,9 |
35,1 |
34,9 |
34,4 |
в том числе: |
||||
Федеральный бюджет |
12 865,9 |
13 485,5 |
14 767,5 |
15 908,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
8 592,7 |
9 332,1 |
10 233,1 |
11 342,1 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
7 199,2 |
8 023,3 |
8 929,2 |
10 033,1 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего |
7 891,3 |
7 692,7 |
8 518,1 |
9 252,4 |
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации |
6 268,9 |
5 904,6 |
6 428,5 |
7 002,4 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
3 377,6 |
3 159,9 |
3 502,7 |
3 896,9 |
Бюджет Фонда социального страхования |
563,1 |
563,6 |
628,1 |
698,2 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
440,7 |
527,6 |
586,9 |
653,9 |
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования |
1 059,3 |
1 224,5 |
1 461,5 |
1 551,8 |
в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
631,9 |
744,7 |
831,5 |
921,7 |
Расходы, всего |
24 992,4 |
26 450,7 |
29 046,0 |
31 857,2 |
%% к ВВП |
37,6 |
35,8 |
35,4 |
34,9 |
в том числе: |
||||
Федеральный бюджет, всего |
13 387,3 |
13 847,0 |
15 235,7 |
16 451,8 |
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
8 954,3 |
9 775,1 |
10 989,4 |
12 018,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, всего |
8 786,7 |
9 438,9 |
10 285,0 |
11 363,6 |
в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
8 404,1 |
8 960,6 |
9 649,4 |
10 727,4 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов, всего |
7 653,0 |
7 734,0 |
8 426,2 |
9 130,7 |
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, всего |
6 014,3 |
5 925,3 |
6 322,1 |
6 878,5 |
Бюджет Фонда социального страхования, всего |
579,4 |
584,2 |
642,6 |
700,4 |
Бюджеты фондов обязательного медицинского страхования, всего |
1 059,3 |
1 224,5 |
1 461,5 |
1 551,8 |
в том числе: |
||||
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (без учета межбюджетных трансфертов в Фонд социального страхования) |
12,2 |
32,7 |
13,8 |
15,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
1 028,1 |
1 172,8 |
1 428,7 |
1 517,3 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего |
-477,1 |
-509,6 |
-428,3 |
-443,5 |
%% к ВВП |
-0,7 |
-0,7 |
-0,5 |
-0,5 |
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 52,4% в 2013 году до 50,6 % в 2016 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) возрастет с 29,3% в 2013 году до 31,9% в 2016 году. Также прогнозируется снижение доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с 18,1% в 2013 году до 17,4% в 2016 году.
Доля расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (после предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов бюджетной системы незначительно возрастет (в пределах 0,3 процента). Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году останется практически на уровне 2013 года и составит 33,7 процента.
Эти изменения обусловлены в первую очередь сокращением объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при повышении доли собственных доходов, в том числе за счет оптимизации структуры межбюджетных трансфертов.
Функциональная структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 – 2016 годах не претерпит существенных изменений (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год | ||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу |
млрд. рублей |
в % к итогу | |
Расходы, всего |
24 992,4 |
100 |
26 450,7 |
100 |
29 046,0 |
100 |
31 857,2 |
100 |
в том числе: |
||||||||
Общегосударственные вопросы |
1 404,0 |
5,6 |
1 475,1 |
5,6 |
1 533,4 |
5,3 |
1 574,6 |
4,9 |
Национальная оборона |
2 099,6 |
8,4 |
2 528,2 |
9,6 |
3 116,0 |
10,7 |
3 447,4 |
10,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 145,8 |
8,6 |
2 208,4 |
8,3 |
2 311,7 |
8,0 |
2 299,7 |
7,2 |
Национальная экономика |
3 139,2 |
12,6 |
3 335,3 |
12,6 |
3 534,5 |
12,2 |
3 839,9 |
12,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 130,2 |
4,5 |
1 247,4 |
4,7 |
1 309,4 |
4,5 |
1 405,8 |
4,4 |
Охрана окружающей среды |
45,7 |
0,2 |
51,6 |
0,2 |
53,4 |
0,2 |
54,8 |
0,2 |
Образование |
2 870,5 |
11,5 |
3 008,7 |
11,4 |
3 313,2 |
11,4 |
3 648,6 |
11,5 |
Культура и кинематография |
371,0 |
1,5 |
392,3 |
1,5 |
435,3 |
1,5 |
477,8 |
1,5 |
Здравоохранение |
2 455,0 |
9,8 |
2 600,7 |
9,8 |
2 780,0 |
9,6 |
3 066,9 |
9,6 |
Социальная политика |
8 542,8 |
34,2 |
8 700,8 |
32,9 |
9 296,1 |
32,0 |
10 119,7 |
31,8 |
Физическая культура и спорт |
192,3 |
0,8 |
218,8 |
0,8 |
244,6 |
0,8 |
272,2 |
0,9 |
Средства массовой информации |
112,2 |
0,4 |
104,2 |
0,4 |
95,6 |
0,3 |
93,0 |
0,3 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
484,2 |
1,9 |
549,3 |
2,1 |
591,8 |
2,0 |
656,9 |
2,1 |
Более 1/3 бюджетных расходов будет направляться на цели социальной политики. Вместе с расходами на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг, составляет более 55% суммарных расходов бюджетной системы Российской Федерации.
Второе место по объему расходов после раздела «Социальная политика» занимает раздел «Национальная экономика», включающий, в том числе расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики.
Необходимость решения задач по модернизации Вооруженных Сил и укреплению обороноспособности страны обусловливает рост доли раздела «Национальная оборона».
Общая тенденция к снижению доли доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к ВВП определяет тенденцию к снижению расходов по отношению к ВВП по всем разделам, за исключением раздела «Национальная оборона» (таблица 1.3).
Таблица 1.3 - Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов (в % к ВВП)
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Расходы, всего |
37,6 |
35,8 |
35,4 |
34,9 |
в том числе: |
||||
Общегосударственные вопросы |
2,1 |
2,0 |
1,9 |
1,7 |
Национальная оборона |
3,2 |
3,4 |
3,8 |
3,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
3,2 |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
Национальная экономика |
4,7 |
4,5 |
4,3 |
4,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,5 |
Охрана окружающей среды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Образование |
4,3 |
4,1 |
4,0 |
4,0 |
Культура и кинематография |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Здравоохранение |
3,7 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
Социальная политика |
12,8 |
11,8 |
11,3 |
11,1 |
Физическая культура и спорт |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Средства массовой информации |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
При этом по всем разделам, за исключением разделов «Общегосударственные вопросы», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Средства массовой информации» объем расходов в 2016 году в реальном выражении будет существенно превышать уровень 2013 года.
По разделу «Образование» расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в реальном выражении в 2016 году выше уровня 2013 года в 1,27 раза. Однако отношение указанных расходов к ВВП сократилось с 4,3% до 4,0 процентов. Такая динамика связана с ростом расходов федерального бюджета по разделу «Образование» (без учета межбюджетных трансфертов) темпами меньше темпов роста ВВП.
В расходах федерального бюджета на образование более 80% приходится на сферу высшего образования, а с учетом отрицательной динамики прогнозной численности населения в возрасте 17 лет в краткосрочной перспективе, влияющей на численность студентов, предусмотренных в федеральном бюджете объемов бюджетных ассигнований достаточно для поддержания системы образования на оптимальном уровне и ее развития.
Отношение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на образование к ВВП в 2013-2016 годах сохраняется на уровне 3,3% (темпы роста ежегодно сохраняются на уровне темпов роста ВВП). Такая динамика обусловлена выполнением задач, поставленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (совершенствование системы оплаты труда педагогических работников, повышение доступности дошкольного образования), основная нагрузка по реализации которых ложится в основном на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Имеются следующие выборочные данные (выборка 25%-ная механическая) о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие, млн. руб.:
Таблица 1.4 – Выборка о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие
№ региона п/п |
Доходы бюджета |
Расходы бюджета |
№ региона п/п |
Доходы бюджета |
Расходы бюджета |
1 |
4,2 |
4,9 |
16 |
1,6 |
1,7 |
2 |
3,8 |
4,7 |
17 |
3,4 |
3,6 |
3 |
6,4 |
7,0 |
18 |
4,0 |
4,5 |
4 |
4,4 |
5,0 |
19 |
3,5 |
3,6 |
5 |
4,7 |
4,2 |
20 |
2,3 |
2,0 |
6 |
2,0 |
1,9 |
21 |
3,5 |
3,9 |
7 |
4,0 |
4,7 |
22 |
4,4 |
5,8 |
8 |
3,7 |
4,3 |
23 |
4,8 |
4,4 |
9 |
7,1 |
6,8 |
24 |
7,5 |
8,7 |
10 |
4,2 |
4,6 |
25 |
4,6 |
4,6 |
11 |
2,6 |
3,1 |
26 |
3,1 |
3,3 |
12 |
4,5 |
4,8 |
27 |
4,0 |
4,6 |
13 |
5,5 |
7,1 |
28 |
5,2 |
6,0 |
14 |
5,0 |
5,5 |
29 |
5,3 |
5,8 |
15 |
1,5 |
1,8 |
30 |
5,2 |
5,1 |