Индекс потребительских цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:17, реферат

Краткое описание

Развитие государственной статистики должно быть направлено на достижение стратегических целей развития Российской Федерации, прежде всего, на создание условий для повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и призвано способствовать информационно-статистическому обеспечению реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономической и демографической политики, а также выполнению международных информационных обязательств Российской Федерации в целях повышения открытости российской экономики, ее более полной интеграции в мировое сообщество в соответствии с международными стандартами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ

1.1 Социально-экономическое значение статистического изучения цен и инфляции

1.2 Статистика потребительских цен

ГЛАВА 2. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

2.1 Сущность, функции и значение индекса потребительских цен

2.2 Происхождение и направления использования индексов потребительских цен

2.3 Порядок расчета индекса потребительских цен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

 Регистрация  цен проводится также на мелкооптовых  ярмарках (рынках). 

 Зарегистрированная  ценовая информация по каждому  товару (услуге) заносится на отдельный  бланк регистрации потребительских  цен на товары и услуги (не менее 5 ценовых котировок на товар). Начиная с 2001 г. осуществляется безбумажный сбор информации об уровне цен — с использованием мини-компьютеров. 

 Важной особенностью  потребительского набора для  расчета ИПЦ является определенная  гибкость его формирования. 

 Потребительский  набор, на основании которого  рассчитывается ИПЦ, представляет  собой единую для всех регионов  Российской Федерации репрезентативную  выборку групп товаров и услуг,  наиболее часто потребляемых  населением. 

 В набор  включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и т. д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. 

 Такой набор  формируется на федеральном уровне  и остается неизменным в течение  длительного времени (как правило, не менее года). 

 На региональном  уровне специалисты детализируют  общее описание товарной группы  теми товарами-представителями с  конкретными потребительскими свойствами, которые занимают значительный  удельный вес на потребительском  рынке данного региона и предположительно будут предлагаться к продаже в течение продолжительного времени. 

 В условиях, когда насыщение потребительского  рынка товарами и услугами  в России в больших и малых  городах не одинаково, территориальным  статистическим органам предоставлено право на месте формировать перечень товаров и услуг для регистрации цен, отбирая их из общероссийского перечня. 

 Территориальным  статистическим органам также  предоставлено право расширять  перечень товаров и услуг для  регистрации цен. При этом зарегистрированная ценовая информация на товары, не включенные в установленный обязательный перечень, при расчете индекса потребительских цен на региональном и федеральном уровнях не учитывается. 

 В условиях  продолжающегося роста цен ежемесячная  регистрация цен на товары (услуги) - представители проводится в конце отчетного месяца (с 22-го по 25-е число). По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация проводится в более ранние сроки, но не раньше, чем за один-два дня до установленного времени. Такой метод сбора информации — в конце месяца — позволяет более полно оценить рост цен в целом за месяц. 

 В условиях  замедляющихся темпов инфляции  повышаются требования к качеству  собираемой ценовой информации, в связи с этим становятся более жесткими правила регистрации цен, а также требования по замене товаров и предприятий торговли, где регистрируются цены на наблюдаемый перечень товаров. 

 При рассмотрении  теории и методологии построения  индексов цен целесообразно выделить отдельные показатели, изменение которых изучается. 

1. Цена единицы  определенного товара р. 

2. Средняя цена  единицы товара: 
 

    (1)  
 

 где q —  количество однородного набора  товаров (услуг). 

 Средняя цена  по городу определяется по  формуле простой средней геометрической величины: 
 

    (2) 
 

 Индивидуальный  индекс цен по товару (услуге) определяется как частное от  деления средних сопоставимых  цен.  

 Индивидуальный  или простой индекс цен динамики  определяется как отношение цены  товара (или полезности товара) текущего периода к цене предыдущего или базисного периода.  

 Обозначим  последовательные периоды временного  ряда цен от 0 до п, т. е.: 

t = 0, 1,2,3......,п. 

 При последовательном  сопоставлении цены текущего  периода (п) с ценой предыдущего  периода (п-1) получают систему цепных индексов: 

iр(п/п-1) =рп /рп-1 ; (3) 

 а при сопоставлении  с одним из периодов, взятым  за базисный (0), получают базисный  индекс: 

iр(п/0) = рп/ р0.. (4) 

 Расчет индекса  потребительских цен осуществляется  по модифицированной формуле Ласпейреса с месячной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года, к декабрю предыдущего года. Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, т. е. путем перемножения месячных индексов потребительских цен. 
 

  (5) 
 

 где т —  количество отдельных видов товаров  в укрупненной товарной позиции  или по изучаемой совокупности в целом; п — текущий период; п-1 — предыдущий период; qi0 — постоянные веса в натуральных единицах измерения. 

 Метод расчета  сводного индекса цен по модифицированной  формуле Ласпейреса в статистике  принято называть «рекурсивным  методом». 

 Начиная с  января 2002 г. осуществляется ежемесячный расчет стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения как в целом по России, так и по субъектам Федерации. Такой набор включает в себя перечень товаров и услуг, преимущественно потребляемых населением всех субъектов РФ. 

 Исходя из  заданных критериев в состав  фиксированного набора для проведения  межрегиональных сопоставлений  отобрано 30 наименований продовольственных  товаров, 42 - непродовольственных товаров и 12 — платных услуг населению. 

 В основу  разработки весов фиксированного  набора по непродовольственным  товарам и по платным услугам  населению был заложен принцип  расчета, основанный на определении  их необходимого и достаточного потребления средним потребителем в течение одного года. 

 При определении  стоимости фиксированного набора  используются средние потребительские  цены и тарифы на товары  и услуги, исчисленные как средневзвешенные  величины из данных регистрации  цен по выборочному кругу торговых организаций и организаций сферы услуг в субъектах РФ. 

 Средние цены  для расчета фиксированного набора  определяются в рамках ежемесячного  наблюдения за потребительскими  ценами, организованного с целью  расчета индекса потребительских цен. 

 В последнее  время некоторые статистические  ведомства начали осуществлять  расчеты базового индекса потребительских  цен. 

 Российская  статистика цен не осталась  в стороне от разработки методологии  расчета такого индекса применительно  к особенностям страны с переходной экономикой. 

 Базовый индекс  потребительских цен (БИПЦ), являясь  одним из составляющих индекса  потребительских цен (ИПЦ), исключает  краткосрочные неравномерные изменения  цен под влиянием отдельных  факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, и может быть использован для проведения определенных расчетов в аналитических целях. 

 Базовый индекс  потребительских цен (БИПЦ) определяет  динамику цен, не подверженную  воздействиям шоков предложения  и спроса, сезонного фактора, а также административному воздействию федеральных и региональных органов власти на процессы ценообразования. 

 Базовый индекс  потребительских цен (базовой  инфляции) не включает в себя  отдельные составляющие индекса  потребительских цен, подверженные существенным колебаниям, не связанным с общим фоновым уровнем инфляции. При этом основным принципиальным условием расчета базового индекса потребительских цен (БИПЦ) является разработка постоянного перечня товаров и услуг, влияние изменения цен на которые ежемесячно исключается из официального индекса потребительских цен (ИПЦ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 
 

2.1 Сущность, функции  и значение индекса потребительских  цен 
 

 ИПЦ —  это индекс, измеряющий помесячную (поквартальную) динамику цен на потребительские товары и услуги. Регистрация цен производится в магазинах или других розничных торговых точках. Обычный метод заключается в расчете среднего значения изменений цен на различные продукты за один период по сравнению с предыдущим с использованием в качестве весов средних сумм, затрачиваемых домашними хозяйствами на их приобретение. ИПЦ являются официальными статистическими показателями, составлением которых обычно занимаются национальные органы статистики, министерства труда или центральные банки. ИПЦ публикуются в максимально короткие сроки, как правило, в течение примерно десяти дней после окончания очередного месяца или квартала. 

 ИПЦ измеряет  темпы инфляции цен, с которой сталкиваются на собственном опыте и которую ощущают домашние хозяйства, выступающие в роли потребителей. Он также широко используется в качестве заменителя общего индекса инфляции для экономики в целом, отчасти благодаря частоте и своевременности его составления. ИПЦ стал важнейшим статистическим показателем для принятия экономических решений, особенно в сфере денежно-кредитной политики. Он часто упоминается в законодательстве и во многих частных контрактах в качестве показателя инфляции, который надлежит использовать для корректировки платежей (таких как заработная плата, арендные, процентные платежи и пособия по социальному страхованию) с учетом влияния инфляции. В связи с этим применение ИПЦ может иметь значимые и масштабные финансовые последствия как для органов государственного управления и предприятий, так и для домашних хозяйств. 

 В большинстве  стран ИПЦ, по-видимому, приобрели  уникальный статус в сфере  экономической статистики. Это можно  объяснить влиянием нескольких  факторов. 

  • прежде  всего, все домашние хозяйства обладают собственным опытом в области тех явлений, для измерения которых предназначаются ИПЦ. Широкая общественность хорошо осведомлена об изменениях цен на потребительские товары и услуги и о том непосредственном воздействии, которое эти изменения оказывают на жизненный уровень. Интерес к ИПЦ проявляют не только пресса и политические круги.
  • изменения ИПЦ обычно получают широкую известность. Их публикация может отмечаться в сводках главных новостей. ИПЦ относятся к категории весьма заметных статистических показателей.
  • ИПЦ публикуется регулярно, как правило, каждый месяц, что позволяет внимательно отслеживать уровень потребительской инфляции. Кроме того, ИПЦ представляют собой оперативные статистические данные, публикуемые вскоре после окончания того периода, к которому они относятся.
  • ИПЦ представляет собой статистический показатель с давней историей. Население знакомо с ним в течение долгого времени.
  • хотя изменения цен на некоторые виды товаров и услуг сложно измерить по причине изменений в их качестве, еще большие трудности возникают при измерении динамики цен на другие виды товаров и услуг, такие как инвестиционные товары и государственные, особенно коллективные (для общества в целом), услуги. ИПЦ могут служить относительно достоверным индексом цен по сравнению с индексами цен некоторых других потоков.
  • ИПЦ пользуется широким признанием. Его точность и надежность редко вызывает серьезные сомнения.
  • в большинстве стран намеренно приняли правило, согласно которому индекс не пересматривается после его публикации. Это делает его более привлекательным для использования во многих, особенно финансово значимых целях, таких как индексация. Возможно, отказ от уточнений создает несколько обманчивое впечатление о достоверности, но, судя по всему, он также повышает доверие к индексу и степень его приемлемости.
 

 Распространенное  применение ИПЦ для более широкого  круга задач, чем предусматривалось  изначально, может объясняться действием  ряда перечисленных выше факторов, а также отсутствием каких-либо  других приемлемых альтернативных или более полных показателей ежемесячного уровня инфляции в большинстве стран. Так, ИПЦ может использоваться вместо более общего показателя инфляции в коммерческом бухгалтерском учете, несмотря на то, что по своему характеру этот индекс, очевидно, не является идеальным для данной цели. Аналогичным образом, тот факт, что ИПЦ не подлежит пересмотру, наряду с регулярностью и своевременностью его публикации, объясняет его популярность в качестве средства индексации при заключении коммерческих и юридических договоров там, где его применение также не вполне целесообразно по концептуальным соображениям. Аргументом в защиту подобной практики может служить то обстоятельство, что альтернативой применению ИПЦ является отсутствие каких-либо поправок на инфляцию. Хотя ИПЦ, возможно, и не является идеальным показателем инфляции, намного предпочтительнее использовать этот индекс, чем вообще не вносить никаких поправок. 

Информация о работе Индекс потребительских цен