Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение основ математического и программного обеспечения в ходе осуществления социологического исследования информационных потребностей судентов.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
Разработать программу социологического исследования на тему «Информационные потребности студентов»;
Определить содержательные основы применения математических и статистических методов в процессе социологического исследования информационных потребностей студентов;
Автоматизировать анализ анкетных данных.
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ».
Методологический раздел программы социологического исследования.
Методический раздел программы социологического исследования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ.
Логическая схема обработки информации.
Подготовка первичной информации к компьютерной обработке.
Обобщение результатов проведенного исследования.
АВТОМАТИЗАЦИЯ АНАЛИЗА АНКЕТНЫХ ДАННЫХ.
Сравнительный анализ использования Excel и SPSS на разных этапах обработки социологических данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. БЛАНК АНКЕТЫ.
Введение
На сегодняшний день социология применяется во многих сферах жизни общества. Проводятся всевозможные социологические исследования для изучения мнения людей о различных явлениях.
Именно прикладная социология предполагает выявление и решение проблем социального характера. На основе ее результатов можно судить о состоянии общества как в целого, так и отдельных его подсистем и классов.
«Прикладное социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков. Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез»1.
«Одна из главных причин обращения к социологическим исследованиям – потребность в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые чаще всего скрыты»2.
Наша курсовая работа посвящена
программно-математическому
Тема социологического исследования
актуальна для современности, так
как появляются новые возможности
и новые источники для
Объект данной работы – информационные потребности студентов.
Предметом является программно – математическое обеспечение социологического исследования информационных потребностей студентов.
Целью курсовой работы является
определение основ
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
Современное развитое общество
характеризуется как
В этой сфере существуют такие понятия, как информационные ресурсы, информационные потребности, информационный запрос, пользователь информации. «Ресурсы- это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. Информационные ресурсы – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе или пригодной для ее сохранения и использования. Они являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим - финансовым, сырьевым, материально-техническим.»5 «Потребность- внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Информационная потребность – потребность, возникающая у человека в том случае, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности лидо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.»6 «Информационный запрос - текст, смысловое содержание которого выражает некоторую информационную потребность.»7 «Пользователь информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации.»8
Характер и содержание информационной потребности зависят напрямую от деятельности пользователя. «Информационная потребность в первую очередь вытекает из профессиональной деятельности пользователей, которая определена конкретными целями и задачами. Именно в ходе решения поставленных задач, реализации целей деятельности возникает потребность в обращении к информации.»9
Существует множество
различных классификаций
В основном пользуются классификацией
потребностей по форме представления
информации. Рассмотрим как характеризуется
каждый пункт. «Библиографические информационные
потребности - это потребности
человека в библиографической
Д.И. Блюменау рассматривал процесс формирования информационно потребности на уровне психики: «Потребность формируется на уровне психики человека в виде психической модели, затем она переводится на уровень мышления в виде мыслительной модели, затем следует языковой уровень, когда модель вербализуется. Переходя с одного уровня на другой, образ-представление изменяется, и «на вербализованном уровне мы получаем подчас модель (запрос), лишь очень приблизительно соответствующую модели на психическом уровне (самой потребности).»17 Также в своей другой работе он рассматривает сложность возникновения информационного запроса: «Процесс возникновения запроса осложняется тем, что психическая модель потребности порой сама приблизительно соответствует тому, что требуется узнать.»18
Рассмотрим, каким образом
удовлетворяются информационные запросы
и потребности. «Запросы удовлетворяются
с помощью различных
В современном обществе существует
большое количество информационных
ресурсов, с помощью которых человек
удовлетворяет свои информационные
потребности. Это виртуальные справочные
службы, электронные библиотеки, пресс-клипинг,
сайты библиотечно-
Сейчас одними из самых
активных пользователей информационных
ресурсов являются студенты. У них
ежедневно возникают
Целью данного социологического исследования является возможность определить как информационные потребности и их удовлетворение влияют на образовательный процесс.
Объект исследования – студенты ФИиСТех.
Предмет исследования – информационные потребности.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
Гипотеза: предварительный
анализ статистической информации об
интенсивности и росте
Дополнительные гипотезы:
В соответствии с целью исследования, логическому анализу подлежит понятие «информационные потребности»
Рис. 1.1 Факторная операционализация понятия «Информационная потребность»
Методическая часть программы социологического исследования начинается с определения выборки.
«Процесс выборки основан:
– на взаимосвязи
и взаимообусловленности
– на правомерности выводов в целом на основании изучения его части при условии, что по своей структуре эта часть является микромоделью целого»24.
«Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, и есть единицы анализа»25.
«Выборка — процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных, для того чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений»26.