Информационные потребности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение основ математического и программного обеспечения в ходе осуществления социологического исследования информационных потребностей судентов.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
Разработать программу социологического исследования на тему «Информационные потребности студентов»;
Определить содержательные основы применения математических и статистических методов в процессе социологического исследования информационных потребностей студентов;
Автоматизировать анализ анкетных данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ».
Методологический раздел программы социологического исследования.
Методический раздел программы социологического исследования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ.
Логическая схема обработки информации.
Подготовка первичной информации к компьютерной обработке.
Обобщение результатов проведенного исследования.
АВТОМАТИЗАЦИЯ АНАЛИЗА АНКЕТНЫХ ДАННЫХ.
Сравнительный анализ использования Excel и SPSS на разных этапах обработки социологических данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota11.docx

— 685.26 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

  1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ».
    1. Методологический раздел программы социологического исследования.
    2. Методический раздел программы социологического исследования.
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  И СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ.
    1. Логическая схема обработки информации.
    2. Подготовка первичной информации к компьютерной обработке.
    3. Обобщение результатов проведенного исследования.
  3. АВТОМАТИЗАЦИЯ АНАЛИЗА АНКЕТНЫХ ДАННЫХ.
    1. Сравнительный анализ использования Excel и SPSS на разных этапах обработки социологических данных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. БЛАНК АНКЕТЫ. 

Введение

На сегодняшний день социология применяется во многих сферах жизни  общества. Проводятся всевозможные социологические исследования для изучения мнения людей о  различных явлениях.

Именно прикладная социология предполагает выявление и решение  проблем социального характера. На основе ее результатов можно судить о состоянии общества как в  целого, так и отдельных его  подсистем и классов.

 «Прикладное социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков. Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез»1.

«Одна из главных  причин обращения к социологическим  исследованиям – потребность  в обширной, содержательной и актуальной информации, отражающей наиболее важные стороны жизнедеятельности и  взаимодействия индивидов, групп, коллективов, социальных слоев общества, которые  чаще всего скрыты»2.

Наша курсовая работа посвящена  программно-математическому обеспечению  деятельности социолога, так как  только таким образом он может  углублять количественный и качественный состав знаний об обществе. Она демонстрирует  доступные программные пакеты для  анализа и обработки социологических  данных.

Тема социологического исследования актуальна для современности, так  как появляются новые возможности  и новые источники для удовлетворения информационных потребностей индивида.

 

Объект данной работы –  информационные потребности студентов.

Предметом является программно – математическое обеспечение социологического исследования информационных потребностей студентов.

Целью курсовой работы является определение основ математического  и программного обеспечения в  ходе осуществления социологического исследования информационных потребностей судентов.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие  задачи:

  • Разработать программу социологического исследования на тему «Информационные потребности студентов»;
  • Определить содержательные основы применения математических и статистических методов в процессе социологического исследования  информационных потребностей студентов;
  • Автоматизировать анализ анкетных данных.

 

 
  1. ГЛАВА. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ».
    1. Методологический раздел программы социологического исследования.

Современное развитое общество характеризуется как информационное. Возрастает роль информационной сферы  в жизни человека. Развитие влечет за собой появление новой информации и информационных потребностей, которые  нужно удовлетворять. «На всех основных стадиях научной работы и практической реализации достижений науки и техники  появляется огромное множество информационных потребностей.»3 Если потребности личности в информации не будут удовлетворяться, то она не сможет развиваться. «Под влиянием внешних социальных факторов у человека формируется потребность в знаниях, без которых невозможно его становление как личности.» 4

В этой сфере существуют такие понятия, как информационные ресурсы, информационные потребности, информационный запрос, пользователь информации. «Ресурсы- это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. Информационные ресурсы – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе или пригодной для ее сохранения и использования. Они являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим - финансовым, сырьевым, материально-техническим.»5 «Потребность- внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Информационная потребность – потребность, возникающая у человека в том случае, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности лидо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.»6 «Информационный запрос - текст, смысловое содержание которого выражает некоторую информационную потребность.»7 «Пользователь информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации.»8

Характер и содержание информационной потребности зависят  напрямую от деятельности пользователя. «Информационная потребность в  первую очередь вытекает из профессиональной деятельности пользователей, которая  определена конкретными целями и  задачами. Именно в ходе решения  поставленных задач, реализации целей  деятельности возникает потребность  в обращении к информации.»9

Существует множество  различных классификаций информационных потребностей с различными основаниями  для деления. «Основание деления  – это ключевой признак в исследовании любой системы классификации,  выражающий сущностную связь между  явлениями, объектами, предметами. Классификация  по более существенным признакам  называется типологией. Она основывается на понятии типа как единицы расчленения  изучаемой реальности.»10 О.П.Коршунов приводит несколько классификаций информационных потребностей, подчеркивая их многообразие: «Классификаций информационных потребностей может быть великое множество в связи с многообразием и многопредметностью мира, в которым мы живем. Основанием деления в этом случае выступают предметы, объекты, люди, знания, темпы, средства и любые другие явления объективно существующего мира.»11 Информационные потребности можно классифицировать по социальной принадлежности: «Информационные потребности делятся различными учеными на общественные, коллективные и индивидуальные. Классификационным признаком послужил социальный статус принадлежности – ее принадлежность к той или иной социальной группе населения или общества в целом.»12 Также можно провести классификация по характеру объективного отражения: «Другой классификацией информационных потребностей является их деление на явления объективного, субъективного или объективно-субъективного характера. Основанием деления является понимание информационных потребностей как явлений отражения объективного мира природы, явлений личностного или смешанного планов.»13 Приводится формальный критерий: «Формальным критерием классификации информационных потребностей является форма представления информации: библиографическая, документальная и информационная.»14

В основном пользуются классификацией потребностей по форме представления  информации. Рассмотрим как характеризуется  каждый пункт. «Библиографические информационные потребности -  это потребности  человека в библиографической информации, имеющие своим содержанием недостающую  психике человека библиографическую  информацию, а документальная потребность  – это потребность в необходимых  для жизнедеятельности документах с зафиксированной в них социально  значимой информацией.»15 «Информационная потребность – это потребность в необходимой для деятельности соответствующей дополнительной информации.» 16

Д.И. Блюменау рассматривал процесс формирования информационно  потребности на уровне психики: «Потребность формируется на уровне психики человека в виде психической модели, затем  она переводится на уровень мышления в виде мыслительной модели, затем  следует языковой уровень, когда  модель вербализуется. Переходя с одного уровня на другой, образ-представление  изменяется, и «на вербализованном  уровне мы получаем подчас модель (запрос), лишь очень приблизительно соответствующую  модели на психическом уровне (самой  потребности).»17 Также в своей другой работе он рассматривает сложность возникновения информационного запроса: «Процесс возникновения запроса осложняется тем, что психическая модель потребности порой сама приблизительно соответствует тому, что требуется узнать.»18

Рассмотрим, каким образом  удовлетворяются информационные запросы  и потребности. «Запросы удовлетворяются  с помощью различных источников: учебников, учебно-методических пособий, статей из научно-методических журналов и газет.»19 «Информационные потребности удовлетворяются за счет постоянно растущих информационных массивов, содержащих необходимые знания.»20 Для удовлетворения своих информационных потребностей личность должна проявлять активность. «Возникая в процессе «базовой» деятельности субъектов, «потребностная» ситуация отражается также и в другой их деятельности – информационной, связанной с активными действиями, которые в пределах, как правило, приблизительных представлений о потребности направляются на поиск нужной информации.»21

В современном обществе существует большое количество информационных ресурсов, с помощью которых человек  удовлетворяет свои информационные потребности. Это виртуальные справочные службы, электронные библиотеки, пресс-клипинг, сайты библиотечно-информационных учреждений. «Виртуальная справочная служба – форма, ориентированная  на обслуживание удаленных пользователей  и предоставление в ответ на их запросы готовой информации, которая  может иметь вид ссылок на имеющиеся  в сети ресурсы или вид печатных библиографических списков и  фактографических данных.»22 «Электронная библиотека является информационной системой, которая включает упорядоченный фонд электронных документов, формируемых в соответствии с заданными критериями, и предназначенных для общественного использования, и комплекс программно-технических средств, реализующих функции создания, использования и хранения этого фонда».23

Сейчас одними из самых  активных пользователей информационных ресурсов являются студенты. У них  ежедневно возникают потребности  в информации, которые различаются  объектом, целью и деятельностью  для достижения цели. На основе информационных потребностей, правильном умении удовлетворять  их, можно судить об успеваемости студента.

Целью данного социологического исследования является возможность определить как информационные потребности и их удовлетворение влияют на образовательный процесс.

Объект исследования –  студенты ФИиСТех.

Предмет исследования – информационные потребности.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие  задачи:

  1. Разработать методологические основы социологического исследования.
  2. Произвести сбор данных.
  3. Сделать выводы и разработать рекомендации в рамках данного социологического исследования.

Гипотеза: предварительный  анализ статистической информации об интенсивности и росте информационной потребности участников образовательного процесса на ФИиСТех.

Дополнительные гипотезы:

  • Студенты занимаются самообразованием посредствам СМИ
  • Зачастую возбудителями информационных потребностей являются преподаватели и собственное желание студента
  • Студенты умеют искать книги в алфавитном каталоге
  • Зачастую у девушек возбудителем информационных потребностей является собственное желание

В соответствии с целью  исследования, логическому анализу  подлежит понятие «информационные  потребности»

 

 

 

Рис. 1.1 Факторная операционализация понятия «Информационная потребность»


 


    1. Методический раздел программы социологического исследования.

Методическая часть программы  социологического исследования начинается с определения выборки.

«Процесс выборки основан:

– на взаимосвязи  и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов;

– на правомерности  выводов в целом на основании  изучения его части при условии, что по своей структуре эта  часть является микромоделью целого»24.

«Выборочная совокупность –  это определенное число элементов  генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, и есть единицы анализа»25.

«Выборка — процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных, для того чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений»26.

Информация о работе Информационные потребности студентов