Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 12:05, курсовая работа
Население является основополагающей частью всех процессов, проходящих в обществе. Изучение динамики и состава населения необходимо, чтобы регулировать и прогнозировать эти процессы.
Актуальность данной темы заключается в необходимости систематического изучения населения и проведения анализа по его основным показателям с целью выявления основных проблем, характерных для данной территории.
Статистический учет населения необходим в решении важнейших проблем при рассмотрении демографической политики, необходим для сбалансированного роста населения, в изучении миграции населения, составляющей основу межрайонного перераспределения рабочей силы и достижения равномерности ее распределения.
Введение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Общая характеристика миграционных процессов
1.2. Миграционные процессы в России
Глава II. Теоретические основы изучения мобильности населения по федеральным округам РФ
2.1. Анализ естественного движения и миграции населения
2.2 .Трудовые ресурсы и занятость
Глава III. Общая характеристика мобильности населения федеральным округам РФ
3.1. Миграционная мобильность населения РФ
3.2. Миграционная мобильность по федеральным округам
Заключение
Список использованной литературы
Внутренняя - перемещение населения по территории страны. Внутренняя миграция может быть добровольной, вынужденной и насильственной, возвратной и безвозвратной.
Миграция может быть возвратной и безвозвратной, а также законной и незаконной.
Возвратная миграция - переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок.
Безвозвратная - переселение с окончательной сменой постоянного места жительства.
Законная миграция - въезд, переселение и пребывание на территории страны, осуществленные в соответствии с нормами, существующими в ее законодательстве.
Незаконная миграция - въезд на территорию того или иного государства, пребывание на этой территории, а также выезд с нее иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства данной страны, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории государства.
Возможно сочетание различных видов миграции, например, одновременно внешней и маятниковой, когда мигранты - фрондильеры, т.е. люди, которые живут в одной стране, а работают в другой и ежедневно пересекают по пути из дома на работу государственную границу (много таких мигрантов в западноевропейских странах). Или одновременно внешние и возвратные мигранты - репатрианты, т.е. люди (или их потомки), которые когда-то переселились из своей страны, а теперь возвращаются на родину.
Сегодня и за рубежом, и в России все чаще говорят и пишут о демографической безопасности, связывая ее в основном с миграционными процессами. Директор Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Н.Г. Вишневский считает, что существует два разных подхода к пониманию демографической безопасности.
По его мнению, один подход можно назвать инструментальным, другой - ценностным.
Инструментальный подход состоит в том, что демографические процессы оцениваются не сами по себе, а с точки зрения их вклада в решение тех или иных недемографических задач общества, рассматриваются лишь как средство, инструмент для достижения других, недемографических целей. Второй подход к пониманию демографической безопасности предполагает самоценность демографических процессов, наличие автономных демографических целей.
В словаре «Геополитика и национальная безопасность» демографическая безопасность понимается как «защищенность процесса жизни и непрерывного естественного возобновления поколения людей».
Укрепление демографической безопасности связывается с увеличением продолжительности человеческой жизни, повышением эффективности демографического воспроизводства, расширением демографической свободы.
Связь миграции с безопасностью носит двусторонний характер. Проблема «миграция и безопасность» в аналитическом отношении может рассматриваться и как безопасность общностей, обществ и государств, затрагиваемых миграционными потоками, и как безопасность людей, образующих эти потоки.
Важно учитывать объем и продолжительность во времени миграционных потоков, ибо, к примеру, массовые миграционные выбросы не могут не влиять на сложившуюся в стране систему безопасности.
Миграционные процессы, вызывая конфликты целей субъектов безопасности, порождают противоречия между разными ее аспектами, а также уровнями. К примеру, иммиграция в Россию, способствуя повышению демографической безопасности страны, одновременно создает определенные экономические, социальные, криминальные и этнокультурные угрозы индивидам, коллективам и региональным сообществам, что в свою очередь может поставить под угрозу политическую стабильность, следовательно, — и национальную безопасность.
А учитывая, что все эти угрозы отражаются в предощущениях и реакциях общественного и политического сознания, как правило, в искаженном, преувеличенном, мифологизированном и мистифицированном виде, то может возникнуть мощная реакция отторжения «чужаков», чреватая повышенными угрозами для их собственной безопасности.
1.2.Миграционные процессы в России
Изучение миграционного процесса, как самостоятельного научного направления, получило развитие во второй половине XIX в. Толчком для этого послужила активизация ми фации в пореформенной эпохе, хотя освоение новых территорий в широких масштабах наблюдали и в предыдущие века. К примеру, заселение юга России к началу XVIII в. характеризовалось следующими основными потоками:
♦ расселением в Предкавказье (в основном в равнинной части) горских и кочевых народов (адыгов, ногайцев и др.);
♦ переселением из Закавказья армян, грузин и некоторых других народов;
♦ переселением из Центральной России и Юго-Восточной Украины русского и украинского населения (крестьянская колонизация);
♦ переселением казаков с Украины, расширением казачьих поселений на территории Дона, Кубани, Терека (казачья колонизация);
♦ переселением армян из Крыма на Дон и т.д.
Сегодня в России миграционными процессами занимается целый ряд государственных, научных и общественных организаций.
Россия на всем пути своего исторического развития характеризовалась, пожалуй, самыми активными в мире миграционными процессами. Сколько было массовых перемещений людей на ее огромной территории - не сосчитать! Еще в древние времена земли России знали нашествия различных племен и народов. Вспомним скифов и сорматов, татар и монголов, аланов и гуннов, половцев и хазар... А войны с поляками и шведами, французами и немцами, финнами и японцами, которые сопровождались массами беженцев и переселенцев? А освоение россиянами новых земель на юге и на севере, в Сибири и на Дальнем Востоке? А депортация народов?
Но на всем пути демографического развития России характерной была и насильственная миграция, полная или частичная депортация народов (от лат. deportatio - «изгнание», «ссылка»). Начало было положено в 1918-1920 гг. в результате гражданской войны. Была и частичная последующая репатриация с продолжением в ГУЛАГе. В 20-е гг. проводилась массовая депортация интеллигенции на Запад. В годы коллективизации (конец 20-х - начало 30-х гг.) были высланы в восточные районы сотни тысяч крестьян-«кулаков» и членов их семей, а несколько позже (середина и конец 30-х гг.) - репрессированные горожане (бывшие привилегированные группы населения, члены политических партий, «оппозиционеры» и т.д.).
Депортация населения продолжалась и в годы Великой Отечественной войны. В 1941 г. с территории Северного Кавказа были депортированы немцы, в 1942 г. - греки, в 1943 г. - карачаевцы (более 60 тыс.), в 1944 г. - чеченцы и ингуши (около 400 тыс.).
Внутренняя миграция России в 90-е гг. характеризовалась перемещением населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны. Это обусловлено такими факторами, как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда государственных программ и связанное с этим свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.
Выезжающее из северных и восточных регионов население продолжает концентрироваться в Центральной и Центрально-Черноземной частях России, в Поволжье, на Северном Кавказе, в отдельных регионах Урала и юга Западной Сибири. Такое стихийное распределение не всегда соответствует геополитическим и экономическим интересам как государства в целом, так и отдельных его регионов.
В 90-е гг. восстановился
и стабилизировался традиционный обмен
населением между селом и городом в пользу
последнего. В 1996 г. за счет переезда в
город число сельских жителей сократилось
на 110 тыс. человек, причем переезд осуществлялся,
как правило, в города тех же самых областей.
Тем не менее, величина оттока сельского
населения России в города полностью покрывается
и даже перекрывается за счет миграционного
притока из государств - бывших республик
СССР. В том же году в сельской местности
поселились 168 тыс. иммигрантов из ближнего
зарубежья. При этом прибывающие мигранты
благоприятно влияют не только на формирование
численности сельского населения, но и
на улучшение его демографической и профессионально-
В 1997 г. миграционный прирост городского населения на 1000 населения составлял 3%о, а сельского -1,7%о, в то время как в 1975 г. при росте городского населения на 12,8%о наблюдался отток сельского населения (-3,3%о).
В процессе осуществления социально-экономических реформ в аграрном секторе создаются условия для сдерживания оттока сельского населения в города, для привлечения мигрантов в село. А как развивалась в России международная миграция? Известный специалист по изучению миграционных процессов Е.С. Красинец выделил пять этапов эмиграции из России в послевоенный период.
В России субъектами внешней миграции являются:
а) эмигранты, в том числе:
♦ граждане России, переселяющиеся по различным причинам в другие страны на постоянное или временное проживание;
♦ лица из числа признанных в установленном порядке беженцами или ранее прибывших на территорию Российской Федерации и получивших временное убежище, выезжающие с территории России на место жительства в другие государства;
♦ граждане бывшего СССР, проживающие на территории Российской Федерации, но не являющиеся гражданами Российской Федерации, выезжающие с ее территории;
б) эмигранты транзитные - граждане бывшего СССР, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках СССР и прибывшие в Россию с целью выезда в третьи страны;
в) иммигранты, в том числе:
♦ иностранные граждане и лица без гражданства, граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие за пределами Российской Федерации, переселяющиеся в Россию на постоянное или временное жительство;
♦ иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию (находящиеся на территории Российской Федерации) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о признании их беженцами в соответствии с Конвенцией ООН 1951 г.. Протоколом к ней 1967 г. о статусе беженца и Законом Российской Федерации «О беженцах»;
г) иммигранты транзитные - иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию с целью дальнейшего выезда в третьи страны.
Субъектами вынужденной и незаконной миграции являются:
а) граждане бывшего СССР, не приобретшие гражданства другого государства, входившего ранее в состав СССР;
б) граждане государств - бывших республик СССР, в том числе граждане Российской Федерации;
в) иностранные граждане;
г) лица без гражданства (апатриды);
д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).
Субъектами внутренней миграции являются граждане Российской Федерации и лица, находящиеся в России на законных основаниях, а также лица, не имеющие законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и осуществляющие перемещения по ней.
Субъектами незаконной миграции являются:
а) эмигранты неконтролируемые - граждане Российской Федерации, выезжающие через территории государств - бывших республик СССР в другие иностранные государства;
б) эмигранты нелегальные - граждане Российской Федерации, нелегально пересекающие Государственную границу Российской Федерации;
в) иммигранты незаконные, к которым относятся:
♦ иностранные граждане и лица без гражданства, въезжающие по недействительным документам или без документов в Российскую Федерацию;
♦ иностранные граждане и лица без гражданства, объявленная цель въезда которых не соответствует их намерениям;
♦ иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Россию нелегально, в том числе через государства - бывшие республики СССР.
Есть необходимость обратить внимание на перечень ограничений на право въезда и пребывания граждан в РФ.
Лицом, в отношении которого применяются ограничения на право въезда и пребывания в Российской Федерации, является:
♦ лицо, в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации;
♦ лицо, которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании его беженцем;
♦ лицо, которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
♦ лицо, являющееся членом организации, представляющей угрозу национальной безопасности или общественному порядку;
♦ лицо, въезд которого ограничен по причинам медицинского и санитарно-эпидемиологического характера;
♦ лицо, которое в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации было осуждено в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо выдворено за пределы Российской Федерации в принудительном порядке, - в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступление или в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке.
Глава II. Теоретические основы изучения мобильности населения по федеральным округам РФ
Информация о работе Общая характеристика мобильности населения федеральным округам РФ