Применение метода средних величин в изучении потребительских цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с абсолютными и относительными величинами в изучении статистики потребительских цен большое применение находят средние величины. В экономическом анализе часто приходится оперировать средними величинами в целях лучшего изучения общей картины, когда нужно из многих признаков получить величину, в которой отражались бы свойства всех признаков, входящих в состав совокупности.
Объектом данной курсовой работы является статистика потребительских цен. Ее предмет – метод средних величин статистического изучения потребительских цен.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Цена как объект изучения статистики 4
1.2. Статистические методы изучения потребительских цен 7
1.3. Применение средних величин при изучении потребительских цен 12
2. Расчетная часть 17
2.1. Задание 1 17
2.2. Задание 2. 24
2.3 Задание 3 29
2.5 Задание 4 31
3.Аналитическая часть 33
3.1 Постановка задачи 33
3.2.Методика решения задачи 34
3.3 Технология выполнения компьютерных расчетов 35
3.4 Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 36

Вложенные файлы: 1 файл

1Применение метода средних величин в изучении потребительских цен-курсовая.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


Заочнный финонсово-кредитный  факультет

 

Кафедра статистики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Статистика»

На тему: Применение метода средних величин в изучении

                                   потребительских цен.

 

 

 

Исполнитель___________                          

          (подпись)

Направление подготовки:                          

Группа                                                         Номер личного дела                                  

Преподаватель                                            к.э.н., доцент кафедры бух. учета,

                                                                       аудита, статистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

 

Введение

Все сферы современной жизни связаны с денежной составляющей. В средствах массовой информации, в электронных информационных ресурсах, в очередях мы часто слышим об изменениях цен, об уровне инфляции, о различных факторах изменения цен (сезонных, случайных, вызванных социально-экономическими, политическими и другими событиями).

Овладение статистической методологией - одно из непременных  условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования  спроса и предложения, принятия оптимальных  решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

При исследовании цен  используются различные статистические методы, такие как выборочный метод, индексный, анализ динамики, группировки и многие другие

Наряду с абсолютными  и относительными величинами в изучении статистики потребительских цен  большое применение находят средние  величины. В экономическом анализе  часто приходится оперировать средними величинами в целях лучшего изучения общей картины, когда нужно из многих признаков получить величину, в которой отражались бы свойства всех признаков, входящих в состав совокупности.

Объектом данной курсовой работы является статистика потребительских цен. Ее предмет – метод средних величин статистического изучения потребительских цен.

Цель исследования –  рассмотреть применение метода средних величин для изучения потребительских цен.

 

1. Теоретическая часть

1.1. Цена как объект изучения  статистики

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Цена – важнейший  экономический параметр любого предприятия, именно уровень цен влияет на его финансовое положение, так как предопределяет размер получаемой прибыли и соответственно возможности его производственного и социального развития, а также размер личного дохода собственника.

Роль цены в рыночном экономическом механизме весьма значительна, цены 1) выявляют общественные потребности, 2) сигнализируют о том, что производить и в каких количествах, 3) передают информацию о том, какая технология является наиболее эффективной, 4) определяют механизм распределения общественного продукта, 5) влияют на масштабы и структуру потребления людей.

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в двойной  роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

  • индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);
  • маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

К задачам статистики цен относятся:

  • отбор товаров-представителей продукции как  производственного, так и потребительского назначения, по которым можно судить об уровне и динамике цен в целом;
  • формирование репрезентативной совокупности предприятий и организаций (отдельно торговых и производственных) для выполнения выборочного наблюдения за уровнем и динамикой цен;
  • регистрация цен и тарифов по сформированному кругу товаров представителей, наблюдение за изменением цен;
  • создание системы показателей статистики цен и выполнение на ее основе анализа ценовых процессов по экономике страны или региона в целом, а также по конкретным видам экономической деятельности, товарным и ассортиментным группам;
  • изучение динамики цен на основе расчетов индексов цен, принятых в международной статистической практике;
  • определение и анализ индексов цен для отдельных территорий, регионов и субъектов Российской Федерации;
  • определение уровня и темпов инфляции на основе системы статистических показателей, определение индекса-дефлятора ВВП как обобщающего показателя инфляции и корректировка на его основе обобщающих показателей системы национальных счетов как на уровне страны, так и для отдельных территорий и регионов;
  • выполнение прогнозных расчетов о тенденциях изменения цен и построение экономико-математических моделей, позволяющих оценивать влияние цен на качество жизни, расходы и потребление населения в целом и для его отдельных групп

 

Оценка уровня цен - первый этап в статистическом изучении цен.

 Уровень цен - обобщающий  показатель, характеризующий состояние  цен за определенный период  времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Можно выделить индивидуальный, средний и обобщающий уровни цен.

Индивидуальный уровень  цен – это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу.

Средняя цена – обобщенная характеристика для цен однородных товарных групп, для цен, варьирующих во времени или пространстве. Средние цены исчисляются за определенный период времени (за месяц, квартал, год), по территории (при различии по отдельным территориальным единицам в уровнях цен на данный вид товара), по группам товаров (средняя цена на товар различных категорий и сортов).

В качестве обобщающего  уровня цен можно рассматривать  показатель стоимости фиксированной  потребительской корзины, который  объединяет различные уровни цен  в качественно новый обобщающий уровень цен. Данный показатель будет характеризовать не только обобщающую цену фиксированного набора товаров, но и “цену жизни”.

 

 

1.2. Статистические методы изучения потребительских цен

Способы и приемы экономико-статистического  анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

В число основных традиционных способов и приемов экономико-статистического  анализа вариации цен можно включить следующие:

1) сводка и  группировка; 2) расчет и анализ относительных величин струтуры; 3) метод средних величин; 4) выборочные обследования; 5) анализ динамических рядов цен; 6) индексный метод анализа; 7) основы корреляционного и регрессионного анализа; 8) методы используемые для изучения вариации цен; 9) дисперсионный анализ.

При этом статистические методы не ограничиваются простым сопоставлением показателей за различные периоды. Важно выявить факторы, повлиявшие на изменение показателей, исследовать  их фактическую повторяемость и  определить вероятность повторения тех или иных явлений и результатов.

Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. Научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной  программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов и производных показателей (средних, относительных величин), называется в статистике сводкой.

Группировка – это  разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам. Для группировки необходимо и достаточное количество интервалов в каждой группе. С его помощью осуществляется разбиение совокупности на однородные группы, установление связи и ее направление. Однако с помощью этого метода нельзя определить тесноту связи.

Корреляционный и регрессионный  анализ являются довольно сложной операцией. Исходными предпосылками для их проведения являются: случайный характер факторов, нормальное распределение факторов и результативного показателя, стохастическая независимость факторов.

Для дисперсионного анализа  необходимо: 1) нормальное или близкое к нему распределение генеральной совокупности; 2) независимость отдельных наблюдений в группах и подгруппах; 3) независимость факторов. Достоинством этого метода является возможность его применения в изучении зависимостей качественных признаков.

Индексы являются важнейшим  видом обобщающих статистических показателей. Они используются для характеристики динамики явлений, сравнений по различным  территориям, при контроле и разработке плановых заданий. Наравне со средними величинами они представляют собой один из самых распространенных видов статистических показателей

 

Таблица 1

Индексы потребительских  цен на товары и услуги по Российской Федерации в 2003-2011гг., на конец периода в %

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Январь

102,4

101,8

102,6

102,4

101,7

102,3

102,4

101,6

102,4

Февраль

101,6

101

101,2

101,7

101,1

101,2

101,7

100,9

100,8

Март

101,1

100,8

101,3

100,8

100,6

101,2

101,3

100,6

100,6

Апрель

101

101

101,1

100,4

100,6

101,4

100,7

100,3

100,4

Май

100,8

100,7

100,8

100,5

100,6

101,4

100,6

100,5

100,5

Июнь

100,8

100,8

100,6

100,3

101

101

100,6

100,4

100,2

Июль

100,7

100,9

100,5

100,7

100,9

100,5

100,6

100,4

100

Август

99,6

100,4

99,9

100,2

100,1

100,4

100

100,6

99,8

Сентябрь

100,3

100,4

100,3

100,1

100,8

100,8

100

100,8

100

Октябрь

101

101,1

100,6

100,3

101,6

100,9

100

100,5

100,5

Ноябрь

101

101,1

100,7

100,6

101,2

100,8

100,3

100,8

100,4

Декабрь

101,1

101,1

100,8

100,8

101,1

100,7

100,4

101,1

100,4


Источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/2011/I-ipc.htm

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/price/#

Рис. 1.1. Индексы потребительских цен на продовольственные товары в 2008 – 2012 гг. на конец периода, в % к декабрю предыдущего года.

Для анализа движения цен рассчитывают индивидуальные и общие (сводные) индексы. Индивидуальный индекс цен – относительный  показатель, характеризующий изменение цен на какой-либо один товар. Он может быть динамическим или пространственным (территориальным):

 или          

Основной формой общих (сводных) индексов являются агрегатные индексы (от латинского aggregatus – складываю, суммирую).

При вычислении агрегатных индексов цен в качестве весов-соизмерителей  может выступать объем реализованного продукции базисного или отчетного  периода. В первом случае, с весами базисного периода, строится индекс цен Ласпейреса:

        

Данный индекс широко применяется  в отечественной и зарубежной статистической практике при расчете  индексов потребительских цен, цен  производителей промышленной продукции, тарифов на грузовые перевозки, в капитальном строительстве, во внешней торговле.

Агрегатный индекс цен с весами отчетного периода – индекс цен  Пааше – определяется по следующей  формуле:

       

Формула Пааше используется при  определении индексов цен в розничной  торговле, в сельском хозяйстве, во внешней торговле, а также при расчете дефляторов макроэкономических показателей (валового внутреннего продукта, выпуска продукции, промежуточного потребления).

Значения индексов цен с разными  весами дают различные результаты, это объясняется тем, они имеют различный экономический смысл. Индекс цен, исчисленный по формуле Пааше, показывает, как изменились цены в текущем периоде (на товары, проданным в текущем периоде). Индекс цен Ласпейреса показывает, на сколько процентов товары базисного периода были бы дороже или дешевле, если бы они продавались по ценам отчетного периода.

Индекс цен Ласпейреса, как правило, больше индекса Пааше. Данное явление  получило название «эффект Гершенкрона», который можно объяснить тем, что на те товары, которые подорожали в большей степени, уменьшается потребление, т.е. население стремится минимизировать свои расходы, перейдя на относительно более дешевые товары.

Второй формой общего или сводного индекса являются средние  индексы, которые математически эквивалентны агрегатным индексам. Различают два вида средних индексов цен – гармонический и арифметический.

Агрегатный индекс цен  Пааше по известным выручке от реализации в отчетном периоде и  индивидуальным индексам цен преобразуется  в средний гармонический индекс:

Информация о работе Применение метода средних величин в изучении потребительских цен