Проблемы развития жилищного строительства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление проблем развития жилищного строительства в России.
В соответствии с поставленной целью, выявлены следующие задачи: рассмотрение наиболее важных факторов, влияющих сегодня на рынок строительного производства; рассмотрение действующих национальных программ в области строительства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Жилищное строительство: теоретико-экономические аспекты……………..5
1. 1. Организация жилищного строительства в России………………………...5
1. 2. Роль ипотечного кредитования в строительстве жилья…………………10
2. Государственная жилищная политика: цель и задача……………………...14
2. 1. Национальный проект «Жилье 2011-2015»………………………………14
2. 2. Коллективное и индивидуальное строительство………………………...22
3. Проблемы жилищного строительства и пути их решения в современной
рыночной экономике……………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 2 11.10.12..doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Более реальным является прагматический подход, ориентированный  на использование специфических  российских моделей ипотечного кредитования, учитывающих переходные условия  развития экономики и способных  в будущем трансформироваться в  классические модели ипотечного кредитования.

Как профессионально организовать решение жилищной проблемы на местах? Развитие жилищного строительства с помощью долгосрочного кредитования -новая для российских условий и в силу специфики переживаемого переходного периода во многом уникальная задача Постановка этой задачи будет различаться в разных регионах и способы ее решения будут меняться по мере изменений условий. Поскольку успех или неуспех будет оценивать население, то особенно важно с самого начала на деле следовать профессиональному подходу к решению жилищной проблемы. 
          Это значит, что деятельность по развитию жилищного строительства и долгосрочного кредитования должна быть ориентирована на достижение конкретных и реалистичных целей, тщательно спланирована и оформлена в виде соответствующей жилищной программы, на основе которой будет строиться деятельность.

Принимаемые к реализации программы  должны быть обеспечены пакетом нормативно-правовых и распорядительных документов, организовано последующее юридическое обеспечение планируемых работ. Особое внимание при профессиональном подходе придается разработке эффективного организационного механизма, созданию (отбору) исполнительных структур и процедур их работы, организации контроля и учета, инструктажу и обучению участников программы.12

Заблаговременно должны быть подготовлены источники финансирования долгосрочных ссуд и определены условия их предоставления населению. Требуется также наладить систему информирования населения  о целях программы и условиях ее реализации, организовать сбор и анализ мнений граждан о эффективности проводимых мероприятий. 
          Успех программы зависит во многом от согласованности действий муниципальных и областных (краевых) властей. Специфика данных программ требует активной роли областных (краевых) структур и преобладающих объемов финансирования из источников регионального уровня, так как выгоды областного (краевого) бюджета оказываются большими, чем выгоды муниципального бюджета.

Таким образом, чтобы решить жилищную проблему требуется изменить подход к ее решению и перестроить деятельность на базе соответствующей жилищной программы.

Местные и региональные власти могут  решить жилищные проблемы, используя  новые идеи. Попытка создать рынок ипотечных кредитов сверху пока не дала результатов. Ключ к решению жилищной проблемы находится сейчас в руках местных и региональных органов управления. Именно они -могут действительно решить жилищные проблемы населения, используя новые идеи и соответствующим образом организуя на местах управление жилищным строительством и ипотечным кредитованием.

Этот вывод основан не только на том, что согласно Конституции  Российской Федерации решение жилищной проблемы и управление жилищным строительством находится в ведении местных  администраций. Он основан также  на том, что в условиях переходной экономики и сложившейся трудной социально-экономической обстановки, предпринимательский сектор не сможет в ближайшее время создать рынки ипотечных кредитов и оживить спрос на жилую недвижимость. Эту задачу сейчас могут выполнить местные и региональные органы власти, используя на возвратной, платной и срочной основе, целевые бюджетные и внебюджетные средства. Для того, чтобы задача была решена эффективно, необходимо расходование целевых средств производить, создавая одновременно не меньший по объему прирост налоговых платежей в местный и региональный бюджеты.

В этом состоит формула успеха местных  властей и возможность реального  решения жилищной проблемы многих категорий  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в свете вышеизложенного перечислим основные проблемы жилищного рынка на сегодняшний день:

- большинство людей не могут себе позволить покупку жилья;

- в России на данный момент отсутствует эффективная система ипотечного кредитования;

- нынешние объемы строительства жилья недостаточно для удовлетворения потребностей населения;

- в стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство;

- схемы территориального планирования и градостроительная документация в муниципальных образованиях отсутствуют;

- качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким;

- социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяются очень низкими темпами;

- граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья;

- недобросовестные строительные фирмы зачастую срывают реализацию программы строительства и ремонта жилья;

- на фоне кажущейся экономии средств при проведении тендеров зачастую страдает качество работ;

- недостаточная согласованность власти, строительных организаций, заводов – производителей строительных материалов и технологий;

- внедрение происходит в отдельных случаях очень медленными темпами.

Для решения этих проблем Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу « Жилище», которая является базовым механизмом реализации национального проекта.

Особенность новой программы –  ее сбалансированность. Государство  не сможет способствовать созданию рынка доступного жилья, занимаясь каждым направлением в отдельности.

Обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство  нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывало в течение  семи лет переломить ситуацию. К 2012 году объемы жилищного строительства планировалось увеличить до 80 млн. кв. м, а ставки по ипотечным кредитам уменьшить до 8% годовых. При этом каждый третий гражданин страны должен был иметь возможность приобрести жилье с помощью собственных или заемных средств.

Однако в связи с наступлением мирового финансового кризиса, ещё  большим снижением платежеспособности населения, почти полной остановкой ипотечного кредитования национальная программа была сорвана. Выход на показатели 2012 года ожидается лишь в 2014 году.

Национальный проект предусматривает  меры, которые раньше не применялись  в рамках федеральных целевых  программ. Внедряя рыночные механизмы, планируется продолжить работу и  по совершенствованию жилищного  законодательства.

Правительство способствует развитию массовой жилищной застройки, сокращению сроков согласования строительной документации, и пытается упростить выделение  земель под застройку; ликвидировать  «коррупционные схемы» и локальные  монополии; развивать малоэтажное домостроение и содействовать формированию рынка строительных материалов.

Исходя из общемировых тенденций  по предпочтению среди жильцов к  индивидуальному строительству, а  так же российской динамики спроса на него можно предположить, что  доля данного вида строительства в России будет возрастать. В отношении сельской местности так же можно предположить рост строительства, исходя из анализа действующей в настоящий момент программы «Обеспечить жильем молодых семей», рассчитанной на молодых сельских специалистов, а так же исходя из изменений, происходящих в настоящий момент в научном секторе агропромышленного комплекса.

К настоящему времени в жилом  фонде России сохраняется значительная часть домов с неблагоустроенными квартирами, из которых около 1,3% размещены в ветхих и аварийных домах, а также индивидуальные частные дома. При этом основная часть вновь вводимого жилья сооружается на основе технических и архитектурно-планировочных решений, сложившихся в 70-80-е годы и во многом морально устаревших. К тому же в строительстве и при эксплуатации жилья используют устаревшие технологии, материалы, которые энерго-и материалоемки.

В связи с этим опасной становится тенденция роста стоимости строительства, делающая вновь возводимое жилье  все менее доступным для населения и вызывающая сокращение спроса, а следовательно, и объема производства.

Сложившаяся проблемная ситуация в  экономике серьезно ухудшает положение  и населения, и предпринимателей, и финансистов, и государства, интересы которых сейчас более, чем когда-либо ранее, сходятся в том, что в основе решения жилищной проблемы лежит создание и развитие национальной системы ипотечного кредитования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Артемьев М. Жилищный вопрос в России: проблемы и перспективы // Новая политика. – 2011. с 100.

2. Асаул А.Н. Государственное предпринимательство в строительстве. – М.: АНО «ИПЭВ», 2009. с. 120.

3. Березин, М.  А.Мальгин. Потенциал вторичного  жилищного рынка в российских городах. //Вопросы экономики - 2011 -№10 с.68-79.    

4. Высоковский А. Тенденции функционирования рынка жилья и земли в российских городах. //Вопросы экономики -2011-№10-с.101-111.

5. Гузанова. А.Потребности и спрос на жильё в крупных российских

городах. I/ Вопросы экономики. -2012 -№10-с.34-48.

6. Калмыкова С. Семья - молодая! Жилищные условия. 2011. с 43.

7. Кияткин А. Императивы // Финанс. - 2011. - №43. - с.18-22.

8. Неверов В.Решение жилищной проблемы должно  стать  национальной задачей номер один. //Экономика и жизнь. -2010 -№33 -с.2.

9. Пшонко Е. Виктор Ильичев: Будущее строительства жилья - в программах АИЖК. СПб. 2010. с 24.

10. Рубасек Д. Жилищные проблемы есть не только в России. СПб 2011. с 20.

11. Сабуров. Е. Жилищное строительство как государственный приоритет. // Вопросы экономики. -2011 -№7 -с.31-35.

12. Сергеев, Д.А. Влияние системы ипотечного кредитования на преодоление кризисных явлений в экономике. - СПб.: Нестор, 2010. -с. 186.

13. Смирнова Т. Жилищное строительство в России: реалии и перспективы. СПб 2010. с 35.

14. Соколов, В.Н. Инвестиции в производство и строительство через механизм ипотечного кредитования / - Новосибирск: НГТУ, 2010. - с. 309.

15. Степанов А. Доступное и комфортное жилье - гражданам России (национальный приоритет) М. с 340.

16. Ступин И.В. Как приручить стройкомплекс // Эксперт. 2009. с 26.

17. Тарханов В. С. Государственная поддержка ипотечного жилищного кредитования: зарубежный опыт и российская практика. - Новосибирск: СГГА, 2011. - с. 245-249.

18. Терковская, Е. Ипотека: Проблемы и перспективы / Е. Терковская // Хозяйство и право. - 2007. - №9. - с. 16-26.

19. Шишкин М.И., Суетин С.Н., Ким Л.Г. Механизмы повышения эффективности ипотечного кредитования. Монография. – Ижевск. Ассоциация «Научная книга», 2011. с. 248

20. Шевчук Д.А. Ипотека: просто о сложном/Д.А. Шевчук – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ,2008 – 376 с.

21. Ясин Е. Жилищная проблема - узловой пункт  экономических  реформ.// Вопросы экономики. -2011 -с.4-7.

22. www.gks.ru

23. www.rost.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к федеральной целевой программе

"Жилище" на 2011 - 2015 годы

О Б Ъ Е  М Ы

финансирования  федеральной целевой программы "Жилище"

на 2011 - 2015 годы за счет средств федерального бюджета

 

(млн. рублей)

 

1.

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"

28181,42

2.

Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"

15615,51

3.

Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению  жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством"

175203,85

4.

Подпрограмма "Стимулирование программ развития жилищного строительства  субъектов Российской Федерации"

21066,75

5.

Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий  граждан

50524,46

6.

Мероприятия по поддержке платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования

-

7.

Научно-исследовательские  работы

99,3

8.

Расходы на управление реализацией Программы

457,5

 

Всего

291148,79


 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к федеральной целевой программе

"Жилище" на 2011 - 2015 годы

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

обеспечения жильем в 2011 - 2015 годах граждан - участников подпрограмм и мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы

 

(тыс. семей)

 

 

2011 - 2015 годы - всего

В том числе

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

             

Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению  жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством"

86,91

16,51

17,37

14,63

19,22

19,18

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"

171,99

33,65

33,26

34,49

34,49

36,1

Мероприятия по обеспечению  жильем отдельных категорий граждан

26,04

5,58

4,89

5,03

5,19

5,35

в том числе:

           

федеральных государственных  гражданских служащих

12,32

3,06

2,3

2,31

2,32

2,33

прокуроров и следователей

2,31

0,47

0,46

0,46

0,46

0,46

спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России

0,4

0,08

0,08

0,08

0,08

0,08

молодых ученых

1,96

0,4

0,39

0,39

0,39

0,39

граждан, переселяемых  из жилищного фонда в зоне БАМа

9,05

1,57

1,66

1,79

1,94

2,09

переселение граждан, проживающих  в гг. Норильске и Дудинке

5,65

1,13

1,13

1,13

1,13

1,13

Всего

290,97

57,38

58,16

55,24

60,03

60,16

Информация о работе Проблемы развития жилищного строительства в России