Рынок товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой будут рассмотрены основные показатели, характеризующие работу рынка, и компоненты, неоходимые для его работы.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………5
2. Понятие рынка товаров и услуг……………………………………………6
3. Система показателей товарного рынка……………………………………8
4. Статистическое изучение коньюнктуры рынка………………………….11
5. Маркетинг и статистическите методы в маркетинговом исследовании..20
6. Статистический анализ рынка товаров и услуг (решение заданий)….24
7. Заключение……………………………………………………………………32
8. Список использованной литературы………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

    Показатели  инфраструктуры рынка:

    1. Материально-технической базы торговли и сферы услуг;
    2. Состояния и использования основных фондов торговли и сферы услуг;
    3. Плотности сети предприятий торговли и сферы услуг;
    4. Численности, состава и размера специализированных коммерческих предприятий;
    5. Обьема, структуры, динамики рекламных услуг и эффективности использование рекламы.

    Показатели  финансово-инвестиционной деятельности:

    1. Обьема, структуры и динамики уставного капитала;
    2. Обьема, структуры, динамики и эффективности использования собственных и привлеченных средств;
    3. Эффективности использования кредитов;
    4. Обьема, состава, динамики и эффективности использования оборотных средств;
    5. Структуры и динамики баланса доходов и расходов торговых предприятий и организаций;
    6. Ликвидности;
    7. Оценки финансового (кредитного) рынка;
    8. Страхования торговых предприятий;
    9. Обьема, структуры, динамики инвестиций по их целевому назначению;
    10. Состава инвесторов;
    11. Эффектифности инвестиций;
    12. Обьема, структуры, динамики и эффективности использования капиталовложений в торговле и сфере услуг.

    Показатели  социально-экономической эффективности:

    1. Численности, состава и динамики трудового контингента;
    2. Уровня и производительности труда работников предприятий торговли и сферы услуг;
    3. Эффективности рабочего времени;
    4. Оплата труда работников предприятий торговли и сферы услуг;
    5. Характеризующие рынок труда в торговле и сфере услуг (уровень занятости населения);
    6. Обьема, структуры и динамики прибыли;
    7. Уровня рентабельности и его динамики;
    8. Обьема, структуры и динамики издержек обращения и их относительного уровня;
    9. Налогообложения предприятий торговли и сферы услуг;
    10. Эффективности затрат ртуда в торговле и сфере услуг;
    11. Качества обслуживания потребителей;
    12. Степени удовлетворения покупательского спроса;
    13. Коньюнктуры и деловой активности в оптовой и розничной торговле;

    Обобщающие  показатели социально-экономической  и финансово-экономической эффективности  деятельности в торговле и сфере  услуг.

    Приведенная система показателей товарного  рынка базируется на категориях и  законах экономической теории, что обеспечивает ее научную обоснованность и надежность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Статистическое  изучение коньюнктуры  рынка 

    Термин "коньюнктура" происходит от лат. "conjungo" - соединяю, связываю. Коньюнктура рынка, или рыночная коньюнктура, - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или за ограниченный отрезок времени.

    Коньюнктура - сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных  элементов и действий, развитие которых  подчиняется вероятностным законам, и характеризуется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности коньюнктуры делают результативным широкое использование статистических методов сбора и анализа информации о состоянии рынка.

      Коньюнктура рынка имеет четыре  принципиальные отличительные черты  (или свойства): динамичность, пропорциональность, вариабильность и цикличность.  Следовательно, и коньюнктурный  анализ должен отразить эти  четыре характеристики. Соответственно выдвигается столько же концептуальных задач коньюнктурного анализа:

  1. анализ динамических закономерностей, тенденций;
  2. пропорциональность развития;
  3. анализ устойчивости рынка, его колеблемость и в статике, и в динамике;
  4. анализ повторяемости развития рынка, выделение циклов.

    Рынок, масштабы которого складываются в пространстве, развивается во времени. Динамичность - важнейшее свойство рынка, его способность  обновляться, расти или сокращаться  либо оставаться стабильным.

    Пространственное  ограничение рынка проявляется, во-первых, в числе его участников; во-вторых, в обьеме сделок (оборот рынка); в-третьих, в его иерархической структуре. Различают четыре уровня иерархической структуры рынков: международный, федеральный, региональный, муниципальный (местный).

    Стихийность ррынка, хотя и ограниченная в определенных пределах маркетинга, остается его  главным признаком. Она как бы заложена в рыночный механизм. Изменения  основных параметров рынков на некоторых  отрезках времени происходят с различной  скоростью и интенсивностью, что и приводит к кратковременным или более долгосрочным нарушениям в пропорциональности рыночного процесса, к отклонениям от основной тенденции развития. Стремление спроса и предложения к сбалансированности проявляется всего лишь как тенденция, преодоление возникающих диспропорций, постоянные колебания во времени и пространстве (как географическом, так и экономическом). Поскольку рынок по своей сути склоненк стихийности, следовательно, его параметры подвержены колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся (цикличным и сезонным), очень гибок в своем развитии, чутко реагирует на многие социально-экономические воздействия, более того, весьма зависим от политических и психологических влияний, слухов, паники и т.п. Размах и длительность этих колебаний обусловлены комплексом и сочетанием разнообразных факторов и сил окружающей среды маркетинга.

    Поэтому оценки динамики, колеблемости и характеристики цикла развития, градуирование состояния  рынка представляют собой необходимое  условие маркетинговой деятельности, принятия коммерческих решений. Под градуированием понимается шкалирование количественных и качественных (атрибутивных) оценок состоиния рынка, которое должно быть разработано на основе статистических и маркетинговых характеристик.

    Состояние рынка модно охарактеризовать через  систему количественных и качественных показателей, каждый из которых отражает определенную сторону рыночной ситуации. Перечислим основные показатели коньюнктуры  рынка:

    1. масштаб рынка - его емкость, обьем операций по купле-продаже товара (товарооборот),число предприятий различных типов, выступающих на рынке;
    2. степень сбалансированности рынка - соотношение спроса и предложения;
    3. тип рынка (конкурентный, монополистический и т.д.);
    4. динамика рынка (изменение основных параметров рынка, их вектора, скорость и интенсивность, основные тенденции);
    5. степень деловой активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов, обьемов  динамика сделок и т.п.);
    6. уровень устойчивости/колеблемости основных параметров рынка в динамике и пространстве (географическом и экономическом) - показатели вариации;
    7. уровень рыночного риска (оценка вероятности потерпеть поражение на рынке);
    8. сила и размах конкурентной борьбы (число конкурентов, их активность);
    9. цикличность рынка, т.е. положение рынка в определенной точке/стадии экономического или сезонного цикла;
    10. средняя норма прибыли (сумма валовой и чистой прибыли и показатели рентабельности).

    Приведенная система показателей коньюнктуры  рынка позволяет всесторонне  проанализировать рыночную ситуацию и дать комплексную оценку состояния рынка прежде всего с позиции маркетинговых действий фирмы, т.е. благоприятно ли коньюнктура для осуществления поставленных целей.

      Коньюнктура товарного рынка  является составным компонентом  общеэкономической коньюнктуры страны и в известной мере мировой коньюнктуры.

    Оценки  рыночной коньюнкуры выставляются на основе комбинирования рыночных индикаторов. К рыночным индикаторам относятся: поступление товаров (поставка или  в качестве альтернативы обьем производства),продажа товаров (товарооборот в стоимостных или натуральных единицах), товарные запасы (в стоимостном выражении или в днях оборота), цены (в денежных единицах или в отношении к доходу), прибыль (или рентабельность). Число рыночными индикаторами являются не статичные показатели, а из темпы роста (динамические индексы).

      Неформальными коньюнктурными  оценками  являются характеристики покупательских  настроений, отражающие тенденции  оживленности рынка и инфляционных  ожиданий, предсказывающих изменение  цен. Обе эти характеристики базируются на основе опросов как самих потребителей, так и предпринимателей, выступающих на рынке в качестве продавцов.

    При изучении коньюнктуры применяется  ряд математико-статистических методов, при помощи которых можно оценить потенциал рынка, емкость рынка, сбалансированность рынка и ряд других факторов, влияющих на рыночную ситуацию.

    Исследование  коньюнктуры рынка начинается с  характеристики потенциала рынка, определяющего  возможности товарного предложения  и покупательского спроса. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский. Производственный потенциал определяет предельные возможности товарного предложения.

    В развернутом виде формула производственного  потенциала (потенциала товарного предложения) на определенный период имеет следующий вид:

    Q = Суммаn i (Ni * Wi * Di * Ri * [Тпр.цен * Эр] * К) - В - Сu , где

      Ni - производственное предприятие или группа предприятий, выпускающих i-й товар;

      Wi - средняя мощность предприятия (группы предприятий) по выпуску i-го товара;

    D - средняя степень загрузки производственных мощностей;

    Ri - степень обеспечения производства ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;

    пр.цен * Эр] - поправка на изменение оптовых цен, где Тпр.цен - темп прироста цены, а Эр - коэффициент эластичности предложения от цен на сырье и готовые изделия;

    К - поправка на конкуреитноспособность товара;

    В - внутреннее производственное потребление (по нормативу);

    Сu - конкурирующий импорт;

    n - число i-х производственных предприятий.

    В процессе формирования каналов товародвижения можно использовать более простую (частную) модель производственного  потенциала:

            Q = ån i [(qij * [ Тпр.цен * Эр]) - B] , где

    qij - обьем i-й продукции, запланированной к выпуску на j-м производственном предприятии в соотвествии с портфелем заказов;

    n - число j-х предприятий, с которыми заключен (или предполагается заключить) контракт на поставку i-го товара.

    Пример. На предприятии А запланирован выпуск и поставка 2000 единиц продукции (за вычетом внутреннего потребления). Цены на продукцию снизились на 10 %. Коэффициент эластичности предложения равен +3, т.е.  при увеличении цен на 1% предложение вырастет на 3% (при снижении цен, естественно, сократится на 3%). Поправка на изменение цен составит: 10 (прирост цены) * 3% = 30%. Это означает, что продавец (производитель) может сократить поставку на 30% и отгрузить всего 1400 единиц продукции.

    Потребительский потенциал рынка обусловлен покупательским спросом и характеризуется показателем  емкости рынка.

    Емкость рынка - количество товаров, которое  рынок способен поглотить (приобрести) за определенный срок при данных условиях. 

     

    Емкость рынка можно исчислить по балансовому  методу:

                                      V = Q + Z + E +-I , где

    V - емкость рынка;

    Q - производство товара;

    Z - остаток товарных запасов;

    E - экспорт;

    I - импорт.

    Однако  данный метод не дает достаточно полного  представления о покупательском спросе, так как нет учета отдельных  видов товаров, дифференциации половозрастной структуры населения, доходов и т.д.

    Развернутая формула емкости потребительского рынка имеет следующий вид:

    Епотреб. = åni [(Si * Пi * [ Тпр.цен * Э] * [ Тпр.дохода* Э]) + Дстоим. - (Н - Иф - Им)] - А - С, где

    Епотреб. - емкость потребительского рынка;

    Si - численность потребителей i-й социальной или возрастной группы;

    Пi - потребление на душу в i-й группе потребителей в базисном периоде;

    Тпр.цен и Тпр.дохода - темпы прироста соответственно цен и дохода;

    Э - эластичность спроса i-й группы население от изменения цен;

    Э - эластичность спроса i-й группы населения от изменения доходов;

    Дстоим. - искусственно стимулированный прирост спроса, в частности за счет продажи товаров в рассрочку;

Информация о работе Рынок товаров и услуг