Социально-экономическая сущность рынка услуг, задачи его статистической характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:20, реферат

Краткое описание

Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.
Под услугами принято понимать результаты экономической деятельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности — личные, коллективные и общественные.

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 328.11 Кб (Скачать файл)

Рынок международного туризма включает главным образом слои населения  с высокими и сверхвысокими доходами, которые составляют менее 10% общей  численности населения России.      

Приведенные примеры убедительно  доказывают необходимость использования  обоснованной классификации услуг  по степени приоритетности для статистической характеристики ПУ в России.

При исследовании услуг населению  целесообразно выделить приоритетные по значимости и массовости услуги. Для этого используется приведенная  выше классификация.

К наиболее важным видам платных  услуг можно отнести (по степени  значимости): бытовые, пассажирского  транспорта, связи, жилищно-коммунального  хозяйства, по содержанию детей в  детских учреждениях, здравоохранения, санаторно-курортные и оздоровительные, физической культуры и спорта, культуры, правового характера и банковских учреждений, туристско-экскурсионные, научные.

В приведенной классификации услуги расположены по убывающей степени  предпочтительности для населения. Это значит, что ПУ 1-й и 2-й групп  обладают меньшей степенью эластичности от величины покупательной способности  населения по сравнению с услугами остальных групп.

Каждый из приведенных видов  услуг включает разнообразный их ассортимент. Так, бытовые услуги подразделяются на услуги:

§  по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, одежды;

§  по пошиву и вязке трикотажных изделий;

§  по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;

§  по ремонту и изготовлению металлоизделий;

§  ритуальные и многие другие.

Эта же группировка может быть использована при изучении сегментации рынка  услуг. Эта сегментация должна варьировать  с учетом группировки услуг по их видам:

1) услуги жилищно-коммунального  хозяйства включают предоставление  наемного и арендуемого жилья,  выполнение текущего ремонта  жилых помещений и оборудования, а также стоимость коммунальных  услуг (электроэнергии, газа, воды, отопления,  обслуживания лифтов, канализации,  санитарной очистки и т.д.);

2) жилищные услуги. Здесь имеются  в виду услуги наемного жилья,  которые население оплачивает  в виде квартирной платы;

3) коммунальные услуги, включая  снабжение электроэнергией, газом,  теплом, водой; обеспечение канализацией, телефоном, радио- и телесетью;  санитарная очистка территории;

4) бытовые услуги, охватывающие  широкий спектр услуг — от  пошива и ремонта одежды и  обуви до прокатных пунктов  и фотоателье;

5) услуги транспорта и связи.  Услуги пассажирского транспорта  включают услуги всех видов  городского, международного и междугороднего  транспорта по перемещению пассажиров  и их багажа, включая сопутствующие  услуги (предварительная продажа  билетов, транспортно-экскурсионные  операции, вокзальные сборы, комнаты  матери и ребенка и т.д.);

6) услуги учреждений физической  культуры и спорта складываются  их двух компонентов: а) услуг  спортивных зрелищ по всем  видам профессионального спорта; б) платных и бесплатных услуг  физкультурных и спортивно-оздоровительных  организаций населению;

7) услуги учреждений культуры  состоят из услуг театров, кинотеатров,  филармоний, музеев, библиотек и  читален, клубов, домов культуры  и проч.;

8) услуги дошкольных детских  учреждений — это услуги яслей,  детских садов, домов ребенка.  Платное образование и здравоохранение  включает учебные и лечебные  учреждения с платным обслуживанием,  а также репетиторство и частную  медицинскую практику;

9) услуги финансовых организаций  населению включают осуществление  как платных (открытие и ведение  счетов, перевод зарплаты, обмен  валюты, аренда сейфов, хранение  ценностей и т.д.), так и бесплатных (депозиты, открытие и ведение  счетов и т.д.) операций;

10) услуги правового характера  представляют собой услуги юридических  организаций, нотариата, адвокатов,  охранных фирм и т.п.;

11) туристско-экскурсионные услуги  представляют собой комплекс  услуг по обслуживанию отечественных  и иностранных туристов, включая  оформление необходимых документов, транспорт, размещение туристов, питание, познавательную, культурную  и деловую программу. Подавляющее  большинство услуг оказывают  приватизированные учреждения туризма,  отдыха и развлечений;

12) прочие виды услуг.

Рынок отдельных услуг, например бытовых, зависит от степени приоритетности их отдельных видов. Стабильный рынок  характерен для технически сложных  видов услуг, которые практически  невозможно выполнить в домашних условиях (ремонт сложной бытовой  техники и транспортных средств). Гораздо большим конъюнктурным  колебаниям подвержен рынок бытовых  услуг, которые можно выполнять  в домашних условиях, например услуги прачечных, парикмахерских, по ремонту  одежды и обуви.

Особым объектом исследования статистики рынка услуг являются рыночные нематериальные услуги населению, т.е. платные нематериальные услуги потребительского характера.

В практических расчетах в России в эту категорию включаются следующие  виды услуг:

§  бытовые;                            

§  пассажирского транспорта;            

§  учреждений связи по обслуживанию населения;

§  жилищио-коммунальные;             

§  дошкольных учреждений;             

§  туристско-экскурсионные;                

§  физической культуры и спорта;

§  правового характера;

§  учреждений культуры;

§  финансовые, страховые и др.

В настоящее время действует  «Общегосударственный классификатор  услуг населению», введенный в  действие с 1 января 1994 г. Его объектом являются все услуги населению (как  платные, так и бесплатные), которые  оказываются предприятиями и  организациями различных форм собственности  и индивидуальными производителями, независимо от форм и методов их оказания.

Госстандарт России включил в классификацию  дополнительно группу «Услуги торговли, общественного питания и рынков».

Применение классификатора дает возможность  обеспечить единообразие в расчете  показателей услуг, более широко применять вычислительную технику, упростить анализ и прогнозирование  динамики услуг населению, добиться сопоставимости показателей с международными стандартами, более глубоко изучать  спрос населения на различные  виды услуг.

Такая классификация позволяет  четко определить место каждого  вида услуг в экономической деятельности и добиться сопоставимости статистических данных, характеризующих услуги населению.

Подход к классификации платных  услуг в государственной статистике полностью совпадает с подходом Госстандарта.

39.3. Основные  понятия и категории статистики  рынка услуг

Рынок — это, как известно, прежде всего совокупность экономических  отношений по поводу купли-продажи  товаров по ценам, определяемым взаимодействием  спроса и предложения в результате конкуренции.

К основным категориям рынка вообще и рынка услуг в частности  относятся: 

  1. предложение; 
  2. спрос покупателей; 
  3. конъюнктура рынка; 
  4. емкость рынка; 
  5. насыщенность рынка; 
  6. конкуренция; 
  7. сбалансированность рынка; 
  8. мобильность рынка и др.

Необходимыми компонентами рынка  услуг являются товары-услуги, т.е. предложение (продавец), и спрос — покупатель. Отсутствие одного из этих двух компонентов  или серьезный дисбаланс между  ними свидетельствуют о кризисном  состоянии всей экономики.

Под предложением услуг понимают количество ПУ, которые могут быть поставлены на рынок предприятиями, организациями, юридическими и физическими лицами — производителями услуг в условиях их оптимального функционирования по определенной цене. Предложение на рынке ПУ зависит от экономического потенциала сферы услуг и степени его использования. Оно также связано с ценой, но в отличие от функции спроса функция предложения является возрастающей по отношению к цене.

Товарному предложению услуг противостоит на рынке спрос.

Под спросом на платные услуги понимается потребность общества и отдельных его членов в какой-либо услуге, обеспеченная необходимыми денежными ресурсами. Это — желание, способность и готовность субъектов приобрести то или иное количество услуг. В литературе часто употребляется понятие «платежеспособный спрос», отражающее то количество услуг, которое может оплатить покупатель. На потребительском рынке услуг спрос определяется платежеспособностью населения.

Используются также другие понятия, характеризующие спрос.

Эффективный спрос — спрос на услугу при условии цены, которую готов заплатить покупатель и которая обеспечит прибыль, оправдывающую издержки производства услуг.

Вторичный спрос — спрос на услуги, возникающие в связи с уже приобретенными товарами и услугами; типичный вторичный спрос — ремонтные услуги.

Рыночный спрос — спрос, выражаемый таким количеством услуг, которое будет куплено определенной группой покупателей, в определенном регионе, в определенный период, по определенной цене.

Спрос на услуги фирмы — доля фирмы в общем рыночном спросе. Его можно представить в виде формулы

                   (39.1)

где Q— спрос на товары i-й компании;

S— рыночная доля i-й компании;

Q — общий рыночный спрос.

Спрос и предложение отражают как  желание экономических субъектов  производить и покупать услуги, так  и их платежеспособность.

Спрос — это важнейший элемент  рыночного механизма. Именно спрос  определяет емкость рынка, т.е. ту часть предложения услуг, которая может быть реализована в обмен на платежные средства покупателей при данном уровне и соотношении розничных цен и покупательной способности доходов и рубля, а значит, объем, структуру и натурально-вещественный состав производства и потребления услуг в тот или иной период.

Важной характеристикой рынка  платных услуг является его емкость. Необходимо различать потенциальную и реальную емкость рынка. Потенциальная емкость рынка определяется платежеспособным спросом на данный вид услуг, реальная емкость рынка — величиной услуг, реализованных за определенный период. Для расчета реальной емкости рынка можно применить следующую формулу:

                (39.2)

где R — реальная емкость рынка;

Р — стоимость оказанных услуг;

Е — экспорт услуг;

I — импорт услуг.

Этот расчет осуществляется в денежном выражении, причем экспорт и импорт услуг пересчитываются в рубли  по курсу МВБ на момент оказания услуг.

В настоящее время объем экспорта и импорта ПУ населению в России пока незначителен, это главным образом  услуги туризма, отдыха, развлечений  и спорта, а также услуги международного транспорта и связи. Однако в дальнейшем, по мере вовлечения нашей страны в  мировое хозяйство, значение этих показателей, безусловно, будет возрастать.

Насыщенность рынка зависит  от количества платных услуг, которым  располагает потребитель.

Соотношение между спросом и  предложением — наиболее существенная пропорция потребительского рынка. Именно эта пропорция, а также  уровень цен на услуги характеризуют  сложившуюся на рынке экономическую  ситуацию — конъюнктуру рынка. Рыночная конъюнктура складывается под влиянием большого числа политических, экономических, природных, демографических и социальных факторов, определяющих в каждый данный момент времени положение на рынке  и коммерческую ценность услуг. В  частности, способ ценообразования  является самым ярким внешним  критерием, позволяющим относить или  не относить тот или иной тип хозяйства  к рыночному.

Одним из важнейших показателей  рынка ПУ является конкуренция.

Она возникает:

а) между предприятиями, оказывающими услуги, — их производителями;

б) конкуренция между производителями  и потребителями;

в) конкуренция между потребителями  услуг.

Конкуренция между производителями услуг обычно проявляется либо в снижении цены на эту услугу, либо в расширении качества предоставляемых услуг и их ассортимента. Конкуренция между производителями услуг в нормальных условиях проявляется в снижении цен на услуги, в сокращении производства услуг и производственного аппарата сферы услуг. Однако в кризисной ситуации этот механизм не действует, особенно в том случае, если речь идет о необходимых для населения услугах (например услугах городского транспорта, на которые могут устанавливаться монопольно высокие цены).

В России в условиях инфляции цены на услуги не снижаются, а результатом  обострения конкуренции между производителями  является снижение физического объема ПУ населению; уменьшение числа предприятий  и организаций, оказывающих услуги; падение численности работников сферы услуг и объема основных производственных фондов.

Конкуренция между продавцом  и покупателем всегда имеет место на рынке. И продавец и покупатель имеют свое мнение о цене услуги (о субъективной стоимости). На рынке в результате столкновения субъективной стоимости продавца и покупателя возникает рыночная цена.

Конкуренция между потребителями услуг проявляется прежде всего в существовании определенной очереди на эту услугу. Ее наличие свидетельствует о ненасыщенности рынка услугами, ведет к снижению их качества и росту цен. Однако на современном этапе рынок ПУ в России является рынком покупателя (предложение превышает спрос), поэтому, как правило, конкуренция между потребителями ПУ отсутствует.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру, можно разделить на две группы: постоянно действующие (уровень  доходов на душу населения, безработица, научно-технический прогресс, инфляция, конкуренция, сезонность) и факторы  единовременного действия (политическая ситуация, законодательные акты, стихийные  бедствия и катастрофы). При помощи математико-статистических методов  в отношении постоянно действующих  факторов имеется возможность выявлять тенденции развития и с определенной степенью вероятности их прогнозировать. Гораздо сложнее обстоит дело с единовременными факторами: прогнозировать их возникновение, влияние на рынок  ПУ, последствия их развития для  экономики весьма затруднительно, хотя именно эти факторы оказывают  глобальное воздействие на рынок  ПУ (достаточно вспомнить либерализацию  цен 1991 г., решение о приватизации предприятий сферы услуг, ряд  решений о либерализации внешнеэкономических  связей и частичной конвертируемости рубля).

Информация о работе Социально-экономическая сущность рынка услуг, задачи его статистической характеристики