Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:20, реферат
Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.
Под услугами принято понимать результаты экономической деятельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности — личные, коллективные и общественные.
Рынок международного туризма включает главным образом слои населения с высокими и сверхвысокими доходами, которые составляют менее 10% общей численности населения России.
Приведенные примеры убедительно доказывают необходимость использования обоснованной классификации услуг по степени приоритетности для статистической характеристики ПУ в России.
При исследовании услуг населению целесообразно выделить приоритетные по значимости и массовости услуги. Для этого используется приведенная выше классификация.
К наиболее важным видам платных
услуг можно отнести (по степени
значимости): бытовые, пассажирского
транспорта, связи, жилищно-коммунального
хозяйства, по содержанию детей в
детских учреждениях, здравоохранения,
санаторно-курортные и
В приведенной классификации
Каждый из приведенных видов услуг включает разнообразный их ассортимент. Так, бытовые услуги подразделяются на услуги:
§ по ремонту и индивидуальному пошиву обуви, одежды;
§ по пошиву и вязке трикотажных изделий;
§ по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;
§ по ремонту и изготовлению металлоизделий;
§ ритуальные и многие другие.
Эта же группировка может быть использована при изучении сегментации рынка услуг. Эта сегментация должна варьировать с учетом группировки услуг по их видам:
1) услуги жилищно-коммунального
хозяйства включают
2) жилищные услуги. Здесь имеются в виду услуги наемного жилья, которые население оплачивает в виде квартирной платы;
3) коммунальные услуги, включая
снабжение электроэнергией,
4) бытовые услуги, охватывающие широкий спектр услуг — от пошива и ремонта одежды и обуви до прокатных пунктов и фотоателье;
5) услуги транспорта и связи.
Услуги пассажирского
6) услуги учреждений физической
культуры и спорта
7) услуги учреждений культуры
состоят из услуг театров,
8) услуги дошкольных детских
учреждений — это услуги яслей,
9) услуги финансовых организаций
населению включают
10) услуги правового характера
представляют собой услуги
11) туристско-экскурсионные
12) прочие виды услуг.
Рынок отдельных услуг, например бытовых, зависит от степени приоритетности их отдельных видов. Стабильный рынок характерен для технически сложных видов услуг, которые практически невозможно выполнить в домашних условиях (ремонт сложной бытовой техники и транспортных средств). Гораздо большим конъюнктурным колебаниям подвержен рынок бытовых услуг, которые можно выполнять в домашних условиях, например услуги прачечных, парикмахерских, по ремонту одежды и обуви.
Особым объектом исследования статистики рынка услуг являются рыночные нематериальные услуги населению, т.е. платные нематериальные услуги потребительского характера.
В практических расчетах в России в эту категорию включаются следующие виды услуг:
§ бытовые;
§ пассажирского транспорта;
§ учреждений связи по обслуживанию населения;
§ жилищио-коммунальные;
§ дошкольных учреждений;
§ туристско-экскурсионные;
§ физической культуры и спорта;
§ правового характера;
§ учреждений культуры;
§ финансовые, страховые и др.
В настоящее время действует
«Общегосударственный классификатор
услуг населению», введенный в
действие с 1 января 1994 г. Его объектом
являются все услуги населению (как
платные, так и бесплатные), которые
оказываются предприятиями и
организациями различных форм собственности
и индивидуальными
Госстандарт России включил в классификацию
дополнительно группу «Услуги торговли,
общественного питания и
Применение классификатора дает возможность обеспечить единообразие в расчете показателей услуг, более широко применять вычислительную технику, упростить анализ и прогнозирование динамики услуг населению, добиться сопоставимости показателей с международными стандартами, более глубоко изучать спрос населения на различные виды услуг.
Такая классификация позволяет
четко определить место каждого
вида услуг в экономической
Подход к классификации
39.3. Основные
понятия и категории
Рынок — это, как известно, прежде всего совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, определяемым взаимодействием спроса и предложения в результате конкуренции.
К основным категориям рынка вообще и рынка услуг в частности относятся:
Необходимыми компонентами рынка услуг являются товары-услуги, т.е. предложение (продавец), и спрос — покупатель. Отсутствие одного из этих двух компонентов или серьезный дисбаланс между ними свидетельствуют о кризисном состоянии всей экономики.
Под предложением услуг понимают количество ПУ, которые могут быть поставлены на рынок предприятиями, организациями, юридическими и физическими лицами — производителями услуг в условиях их оптимального функционирования по определенной цене. Предложение на рынке ПУ зависит от экономического потенциала сферы услуг и степени его использования. Оно также связано с ценой, но в отличие от функции спроса функция предложения является возрастающей по отношению к цене.
Товарному предложению услуг противостоит на рынке спрос.
Под спросом на платные услуги понимается потребность общества и отдельных его членов в какой-либо услуге, обеспеченная необходимыми денежными ресурсами. Это — желание, способность и готовность субъектов приобрести то или иное количество услуг. В литературе часто употребляется понятие «платежеспособный спрос», отражающее то количество услуг, которое может оплатить покупатель. На потребительском рынке услуг спрос определяется платежеспособностью населения.
Используются также другие понятия, характеризующие спрос.
Эффективный спрос — спрос на услугу при условии цены, которую готов заплатить покупатель и которая обеспечит прибыль, оправдывающую издержки производства услуг.
Вторичный спрос — спрос на услуги, возникающие в связи с уже приобретенными товарами и услугами; типичный вторичный спрос — ремонтные услуги.
Рыночный спрос — спрос, выражаемый таким количеством услуг, которое будет куплено определенной группой покупателей, в определенном регионе, в определенный период, по определенной цене.
Спрос на услуги фирмы — доля фирмы в общем рыночном спросе. Его можно представить в виде формулы
где Qi — спрос на товары i-й компании;
Si — рыночная доля i-й компании;
Q — общий рыночный спрос.
Спрос и предложение отражают как
желание экономических
Спрос — это важнейший элемент рыночного механизма. Именно спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть предложения услуг, которая может быть реализована в обмен на платежные средства покупателей при данном уровне и соотношении розничных цен и покупательной способности доходов и рубля, а значит, объем, структуру и натурально-вещественный состав производства и потребления услуг в тот или иной период.
Важной характеристикой рынка платных услуг является его емкость. Необходимо различать потенциальную и реальную емкость рынка. Потенциальная емкость рынка определяется платежеспособным спросом на данный вид услуг, реальная емкость рынка — величиной услуг, реализованных за определенный период. Для расчета реальной емкости рынка можно применить следующую формулу:
где R — реальная емкость рынка;
Р — стоимость оказанных услуг;
Е — экспорт услуг;
I — импорт услуг.
Этот расчет осуществляется в денежном выражении, причем экспорт и импорт услуг пересчитываются в рубли по курсу МВБ на момент оказания услуг.
В настоящее время объем экспорта и импорта ПУ населению в России пока незначителен, это главным образом услуги туризма, отдыха, развлечений и спорта, а также услуги международного транспорта и связи. Однако в дальнейшем, по мере вовлечения нашей страны в мировое хозяйство, значение этих показателей, безусловно, будет возрастать.
Насыщенность рынка зависит от количества платных услуг, которым располагает потребитель.
Соотношение между спросом и предложением — наиболее существенная пропорция потребительского рынка. Именно эта пропорция, а также уровень цен на услуги характеризуют сложившуюся на рынке экономическую ситуацию — конъюнктуру рынка. Рыночная конъюнктура складывается под влиянием большого числа политических, экономических, природных, демографических и социальных факторов, определяющих в каждый данный момент времени положение на рынке и коммерческую ценность услуг. В частности, способ ценообразования является самым ярким внешним критерием, позволяющим относить или не относить тот или иной тип хозяйства к рыночному.
Одним из важнейших показателей рынка ПУ является конкуренция.
Она возникает:
а) между предприятиями, оказывающими услуги, — их производителями;
б) конкуренция между
в) конкуренция между
Конкуренция между производителями услуг обычно проявляется либо в снижении цены на эту услугу, либо в расширении качества предоставляемых услуг и их ассортимента. Конкуренция между производителями услуг в нормальных условиях проявляется в снижении цен на услуги, в сокращении производства услуг и производственного аппарата сферы услуг. Однако в кризисной ситуации этот механизм не действует, особенно в том случае, если речь идет о необходимых для населения услугах (например услугах городского транспорта, на которые могут устанавливаться монопольно высокие цены).
В России в условиях инфляции цены
на услуги не снижаются, а результатом
обострения конкуренции между
Конкуренция между продавцом и покупателем всегда имеет место на рынке. И продавец и покупатель имеют свое мнение о цене услуги (о субъективной стоимости). На рынке в результате столкновения субъективной стоимости продавца и покупателя возникает рыночная цена.
Конкуренция между потребителями услуг проявляется прежде всего в существовании определенной очереди на эту услугу. Ее наличие свидетельствует о ненасыщенности рынка услугами, ведет к снижению их качества и росту цен. Однако на современном этапе рынок ПУ в России является рынком покупателя (предложение превышает спрос), поэтому, как правило, конкуренция между потребителями ПУ отсутствует.
Факторы, воздействующие на конъюнктуру,
можно разделить на две группы:
постоянно действующие (уровень
доходов на душу населения, безработица,
научно-технический прогресс, инфляция,
конкуренция, сезонность) и факторы
единовременного действия (политическая
ситуация, законодательные акты, стихийные
бедствия и катастрофы). При помощи
математико-статистических методов
в отношении постоянно