Социально-экономическая сущность рынка услуг, задачи его статистической характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:20, реферат

Краткое описание

Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.
Под услугами принято понимать результаты экономической деятельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности — личные, коллективные и общественные.

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 328.11 Кб (Скачать файл)

В настоящее время основными  факторами, определяющими конъюнктуру  на рынке услуг, являются:

а) инфляция;

б) резкое падение реальных доходов  населения и как следствие  — сокращение расходов на платные  услуги, падение спроса на них;

в) быстрый рост цен на услуги, причем цены на услуги растут несколько быстрее, чем цены на товары;

г) снижение спроса на ПУ как следствие  инсоляции и снижения доходов;                            

д) появление новых видов ПУ (например, обмен валюты, которым занимаются коммерческие банки, платное оформление заграндокумен-тов, и прежде всего  паспортов и виз, а также страховых  полисов);

е) обострение криминогенной обстановки в стране привело к возникновению  и развитию новой отрасли услуг, связанной с безопасностью личности и бизнеса, — охранных и сыскных  организаций; изготовление и установка  охранной сигнализации; укрепление окон и дверей и т.д.;

ж) бурный рост ПУ, связанных с информационным и научным обеспечением деятельности участников рынка. Качественно новый  характер приобрела рекламная деятельность; возникли и быстро развиваются маркетинговые  службы; резко возрос объем правовых услуг (арбитража, адвокатуры, нотариата, юридических консультаций).

Особенностью современного этапа  развития системы ПУ населению в  России является появление и развитие ряда услуг, запрещенных законом. Возникла громадная сеть полулегальных и  нелегальных организаций и учреждений в области проституции, азартных игр, наркобизнеса и даже криминальных услуг (рэкет, киллерство и т.п.). Отсутствие четкой законодательной базы стимулирует  криминализацию. Кроме того, государство  недополучает налоги с разрешенных  видов деятельности (ночные клубы, казино, предприятия досуга). Поэтому задачей  статистики является разработка методологии  определения объема услуг и чистых доходов этих видов деятельности и способов получения информации.

39.4. Система  показателей рынка услуг, методика  их исчисления

В решении задач статистики рынка  услуг важная роль отводится системе  показателей. Сформулируем основные принципы ее построения:

§  система показателей (в отличие от произвольного набора, перечня показателей) предполагает, что все показатели взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели исследования;

§  система показателей строится на единых методологических принципах, что является необходимой предпосылкой их сопоставимости;

§  система показателей должна быть компактной, что не исключает дополнения обобщающих показателей показателями подсистемы.

Для характеристики рынка услуг  целесообразно использовать систему  показателей, приведенную в табл. 39.2.

Таблица 39.2

Система показателей рынка  услуг

Исходным направлением анализа  рынка потребительских услуг  населению является характеристика его социально-экономического потенциала.

Социально-экономический  потенциал рынка услуг — совокупная способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечивать достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка. Поэтому актуальной задачей статистики является разработка системы показателей характеристики потенциальных возможностей развития рынка услуг.

К числу важных показателей потребительского рынка услуг относятся: объем  предлагаемых услуг (товарное предложение, в котором в качестве товара выступает  услуга) и покупательский спрос, а  также степень их сбалансированности.

Объем реализации услуг одновременно отражает объем удовлетворенного спроса (и в этом смысле этот показатель является социальным) и объем выручки, полученной от реализации платных услуг (и в этом смысле этот показатель характеризует экономический результат  функционирования рынка).

Объем реализации услуг населению  — важный комплексный социально-экономический  показатель удовлетворения потребностей в услугах разного назначения, а следовательно, показатель уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования рынка  услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. На его основе определяется вклад рынка услуг в результат функционирования рынка товаров в целом.

Специфика нематериальных услуг как  товара, которая, как известно, состоит  в том, что они не могут накапливаться  и откладываться в запасы, а  также в том, что момент производства услуг и момент их потребления  не разделены процессами их распределения  и обращения, определяет скорость их обращения и отсутствие показателя товарооборота, учитывающего звенность  товародвижения.

Показатель уровня реализации услуг  на одного жителя — важный индикатор  развития регионального рынка и  региональных сопоставлений.

Следующая подсистема показателей  включает показатели статистики цен  на услуги. Цена — главная категория  рынка, инструмент его регулирования, балансировки спроса и предложения, инструмент конкуренции и конкурентоспособности.

В системе показателей цен целесообразно  использовать категории устойчивости, колеблемости, сезонности, вариабельности цен, соотношений цен различных  услуг, субрынков и секторов, а  также показатели мобильности и  эластичности цен.

Показатели уровня и динамики цен  исследуются во взаимосвязи с  показателями покупательной способности  рубля, денежных доходов населения. Исследование цен и их динамики на рынке услуг увязывается с  проблемами инфляции и стоимости  жизни.

В подсистеме показателей результатов  функционирования рынка услуг помимо показателя объема реализации услуг (выручки  от реализации) большое значение имеет  показатель прибыли, а также объема валовой добавленной стоимости, отражающей вклад рынка услуг  в создание ВВП.

Особую проблему составляет определение  объемов рыночных услуг, оказываемых  частнопрактикующими медработниками, репетиторами и т.п.; эти объекты  могут быть получены на основании  данных государственной налоговой  службы и путем выборочных обследований доходов и расходов этих лиц и  организаций (с выделением элементов  промежуточного потребления).

Выпуск рыночных услуг оценивается в основных ценах, т.е. исключая налоги на продукты (в рассматриваемых отраслях это налог на добавленную стоимость), но включая субсидии на продукты, т.е. государственную дотацию и другие субсидии, получаемые отраслью из государственного бюджета, кроме субсидий, связанных с использованием рабочей силы и других факторов производства, а также субсидий на капитальные затраты.

Валовая добавленная стоимость равна стоимости рыночных услуг отраслей (выпуск) за минусом их промежуточного потребления.

Промежуточное потребление — стоимость всех продуктов (кроме основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода в процессе производства и реализации услуг. Промежуточное потребление не включает износ основных фондов, который является элементом валовой добавленной стоимости. Вместе с тем к промежуточному по греблению относятся затраты на улучшение условий труда работников сферы услуг, затраты на спецодежду и спецпитание; представительские расходы; оплата за обучение работников, если все это осуществляется в интересах производства.

В состав промежуточного потребления  в коммерческих учреждениях включают материальные затраты, оплату нематериальных услуг, расходы на командировки (в  части оплаты проезда и проживания в гостиницах).

Оценка отдельных элементов  промежуточного потребления в сфере  ПУ аналогична оценке соответствующих  компонентов валового выпуска: покупные блага и услуги собственного производства отражаются по фактической цене приобретения, а промежуточные блага и услуги собственного производства — по фактическим  издержкам производства.

Валовая прибыль получается путем вычитания из валовой добавленной стоимости общей величины оплаты труда наемных работников, а также налогов на производство за вычетом субсидий на производство.

Чистая прибыль получается путем вычитания из валовой прибыли величины потребления основных фондов (т.е. годового фонда амортизации и недоамортизированной стоимости выбывших основных фондов).

В особой подсистеме отражаются показатели текущих затрат живого и овеществленного  труда, связанных с функционированием  рынка услуг, а также показатели инвестиций на его развитие.

Отдельная подсистема показателей  призвана охарактеризовать инфраструктуру рынка услуг, которая недостаточно исследована и развита и от состояния которой зависит эффективность  функционирования рынка услуг.

Эта система показателей призвана отразить развитие подотраслей рынка  услуг, обеспечивающих его нормальное функционирование и носящих вспомогательный  по отношению к данному рынку  характер. Этими подотраслями могут  выступать и самостоятельные  отрасли сферы услуг, развитие которых  в свою очередь определяется их собственной  инфраструктурой (транспорт, связь, информационные услуги и др.).

Эти показатели обеспечивают обслуживание процесса купли-продажи. К ним относятся  показатели развития инфраструктуры (численность, размер, мощность, техническая оснащенность рекламных и информационных предприятий) и другие показатели, связанные с  системой менеджмента.

Эффективность рынка услуг как  социально-экономическая категория  определяется достижением максимального  результата (эффекта) на единицу затрат, связанных с его получением, или ресурсов его социально-экономического потенциала.

Эффект функционирования рынка  товаров в широком смысле —  совокупность экономических, социальных и финансовых результатов, характеризуемых  системой показателей.

В составе текущих затрат учитываются  прежде всего издержки, связанные  с производством и реализацией  услуг. Уровень издержек (затрат) —  их объем на 1 тыс. руб. реализации услуг.

В системе показателей статистики эффективности услуг прежде всего  выделяют обобщающие показатели эффективности  затрат и эффективности ресурсов.

Это показатели эффективности использования  совокупных ресурсов социально-экономического потенциала рынка услуг (Эр), а также  эффективности затрат живого и овеществленного  труда, рассчитываемые как отношение  показателя результатов к сводному показателю объема текущих затрат.

Один из принципиальных методологических вопросов — какой показатель наиболее полно отражает результат (эффект) функционирования рынка услуг. С позиций экономики  в целом эффектом функционирования рынка услуг является валовая  добавленная стоимость, учитываемая  в объеме валового внутреннего продукта страны и отражающая вклад рынка  в создание ВВП.

С позиций удовлетворения потребностей населения в услугах основным показателем эффекта является объем  реализации услуг населению. С позиции  каждого отдельного поставщика услуг  на рынок, а также регионального  и российского рынков важным показателем  эффекта является полученная на рынке  услуг прибыль — финансовый результат.

Эти три показателя эффекта образуют систему показателей результатов  функционирования рынка. Выбор нужного  показателя зависит от целей и  задач анализа. Уровень эффективности  определяется отношением того или другого  показателя эффекта либо к затратам на функционирование рынка, либо к ресурсам его социально-экономического потенциала.

Для обеспечения сопоставимости обобщающих показателей эффективности функционирования рынка услуг с показателями эффективности  других видов деятельности целесообразно  в качестве эффекта (результата) использовать показатель валовой добавленной  стоимости (ВДС), созданной на рынке  услуг за тот или иной период и  отражающей его вклад в создание ВВП.

В составе текущих затрат учитывается  сумма стоимости фонда оплаты труда (ФОТ), промежуточного потребления (ПП) и потребления основного капитала (ПОК).

Тогда обобщающий показатель уровня эффективности затрат определим  по формуле

             (39.3)

В составе ресурсов экономического потенциала рынка услуг учитываются: трудовые ресурсы, занятые обслуживанием  рынка (Т), основные фонды (ОФ) и оборотные  фонды (ОбФ). Расчет эффективности ресурсов осуществляется по формуле

               (39.4)

Расчет сводного показателя эффективности  ресурсов затруднен из-за отсутствия пока рыночной стоимости трудовых ресурсов, занятых на рынке труда. Однако рассчитываются отдельные компоненты эффективности  ресурсов социально-экономического потенциала, изменение которых в динамике позволяет определить изменение  в динамике показателя уровня эффективности  ресурсов в целом.

Отношение ВДС / Т является показателем  производительности труда на рынке  услуг (ПТ), сопоставимым по методике расчета  с показателем общественной производительности труда (ВВП/Т). Этот показатель характеризует  эффективность затрат живого труда  на рынке услуг.                    

Показателями эффективности затрат прошлого труда являются фондоотдача (ФО), фондоемкость (ФЕ) и материалоемкосты (МЕ).

Фондоотдача — объем результата функционирования рынка услуг на единицу среднегодовой стоимости  его основных фондов

                      (39.5)

фондоемкость — обратный показатель фондоотдачи

Информация о работе Социально-экономическая сущность рынка услуг, задачи его статистической характеристики