Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:20, реферат
Услуги — важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.
Под услугами принято понимать результаты экономической деятельности, которые не принимают материальной (вещной) формы и удовлетворяют определенные потребности — личные, коллективные и общественные.
В настоящее время основными факторами, определяющими конъюнктуру на рынке услуг, являются:
а) инфляция;
б) резкое падение реальных доходов населения и как следствие — сокращение расходов на платные услуги, падение спроса на них;
в) быстрый рост цен на услуги, причем цены на услуги растут несколько быстрее, чем цены на товары;
г) снижение спроса на ПУ как следствие инсоляции и снижения доходов;
д) появление новых видов ПУ (например, обмен валюты, которым занимаются коммерческие банки, платное оформление заграндокумен-тов, и прежде всего паспортов и виз, а также страховых полисов);
е) обострение криминогенной обстановки
в стране привело к возникновению
и развитию новой отрасли услуг,
связанной с безопасностью
ж) бурный рост ПУ, связанных с информационным
и научным обеспечением деятельности
участников рынка. Качественно новый
характер приобрела рекламная
Особенностью современного этапа
развития системы ПУ населению в
России является появление и развитие
ряда услуг, запрещенных законом. Возникла
громадная сеть полулегальных и
нелегальных организаций и
39.4. Система
показателей рынка услуг,
В решении задач статистики рынка услуг важная роль отводится системе показателей. Сформулируем основные принципы ее построения:
§ система показателей (в отличие от произвольного набора, перечня показателей) предполагает, что все показатели взаимосвязаны и ориентированы на достижение цели исследования;
§ система показателей строится на единых методологических принципах, что является необходимой предпосылкой их сопоставимости;
§ система показателей должна быть компактной, что не исключает дополнения обобщающих показателей показателями подсистемы.
Для характеристики рынка услуг целесообразно использовать систему показателей, приведенную в табл. 39.2.
Таблица 39.2
Система показателей рынка услуг
Исходным направлением анализа рынка потребительских услуг населению является характеристика его социально-экономического потенциала.
Социально-экономический
потенциал рынка услуг — совоку
К числу важных показателей потребительского рынка услуг относятся: объем предлагаемых услуг (товарное предложение, в котором в качестве товара выступает услуга) и покупательский спрос, а также степень их сбалансированности.
Объем реализации услуг одновременно
отражает объем удовлетворенного спроса
(и в этом смысле этот показатель
является социальным) и объем выручки,
полученной от реализации платных услуг
(и в этом смысле этот показатель
характеризует экономический
Объем реализации услуг населению
— важный комплексный социально-
Специфика нематериальных услуг как товара, которая, как известно, состоит в том, что они не могут накапливаться и откладываться в запасы, а также в том, что момент производства услуг и момент их потребления не разделены процессами их распределения и обращения, определяет скорость их обращения и отсутствие показателя товарооборота, учитывающего звенность товародвижения.
Показатель уровня реализации услуг на одного жителя — важный индикатор развития регионального рынка и региональных сопоставлений.
Следующая подсистема показателей
включает показатели статистики цен
на услуги. Цена — главная категория
рынка, инструмент его регулирования,
балансировки спроса и предложения,
инструмент конкуренции и
В системе показателей цен
Показатели уровня и динамики цен исследуются во взаимосвязи с показателями покупательной способности рубля, денежных доходов населения. Исследование цен и их динамики на рынке услуг увязывается с проблемами инфляции и стоимости жизни.
В подсистеме показателей результатов функционирования рынка услуг помимо показателя объема реализации услуг (выручки от реализации) большое значение имеет показатель прибыли, а также объема валовой добавленной стоимости, отражающей вклад рынка услуг в создание ВВП.
Особую проблему составляет определение
объемов рыночных услуг, оказываемых
частнопрактикующими
Выпуск рыночных услуг оценивается в основных ценах, т.е. исключая налоги на продукты (в рассматриваемых отраслях это налог на добавленную стоимость), но включая субсидии на продукты, т.е. государственную дотацию и другие субсидии, получаемые отраслью из государственного бюджета, кроме субсидий, связанных с использованием рабочей силы и других факторов производства, а также субсидий на капитальные затраты.
Валовая добавленная стоимость равна стоимости рыночных услуг отраслей (выпуск) за минусом их промежуточного потребления.
Промежуточное потребление — стоимость всех продуктов (кроме основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода в процессе производства и реализации услуг. Промежуточное потребление не включает износ основных фондов, который является элементом валовой добавленной стоимости. Вместе с тем к промежуточному по греблению относятся затраты на улучшение условий труда работников сферы услуг, затраты на спецодежду и спецпитание; представительские расходы; оплата за обучение работников, если все это осуществляется в интересах производства.
В состав промежуточного потребления в коммерческих учреждениях включают материальные затраты, оплату нематериальных услуг, расходы на командировки (в части оплаты проезда и проживания в гостиницах).
Оценка отдельных элементов промежуточного потребления в сфере ПУ аналогична оценке соответствующих компонентов валового выпуска: покупные блага и услуги собственного производства отражаются по фактической цене приобретения, а промежуточные блага и услуги собственного производства — по фактическим издержкам производства.
Валовая прибыль получается путем вычитания из валовой добавленной стоимости общей величины оплаты труда наемных работников, а также налогов на производство за вычетом субсидий на производство.
Чистая прибыль получается путем вычитания из валовой прибыли величины потребления основных фондов (т.е. годового фонда амортизации и недоамортизированной стоимости выбывших основных фондов).
В особой подсистеме отражаются показатели текущих затрат живого и овеществленного труда, связанных с функционированием рынка услуг, а также показатели инвестиций на его развитие.
Отдельная подсистема показателей
призвана охарактеризовать инфраструктуру
рынка услуг, которая недостаточно
исследована и развита и от
состояния которой зависит
Эта система показателей призвана отразить развитие подотраслей рынка услуг, обеспечивающих его нормальное функционирование и носящих вспомогательный по отношению к данному рынку характер. Этими подотраслями могут выступать и самостоятельные отрасли сферы услуг, развитие которых в свою очередь определяется их собственной инфраструктурой (транспорт, связь, информационные услуги и др.).
Эти показатели обеспечивают обслуживание процесса купли-продажи. К ним относятся показатели развития инфраструктуры (численность, размер, мощность, техническая оснащенность рекламных и информационных предприятий) и другие показатели, связанные с системой менеджмента.
Эффективность рынка услуг как
социально-экономическая
Эффект функционирования рынка товаров в широком смысле — совокупность экономических, социальных и финансовых результатов, характеризуемых системой показателей.
В составе текущих затрат учитываются прежде всего издержки, связанные с производством и реализацией услуг. Уровень издержек (затрат) — их объем на 1 тыс. руб. реализации услуг.
В системе показателей статистики эффективности услуг прежде всего выделяют обобщающие показатели эффективности затрат и эффективности ресурсов.
Это показатели эффективности использования совокупных ресурсов социально-экономического потенциала рынка услуг (Эр), а также эффективности затрат живого и овеществленного труда, рассчитываемые как отношение показателя результатов к сводному показателю объема текущих затрат.
Один из принципиальных методологических вопросов — какой показатель наиболее полно отражает результат (эффект) функционирования рынка услуг. С позиций экономики в целом эффектом функционирования рынка услуг является валовая добавленная стоимость, учитываемая в объеме валового внутреннего продукта страны и отражающая вклад рынка в создание ВВП.
С позиций удовлетворения потребностей населения в услугах основным показателем эффекта является объем реализации услуг населению. С позиции каждого отдельного поставщика услуг на рынок, а также регионального и российского рынков важным показателем эффекта является полученная на рынке услуг прибыль — финансовый результат.
Эти три показателя эффекта образуют
систему показателей
Для обеспечения сопоставимости обобщающих
показателей эффективности
В составе текущих затрат учитывается
сумма стоимости фонда оплаты
труда (ФОТ), промежуточного потребления
(ПП) и потребления основного
Тогда обобщающий показатель уровня эффективности затрат определим по формуле
В составе ресурсов экономического потенциала рынка услуг учитываются: трудовые ресурсы, занятые обслуживанием рынка (Т), основные фонды (ОФ) и оборотные фонды (ОбФ). Расчет эффективности ресурсов осуществляется по формуле
Расчет сводного показателя эффективности ресурсов затруднен из-за отсутствия пока рыночной стоимости трудовых ресурсов, занятых на рынке труда. Однако рассчитываются отдельные компоненты эффективности ресурсов социально-экономического потенциала, изменение которых в динамике позволяет определить изменение в динамике показателя уровня эффективности ресурсов в целом.
Отношение ВДС / Т является показателем
производительности труда на рынке
услуг (ПТ), сопоставимым по методике расчета
с показателем общественной производительности
труда (ВВП/Т). Этот показатель характеризует
эффективность затрат живого труда
на рынке услуг.
Показателями эффективности
Фондоотдача — объем результата
функционирования рынка услуг на
единицу среднегодовой
фондоемкость — обратный показатель фондоотдачи