Статистика страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель курсовой работы заключается в определении главных направлений развития и особенностей рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности Приморского края.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
1. уточнить определения “страхование”, “рынок страховых услуг” с учетом, прежде всего, особенностей реформируемой экономики;
2. определить виды страхования с учетом правового регулирования приморским законодательством;
3. рассмотреть страхование как элемент страхового рынка; провести детальный анализ в различных сферах страхования, в частности, по Приморскому краю;
4. сравнить полученные данные между собой.

Содержание

Введение
Глава 1.Статистика страхования
1.1 Основные понятия статистики страхования
1.2 Статистика имущественного и личного страхования
1.3 Ответственное и обязательное страхование
Глава 2.Анализ показателей рынка
2.1 Исследование развития рынка страховых услуг
2.2 Результаты страховых компаний
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

страхование прим край.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Глава 1.Статистика страхования

1.1 Основные  понятия статистики страхования

1.2 Статистика  имущественного и личного страхования

1.3 Ответственное  и обязательное страхование

Глава 2.Анализ показателей рынка

2.1 Исследование  развития рынка страховых услуг

2.2 Результаты страховых компаний

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в  общественном воспроизводстве, значительно  расширяет сферу страховых услуг и развитие альтернатив государственному страхованию. При командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за ее сохранность страхование никак не могло получить подобающего ему места в экономике и общественных отношениях.

Развертывание рыночных отношений, когда товаропроизводитель  начинает действовать на свой страх  и риск, по собственному плану и  несет за это ответственность, повышает роль и значение страхования. При этом наряду с традиционным предназначением -- обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы) -- объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств). Предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятий (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Изменения затрагивают  также сферу имущественного и  личного страхования граждан, что  непосредственно связано с экономическими интересами населения. Соотношение  долгосрочных и краткосрочных договоров  страхования, сочетание рисковых, предупредительных и сберегательных условий страхования, уровень банковского процента на резерв взносов по договорам страхования жизни, учет ценовых тенденций и осуществление антиинфляционных мероприятий с переходом к рыночной экономике неизбежно становятся предметом страховой политики. Возрастает предложение страховых услуг. Происходит постепенное формирование страхового рынка. Приоритет отдается добровольным видам страхования, хотя в определенных сферах сохраняется или даже вводится обязательное страхование (например, медицинское, военнослужащих от несчастных случаев, автогражданской ответственности).

Актуальность  темы предопределена также незавершенностью разработки теоретической основы страхования  вообще и выявления его особенностей в Приморском крае, в частности.

Вместе с  тем, многие аспекты рынка страховых  услуг и его государственного регулирования в теоретическом  и методологическом плане исследованы  недостаточно. Многообразие различных  аспектов страхования, актуальность поиска новых подходов к решению проблемы эффективности государственного регулирования рынка страховых услуг обуславливает важность проведения дальнейших исследований в этом направлении. Этим обуславливается выбор темы, целей, задач, объекта курсовой работы.

В курсовой работе представлены теоретическая и практическая части. В теоретической части описывается сущность, виды, особенности страхования. В практической показаны динамика и анализ страховой деятельности в Приморском крае.

Главная цель курсовой работы заключается в определении главных направлений развития и особенностей рынка страховых услуг как важной сферы хозяйственной деятельности Приморского края.

В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

1. уточнить определения  “страхование”, “рынок страховых  услуг” с учетом, прежде всего, особенностей реформируемой экономики;

2. определить  виды страхования с учетом  правового регулирования приморским  законодательством;

3. рассмотреть  страхование как элемент страхового  рынка; провести детальный анализ  в различных сферах страхования, в частности, по Приморскому краю;

4. сравнить полученные  данные между собой.

В соответствии с поставленной целью, объектом исследования является Приморский рынок страховых  услуг и механизм его государственного регулирования.

Предметом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между субъектами рынка страховых услуг в условиях трансформируемой приморской экономики.

Информационной  базой работы послужили отечественные  и зарубежные разработки по проблемам  функционирования рынка страховых услуг, законодательные и нормативно-правовые документы Приморского края.

 

Глава 1. Статистика страхования

Страхование имеет  длительную историю, на протяжении которой  оно из некоммерческого эволюционировало в коммерческий тип.

Для самых ранних форм страхования характерным было взаимное страхование, в основе которого заложена идея коллективной взаимопомощи. Примеры таких форм страхования можно найти в Вавилонии, законах царя Хаммурапи (около 1760 г. до н.э.)

В Древней Греции и Римской империи также можно найти примеры страхования, основанные на принципах взаимного страхования. В качестве классического примера в литературе приводится страховое в Древнем Риме, где постепенно складывались постоянные организации (коллегии, союзы) по профессиональному (торговцы, ремесленники, военные) или религиозному признаку со своими уставами. Примером может служить Устав ланувийской коллегии, которая была основана в 133 г. до н.э.

В период X-XIII вв. страхование стали осуществлять цехи и гильдии.

Постепенно цеховое страхование перешло к более совершенной форме создания страховых денежных фондов путем уплаты регулярных страховых взносов членов сообщества в свои кассы.

По мере развития товарно-денежных отношений натуральное  страхование уступило место страхованию в денежной форме. Раскладка ущерба в денежной форме значительно расширила возможности взаимного страхования.

В литературе выделяют 3 основных этапа коммерческого типа страхования в Европе:

1 этап (XIV-конец  XVII вв.) связан с эпохой, так называемого  первоначального накопления капитала

2 этап (конец  XVII - конец XIX вв.) связывается с  эпохой свободного предпринимательства  и свободной конкуренции

3 этап (конец  XIX - XX вв.) связывается с эпохой  монополизации предпринимательской  деятельности и конкуренции.

Существенное  развитие страхования приходится во второй половине XV в., когда европейцы  начали активно осваивать новые  земли. Эпоха великих географических открытий породила развитие судоходства, международную торговлю и новые  опасности, связанные с этой деятельностью. Для защиты от морских рисков купцы и судовладельцы на период торговых экспедиций договаривались о том, что в случае гибели имущества одного из них, ущерб будет распределяться между всеми. Один из дошедших до наших дней морских полисов (договор о страховании за плату) был выдан в 1347 г. на перевозку груза из Генуи на остров Майорка на судне Санта Клара. Это свидетельствует о том, что в этот период уже существовало и развивалось коммерческое страхование, предполагающее предоставление страховой защиты за определенную плату (премию). В это время появились первые профессиональные страховщики - предприниматели, которые брали на себя обязательства возмещения ущерба под залог собственного имущества взамен уплаты страховой премии, которая не возвращалась, если ничего не происходило с застрахованным имуществом.

В 1468 г. создается  Венецианский кодекс морского страхования.

В конце XVII - начале XVIII вв. возникают первые страховые  общества в области морского страхования: в Генуе в 1741 г., в Париже в 1686 г. и другие преимущественно портовых городах Европы. Постепенно страхование начало охватывать и другие риски, не связанные с морем.

Существенным  толчком к развитию страхования  имущества от огня явился Большой  Лондонский пожар 1666 г., уничтоживший 13200 зданий в центре Лондона. Именно после этого трагического события был учреждена первая в мире страховая компания, появилось страхование от огня.

Принято считать, что страхование жизни также  зародилось в Великобритании. Именно здесь в 1762 г. появилась страховая компания Equitable Life Assurance Society, занимающаяся страхованием жизни по сей день. Это общество одним из первых начало использовать в своей деятельности актуарные расчеты, что повысило эффективность страхования.

К концу XVIII в. в  Западной Европе насчитывалось уже около 100 различных видов имущественного и личного страхования.

Базовые условия  развития коммерческого страхования  на втором этапе, в особенности промышленный переворот конца XVIII - начала XIX в. вызвали  к жизни дальнейшее развитие имущественного и личного страхования. Личное страхование получило научно-обоснованную математическую базу (актуарные расчеты). Страхование в этот период от индивидуальных форм предпринимательства переходит к коллективным формам, прежде всего в форме акционерного общества. Возникло сострахование и перестрахование.

Главным итогом третьего этапа можно считать  завершение специализации по трем отраслям (имущественному, личному и ответственности), его интернационализация, становление  регулярного перестрахования как  института страхового дела.

В настоящее  время страхование является важным сектором, как мировой, так и национальной финансовой системы.

1.1 Основные  понятия статистики страхования

Страхование, на сегодня является важной, но менее  изученной сфер экономики. Для более глубокого понимания изучаемого материала необходимо владеть терминологией страхования.

Страхование - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитой людей  и их дела от различного рода опасностей.

Страхование (страховое  дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в  узком смысле представляет собой  отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии). Страхователь (полисодержатель) -- дееспособное физическое или юридическое лицо, уплатившее страховой взнос и вступившее в конкретное страховое обязательство со страховщиком. Страхователями могут быть как резиденты и нерезиденты, так и лица без гражданства, представляющие различные типы собственности, различные отрасли (сектора) экономики. Основная обязанность страхователя состоит в осуществлении регулярных страховых взносов (премии, платежи). Страховщик -- юридическое лицо любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее в установленном законом порядке лицензию на эту деятельность на территории России. Страховщиками могут быть государственные, акционерные, частные или совместные страховые организации. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность напрямую или через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые посредники являются связующим звеном между страховой компанией и ее клиентами -- они выполняют непосредственное страховое обслуживание.

Основные функции  страховых посредников можно  классифицировать следующим образом:

- информирование  клиентов о специфике деятельности  страховой компании и условиях  страхования;

- принятие и первичный анализ качества страховых предложений, заключение, возобновление договора страхования и инкассация страховых взносов;

- разъяснения  клиентам их прав и обязанностей (действий) при наступлении страхового  случая.

В зависимости  от способа и места приобретения различают следующие виды страховых полисов:

- индивидуальный -- приобретается исключительно по  месту жительства и желанию  клиента;

- коллективный -- страхуются работники коллектива (чаще от несчастного случая  и страхование жизни);

- смешанный, который основывается на сотрудничестве территориальных посредников со специализированными компаниями, а также на налаживании оптимального компромисса в процессе совместной деятельности субъектов государственного и негосударственного страхования.

Страховые агенты -- физические или юридические лица, осуществляющие свою деятельность от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры -- юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховые брокеры обязаны направлять в Росстрахнадзор извещение о намерении вести посредническую деятельность по страхованию не Позже чем за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия свидетельства (разрешения) о регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя. Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации, допускается в том случае, если это предусмотрено соответствующим межгосударственным соглашением с участием России.

Страховой брокер:

- представляет  интересы клиента, действует как  консультант своего клиента и  информирует его о диапазоне  предоставляемых компанией доступных  страховых услуг; » ведет переговоры  от имени своего клиента с  целью достижения приемлемого  компромисса между размером страхового покрытия и стоимостью страхования в пользу клиента, иными словами, обеспечивает полную цепочку услуг -- от привлечения клиента и размещения риска до урегулирования рисков в случае возникновения страхового случая;

- обеспечивает максимально (оптимально) высокий стандарт распределения риска и дает гарантии клиенту, что при наступлении страхового случая он будет достаточно обеспечен. Для этого он должен знать уровень финансовой и социальной устойчивости не только конкретного клиента, но и страховой компании;

Информация о работе Статистика страхования