Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:33, курсовая работа
Целью курсовой работы: выяснять сущность, роль, формы, значение в рыночной экономике.
Задачи данной работы:
Изучить основы формирования конкуренции
Рассмотреть роль конкуренции
Выяснить формы и методы развития конкуренции
Выявить противоречия конкуренции в рыночном хозяйстве
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курская государственная сельскохозяйственная академия
имени профессора И.И. Иванова»
Финансовый факультет
Кафедра «Статистики»
Направление 080100.62 Экономика (финансы и кредит)
Курсовая работа
по дисциплине «Статистика»
«Статистико-экономический анализ платежеспособности предприятия ОАО «Кшенское хлебоприемное предприятие»»
Автор работы:
студентка 2 курса группы Ф-ЭФб124
финансового факультета
Погребная Юлия Владимировна
Руководитель работы:
Шатохин Виктор Андреевич
Курск - 2013 г.
Введение
Огромное значение, которое имеет конкуренция для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики столь очевидно, что его не имеет смысла доказывать.
Конкуренция — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Конкуренция - ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены, и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств отдельных компаний затмевают в обыденном сознании проблемы конкуренции.
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Рынок не может эффективно работать без конкуренции.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.
Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.
Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Тема актуальна и представляет собой интерес, потому что в современных условиях конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Произошел переход к рыночной экономике, которая не может существовать без субъектов конкуренции, конкурентной среды, развития конкуренции между субъектами экономических отношений.
Целью курсовой работы: выяснять сущность, роль, формы, значение в рыночной экономике.
Задачи данной работы:
Содержание курсовой работы состоит из введения, трех разделов, подразделов, предложений и вывода. В первой главе дается общее понятие определению рыночной конкуренции, описываются ее условия и причины формирования. Она состоит из трёх подглав, из которых особое внимание стоит уделить третей. В ней рассмотрены особенности конкуренции в аграрном секторе. Во второй главе речь идет об эффективности и противоречиях конкуренции в рыночном хозяйстве. Третья – о формах и методах развития конкуренции.
Объектом исследования являются сущность, виды, роль конкуренции. Рассмотрено развитие малого и среднего бизнеса.
Методологической и теоретической основой исследования послужили отечественные и зарубежные произведения. Большое внимание было уделено законам Российской Федерации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОНКУРЕНЦИИ И ЕЁ РОЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Условия и причины формирования конкуренции
Целесообразно различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.
Основными условиями появления конкуренции являются:
собственность на средства производства, продукт и доход
доступ к ресурсам и информации
множественность обособленных производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.)
Рыночная конкуренция- система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.
Ф. Хайек особо подчёркивал необходимость наличия: развитого института индивидуализированной (нечастной) собственности единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов.
Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.
Формирование конкурентной среды в РБ осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ. В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования (переименования) предприятия в акционерное общество.
Негосударственные , в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
В ходе реформирования экономики РБ полноценной конкуренции, затрагивающей сферу материального производства, не возникло. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. Подлинного разгосударствления экономики не происходит, приватизация до 1996г. Носила преимущественно государственно- акционерный характер, а в последнее время была приостановлена.
Вместе с тем в ’’Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы ’’ подчёркивается, что ’’главная цель приватизации заключается не в формальном перераспределении собственности, а в повышении эффективности производства и создании конкурентной среды...’’.
Становление конкуренции сдерживает отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий.
Либерализация цен обернулась их необоснованным повышением, падением спроса и уменьшением объёмов производства, утратой рынков сбыта. В настоящее время почти каждое третье предприятие республики является убыточным. В промышленности доля таких предприятий выросла за год с 9 до 25 процентов, в сельском хозяйстве- с 11 до 19, а в строительстве- с 17 до 37,5 процентов.
В РБ вместо здоровой возникла ’’теневая’’ конкуренция между монопольными группами ’’дельцов’’, монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций (например, в торговле- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям).
Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры- малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве(между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между банками- за объекты кредитования, вложения капитала).
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту не отоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.
Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка РБ, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.
Особенностью становления предпринимательства в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.
Причинами отсутствия конкуренции в РБ являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции(экономических, административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д. Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д.(В программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития РБ на 1996-2000 годы’’ предусмотрены: пересмотр налоговой, валютной и кредитной политики в целях стимулирования экспорта и поддержки отечественных производителей; введение строгого заявительского порядка регистрации предприятий в сфере малого и среднего производственного бизнеса ).
Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.
Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.
1.2 Типы конкурентных рынков
В экономической теории различают четыре
типа конкурентных рынков. Знание различий
между ними имеет важное практическое
значение: тип рынка подсказывает стратегию
поведения на нем.1. Рынок чистой конкуренции
(или иначе — совершенной конкуренции).
В отличие от остальных типов рынков он
в действительности никогда не встречается
в чистом виде: это абстрактная модель,
к которой реальная ситуация может быть более или менее приближена.
• Рынок чисти конкуренции предполагает
выполнение трех условий (вообще говоря,
невыполнимых).
Во-первых, на таком рынке отсутствуют входные и выходные барьеры. Иными стонами, ничто не мешает продавцу, обнаружившему, что условия для продажи его товара невыгодны, уйти с рынка и, мгновенно перебросив свои ресурсы на другой товар, вернуться на рынок с ним (или, иначе говоря, выйти на рынок другого товара).