Статистический анализ основных показателей малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение экономико – статистического анализа основных показателей малого предпринимательства Калужской области с помощью метода группировок.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) дать краткую экономическую характеристику Калужской области;
2) проанализировать распределение малых предприятий по отраслям экономики;
3) используя аналитическую группировку выявить взаимосвязь между показателями экономической деятельности малого предпринимательства, а именно:
а) между среднесписочным числом работающих и объёмом произведённой продукции;
б) между числом малых предприятий и объёмом произведённой продукции.
4) исследовать основную тенденцию объёмов производимой продукции малыми предприятиями;
5) провести дисперсионный анализ выявленных в группировках взаимосвязей показателей экономической деятельности малого предпринимательства;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 3.52 Мб (Скачать файл)

     По  уровню обеспеченности городского населения  квартирными телефонами Калужская  область занимает второе место в  Центральном федеральном округе, уступая только Москве.

     Порядка 80% территории области охвачено сотовой радиотелефонной связью.

     Финансы. Доходы и расходы области в 2007 году составили 49,8 млрд.рублей, в том числе объем собственных финансовых средств составил 88,4% общего объема.

     Финансовые  ресурсы области в 2007 году составили 55,3 млрд. рублей, в том числе собственные ресурсы области  составили 49,1 млрд. рублей, или 88,6% общего объема.

     Инвестиции. В 2007 году в области произошло значительное увеличение инвестиций в основной капитал, что во многом связано с реализацией на территории области новых инвестиционных проектов. Прирост инвестиций составил по сравнению с предыдущим годом порядка 51%.

     Капиталовложения за счет бюджетных средств составили порядка 17%. Около 53% в общем объеме инвестиций занимают кредиты банков, заемные средства других организаций, прямые иностранные инвестиции, средства, привлекаемые на строительство жилья, и прочие привлеченные средства.

     Рынок товаров и услуг. В структуре потребительского рынка области 76% занимает сектор розничной торговли, 22% - рынок платных услуг и 2% – сфера общественного питания.

     В области сформировались два основных канала реализации потребительских  товаров - торгующие организации  и рынки. Основная часть оборота  розничной торговли формируется  торгующими организациями и предпринимателями, реализующими товары в стационарной торговой сети (89-90%).

     Отмечается  стабильность позиций малого бизнеса. Малые предприятия формируют 26% оборота  розничной торговли, индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка, - 33%.

     Остается  стабильной ситуация с удовлетворением  платежеспособного спроса населения  на основные продовольственные и  непродовольственные товары,  в  области фактически нет товарного  дефицита.

     Сохраняется тенденция устойчивого роста  торговли, поддерживаемая увеличением реальных денежных доходов населения, активностью банков на рынке потребительского кредитования, высоким уровнем потребительского спроса при усилении конкуренции со стороны импорта.

     Реальный  оборот розничной торговли в 2007 году составил 118,2%, общественного питания – 113,6% к достигнутому уровню 2006 года. В 2007 году на душу населения реализовано товаров и продукции услуг общественного питания в среднем в месяц на сумму 5,3 тыс. рублей.

     Основными поставщиками платных услуг населению  области (около 85% объема) являются крупные и средние организации различных форм собственности.

     Доминирующая  роль в структуре платных услуг  принадлежит услугам жилищно-коммунального  хозяйства (35,4% от общего объема), связи (23%), транспортным (10,6%) и бытовым (9,1%) услугам. [5]

     Вывод: по многим основным экономическим показателям Калужская область занимает ведущие позиции среди регионов Центрального федерального округа, причем высокие показатели её развития обусловлены не использованием сырьевых запасов, а собственным научно-техническим потенциалом. Малое предпринимательство – наиболее мобильный, динамичный и способный быстро адаптироваться к внешним условиям сектор экономики. Развиваясь, малый бизнес создает дополнительные рабочие места, обеспечивая занятость населения. По данным Калугастата в 2007 году в данном регионе действовало 6,8 тыс. малых предприятий. Они составили 24% от общего числа предприятий и организаций, зарегистрированных в едином государственном реестре юридических лиц.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

4 АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ

     Исходные  данные о распределении малых  предприятий по отраслям экономики  представлены в приложении 1. На основе этих данных построим гистограмму распределения  малых предприятий по отраслям экономики  за последние три года и сделаем соответствующие выводы.

Р и с. 4.1. Структура числа малых предприятий по отдельным отраслям экономики за 2005-2007 года

     Вывод: анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод о том, что распределение предприятий по отраслям экономики сохраняется в течение последних трёх лет. Основная часть – треть всех малых предприятий – предприятия с основным видом деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (около 45%). Значительную долю составляют также группы предприятий обрабатывающих производств, на протяжении трёх лет их доля составила более 17% от всех малых предприятий; строительства – 11%. Также высока доля предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (их доля составляет более 16%). Наименьшую долю составляют предприятия с основным видом деятельности: добыча полезных ископаемых, гостиницы и рестораны, финансовая деятельность, образование и предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Эти предприятия составляют менее 3% от всего количества предприятий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА,  ВЫЯВЛЯЮЩАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ  МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

     5.1 Аналитическая группировка,  выявляющая взаимосвязь  между среднесписочным  числом работающих  и объёмом произведенной  продукции

     Для выполнения необходимых расчётов необходимы данные об объёме производимой продукции  в сопоставимых ценах. Расчёт осуществлён в приложении 2 (таблица 2.1).

      Таблица с исходными данными о численности  работников и расчёт среднесписочной  численности представлен в приложении 3 (таблица 3.1). Исходные данные взяты из 6,7 и 8 источников.

      Выполним аналитическую группировку, выявляющую зависимость между среднесписочным числом работающих и объёмом произведенной продукции.

     Таблица исходных данных для аналитической группировки, выявляющей зависимость между среднесписочным числом работающих и объёмом произведенной продукции представлена в приложении 4 (таблица 4.1).

     Группировочный (факторный) признак – среднесписочное  число работающих, в тыс. человек. Величину интервала найдём по формуле 2.2. Возьмём k=3 из n=10

h = = 2,8 (тыс. человек)

Таблица 5.1.1  – Распределение малых предприятий по среднесписочному числу работающих

Интервалы значений среднесписочного числа работающих, в тыс. человек Число лет в  группе
61,7 –  64,5 5
64,5 –  67,3 4
67,3 –  70,1 1
Итого 10

 

     Анализ  характера распределения малых предприятий по среднесписочному числу работающих не показывает его близость к нормальному распределению. Значения признака варьируют неравномерно и в значительных размерах: первый интервал содержит половину совокупности, а третий всего лишь одно значение (а это меньше трёх). Поэтому произведём группировку с неравными интервалами (изменим границы интервалов). 
 

 Таблица5.1.2  – Распределение малых предприятий  по среднесписочному числу работающих (с изменёнными интервалами)

Интервалы значений среднесписочного числа работающих, в тыс. человек Число лет в  группе
61,7 –  62,7 3
62,7 –  65,9 4
65,9 –  70,1 3
Итого 10

 
 
 

     Анализ  характера распределения предприятий  показывает его близость к нормальному  распределению и удовлетворению правилам построения группировок по количественному признаку.

Группировка числовых лет по среднесписочному числу работающих представлена в приложении 4 (таблица 4.2). 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица  5.1.3  – Зависимость объёма произведённой  продукции от среднесписочного числа работающих

Группы  числовых лет по среднесписочному числу работающих, в тыс. человек Число лет В среднем  на 1 год
Объём произведённой продукции, в млн. рублей Среднесписочное число работающих, в тыс. человек
61,7 –  62,7 3 12732,43 62,2
62,7 –  65,9 4 20416,35 64,6
65,9 –  70,1 3 34488,00 67,6
Итого 10 22332,67 64,8

 

      Вывод: в результате группировки выявлена прямая зависимость объёма производимой продукции от среднесписочного числа работающих, т.е. с увеличением среднесписочного числа работающих объём производимой продукции в среднем увеличивается, и, наоборот, с уменьшением среднесписочного числа работающих объём производимой продукции в среднем уменьшается.  

     5.2 Аналитическая группировка,  выявляющая взаимосвязь  между числом малых  предприятий и объёмом произведённой продукции

      Выполним аналитическую группировку, выявляющую зависимость между числом малых предприятий и объёмом произведенной продукции.

Таблица исходных данных для аналитической группировки, выявляющей зависимость между числом малых предприятий и объёмом произведенной продукции представлена в приложении 5 (таблица 5.1).

     Группировочный (факторный) признак – число малых  предприятий, в тыс. Определим длину  интервала по формуле 2.2.

Возьмём k=3 из n=10

h = = 0,7 (тыс.)

Таблица 5.2.1  – Распределение числовых лет по числу малых предприятий

Интервалы значений числа малых предприятий, в тыс. Число лет в  группе
4,7 –  5,4 1
5,4 –  6,1 5
6,1 –  6,8 4
Итого 10

 

     Анализ  характера распределения числовых лет по числу малых предприятий не показывает его близость к нормальному распределению. Значения признака варьируют неравномерно и в значительных размерах: первый интервал содержит всего лишь одно значение (а это меньше трёх), а второй – половину совокупности. Поэтому произведём группировку с неравными интервалами (изменим границы интервалов).

 Таблица 5.2.2 – Распределение числовых лет  по числу малых предприятий  (с изменёнными интервалами)

Интервалы значений числа малых предприятий, в тыс. Число лет в  группе
4,7 –  5,7 3
5,7 –  6,3 4
6,3 –  6,8 3
Итого 10

 

     Анализ  характера распределения числовых лет показывает его близость к  нормальному распределению и  удовлетворению правилам построения группировок  по количественному признаку.

     Группировка числовых лет по числу малых предприятий представлена в приложении 5 (таблица 5.2).

Информация о работе Статистический анализ основных показателей малого предпринимательства