Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 04:09, курсовая работа
Целью исследования являются изучение показателей внешней торговли в регионах Центрального федерального округа (ЦФО) посредством статистического анализа.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. изучение использования методов группировки в исследовании показателей внешней торговли в регионах Центрального федерального округа.
2. исследование применения статистическо-экономического анализа единиц совокупности по основным показателям внешней торговли в регионах Центрального федерального округа.
1.3 Анализ типических группировок.
Аналитическая группировка проводится для изучения взаимосвязи между признаками, положенными в основу группировки, и признаками, которые используются для характеристики групп. Она позволяет оценить качественные особенности каждой группы интервального ряда, объединить однородные и немногочисленные группы.
Рассчитаем средние абсолютные показатели по каждой группе (таблицы 15-17).
Таблица 15
Сводные данные по аналитической группировке регионов ЦФО по внешнеторговому обороту
Интер-валы |
Диапазон |
Кол-во регионов |
Средний показатель по группе |
Средний показатель по совокупности |
Средний показатель по регионам |
1 |
447 – 3011,3 |
11 |
1574,0 |
83617,5 |
25148,9 |
2 |
3011,3 – 5575,5 |
2 |
4338,9 | ||
3 |
5575,5– 8139,8 |
3 |
7257,1 | ||
4 |
8139,8 – 37819,0 |
1 |
37818,8 | ||
5 |
37819,0 - 367098,7 |
1 |
367098,7 |
Таблица 16
Сводные данные по аналитической группировке регионов ЦФО по показателям экспорта
Интер-валы |
Диапазон |
Кол-во регионов |
Средний показатель по группе |
Средний показатель по совокупности |
Средний показатель по регионам |
1 |
108,3 – 1569,5 |
12 |
600,8 |
48414,5 |
14276,5 |
2 |
1569,5 – 3030,7 |
1 |
1584,2 | ||
3 |
3030,7– 4491,9 |
3 |
3940,5 | ||
4 |
4491,9 – 6772,0 |
1 |
6771,9 | ||
5 |
6772,0 - 229175,0 |
1 |
229175 |
Таблица 17
Сводные данные по аналитической группировке регионов ЦФО по показателям импорта
Интер-валы |
Диапазон |
Кол-во регионов |
Средний показатель по группе |
Средний показатель по совокупности |
Средний показатель по регионам |
1 |
214,2 – 2623,3 |
14 |
1081,0 |
36329,9 |
10872,37 |
2 |
2623,3 – 5032,4 |
1 |
4157,1 | ||
3 |
5032,4 – 7441,5 |
1 |
7441,5 | ||
4 |
7441,5 – 31047,0 |
1 |
31046,9 | ||
5 |
31047,0 - 137923,0 |
1 |
137923 |
Проанализируем показатели таблиц 15-17. Оценим распределение районов по типовым группам. Сопоставим одноименные показатели между группами. Сравним крайние группы.
Так, средний объем внешнеторгового оборота в 5 группе больше, чем в первой группе на 365524,7 млн. долл. США или в 233,2 раза. Средний объем экспорта в 5 группе больше, чем в первой группе на 228574,2 млн. долл. США или в 381,4 раза. Средний объем импорта в 5 группе больше, чем в первой группе на 136842,0 млн. долл. США или в 127,6 раз.
Средний объем внешнеторгового оборота во 2 группе больше, чем в первой группе на 2764,9 млн. долл. США или в 2,8 раза. Средний объем экспорта во 2 группе больше, чем в первой группе на 983,4 млн. долл. США или в 2,6 раза. Средний объем импорта во 2 группе больше, чем в первой группе на 3076,1 млн. долл. США или в 3,8 раза.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что значительную часть занимает 5 группа, а именно показатели г. Москвы. Типовой же группой по ЦФО в части внешнеторгового оборота, экспорта и импорта определим первую группу, как самую многочисленную.
Глава 2. Статистическо-экономический анализ единиц совокупности по основным показателям.
2.1 Индексный анализ.
Индексный метод является также важнейшим аналитическим средством выявления связей между явлениями. При этом применяются уже не отдельные индексы, а их системы.
Методология исчисления системы индексов внешней торговли, на основе данных таможенной статистики утверждена Приказом ФТС России от 18.12.2006 №1329 (в редакции Приказа ФТС РФ от 14.01.2010 N 23) «Об утверждении методологии исчисления системы индексов внешней торговли, на основе данных таможенной статистики».
Рассчитаем индивидуальные индексы по ЦФО внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта, которые характеризуют изменение внешнеторгового оборота, экспорта и импорта и строится как отношение внешнеторгового оборота, экспорта и импорта отчетного периода к внешнеторговому обороту, экспорту и импорту базисного периода, то есть по формуле:
I = P2013 / P2012 (3)
где I – индивидуальный индекс,
P2013 – показатель 2013 года,
P2012 – показатель 2012 года.
В целом по ЦФО индивидуальные индексы внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта представлены в таблице 18
Таблица 18
Индивидуальные индексы внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта по ЦФО за 2013-2012 гг.
Группы стран |
2013 год |
2012 год |
Индивидуальный индекс |
стоимость, млн. долл. США |
стоимость, млн. долл. США | ||
Оборот |
452680,7 |
433334,8 |
1,04 |
Экспорт |
256977,9 |
236846 |
1,08 |
Импорт |
195702,8 |
196488,8 |
0,99 |
Сальдо |
61275,1 |
40357,2 |
1,52 |
На основе индексного метода и данных аналитической группировки показателей внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта по регионам ЦФО определим индивидуальные индексы для каждой нижней группе по сравнению с высшей (таблицы 19-21).
Таблица 19
Индивидуальные индексы по аналитической группировке регионов ЦФО по внешнеторговому обороту
Интер-валы |
Диапазон |
Кол-во регионов |
Средний показатель по группе |
Индивидуальный индекс |
1 |
447 – 3011,3 |
11 |
1574,0 |
- |
2 |
3011,3 – 5575,5 |
2 |
4338,9 |
2,8 |
3 |
5575,5– 8139,8 |
3 |
7257,1 |
1,7 |
4 |
8139,8 – 37819,0 |
1 |
37818,8 |
5,2 |
5 |
37819,0 - 367098,7 |
1 |
367098,7 |
9,7 |
Таблица 20
Индивидуальные индексы по аналитической группировке регионов ЦФО по показателям экспорта
Интер-валы |
Диапазон |
Кол-во регионов |
Средний показатель по группе |
Индивидуальный индекс |
1 |
108,3 – 1569,5 |
12 |
600,8 |
- |
2 |
1569,5 – 3030,7 |
1 |
1584,2 |
2,6 |
3 |
3030,7– 4491,9 |
3 |
3940,5 |
2,5 |
4 |
4491,9 – 6772,0 |
1 |
6771,9 |
1,7 |
5 |
6772,0 - 229175,0 |
1 |
229175 |
33,8 |
Таблица 21
Индивидуальные индексы по аналитический группировке регионов ЦФО по показателям импорта
Интер-валы |
Диапазон |
Кол-во регионов |
Средний показатель по группе |
Индивидуальный индекс |
1 |
214,2 – 2623,3 |
14 |
1081,0 |
- |
2 |
2623,3 – 5032,4 |
1 |
4157,1 |
3,8 |
3 |
5032,4 – 7441,5 |
1 |
7441,5 |
1,8 |
4 |
7441,5 – 31047,0 |
1 |
31046,9 |
4,2 |
5 |
31047,0 - 137923,0 |
1 |
137923 |
4,4 |
Как видно, внешнеторговый оборот по аналитическим группам увеличивается от 170% до 970%. Экспорт по аналитическим группам увеличивается от 170% до 3380%, а импорт от 180% до 440%.
При расчете индивидуального индекса групп 1 и 5 получаются следующие результат. Так, внешнеторговый оборот увеличивается на 23320%, объем экспорта – 38140%, объем импорта – 12760%.
Данные показатели зависят от разницы показателей по внешней торговле г. Москвы и всех остальных регионов.
2.2 Корреляционно-регрессивный анализ.
Корреляционно-регрессионный анализ проводится для определения степени связи между результатом и факторами, влияющими на результат.
Анализ влияния факторов на объем внешнеторгового оборота (у) проводиться по следующим данным: объем экспорта (х1) и объем импорта (х2). Для начала необходимо определить характер связи между признаками и установить форму связи между ними.
Показатели по внешнеторговому обороту, экспорту и импорту по регионам ЦФО представлены в таблице 22.
Таблица 22
Внешнеторговый оборот, экспорт и импорт по регионам ЦФО, млн. долл. США
№ |
Регион |
Показатель | ||
Внешнеторговый оборот |
Экспорт |
Импорт | ||
1 |
Белгородская область |
7569,6 |
3412,5 |
4157,1 |
2 |
Брянская область |
2208,8 |
356,6 |
1852,2 |
3 |
Владимирская область |
2576,2 |
947,9 |
1628,3 |
4 |
Воронежская область |
2791,8 |
1584,2 |
1207,6 |
5 |
Ивановская область |
998,4 |
178,4 |
820,0 |
6 |
Калужская область |
8139,8 |
698,3 |
7441,5 |
7 |
Костромская область |
561,9 |
347,7 |
214,2 |
8 |
Курская область |
1359,2 |
695,5 |
663,8 |
9 |
Липецкая область |
6061,9 |
4491,9 |
1570,0 |
10 |
Московская область |
37818,8 |
6771,9 |
31046,9 |
11 |
Орловская область |
927,7 |
232,2 |
695,6 |
12 |
Рязанская область |
1109,4 |
414,0 |
695,5 |
13 |
Смоленская область |
3247,2 |
1330,9 |
1916,3 |
14 |
Тамбовская область |
447,0 |
108,3 |
338,7 |
15 |
Тверская область |
1384,9 |
315,8 |
1069,0 |
16 |
Тульская область |
5430,7 |
3917,2 |
1513,5 |
17 |
Ярославская область |
2948,6 |
1999,2 |
949,4 |
18 |
г.Москва |
367098,7 |
229175,3 |
137923,4 |
ИТОГО |
452680,6 |
256977,8 |
195703 |